Экономические учения Древнего Мира и Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание. Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного познания.
Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.

Файлы: 1 файл

istoriya_ekonomicheskikh_ychenii.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Идеи меркантилизма  живы и до сих пор активно используются в той или иной степени многими государствами сегодня.

Вывод: ранний меркантилизм (монетарная система) не шел дальше административных мероприятий для  удержания денег в стране;  поздний меркантилизм ищет источники  обогащения нации в развитии внешней  торговли, покровительстве национального производства и активного внешнеторгового баланса. Поздние меркантилисты одобряли лишь такое вмешательство государства в экономику, которое, по их мнению, соответствует принципам естественного права. Идеи этого права берут начало от Аристотеля, но в новое время получил новое содержание, эта теория выводилась из абстрактной природы человека и его природных прав. Так как эти права во многом противоречили светскому и церковному деспотизму, Средневековью, то они содержали элементы: к естественным правам человека относится право частной собственности и право на безопасность человека. В социальном смысле теория меркантилизма состоит в государственном обеспечении роста буржуазного богатства.

Связь экономической  теории с естественным правом в последствии перешла из меркантилизма в классическую политэкономию, но характер этой связи изменился, так как буржуазия окрепла и не нуждалась в сильной опеке государства, поэтому классики стали выступать против чрезмерного государственного вмешательства в экономику.

Вторым видным представителем меркантилизма был англичанин Томас Ман. Его называли стратегом торговли, в отличии от Монкретьена, он прожил довольно спокойную жизнь, отей его был купцом. Сам Томас Ман начинал клерком, прошел все ступени служебной карьеры, разбогател, стал видным человеком. В 20-х годах 17 века был одним из авторов экономической политики, которая проводилась в жизнь до конца столетия, но и сейчас отдельные элементы этой политики исполняются Основные положения этой политики:

      1. Запретить вывоз сырья, особенно шерсти;
      2. Вывоз готовой продукции поощрять, в том числе и государственных субсидий – эта рекомендация действует и сейчас (в Японии);
      3. Англия захватила все новые колонии – этот процесс, по мнению Томаса Мана, должен был продолжаться, поскольку колонии дают дешевое сырье, а торговцам прибыли от торговли;
      4. Предлагается ограничить доступ иностранных товаров в Англию высокими пошлинами, что подрывало конкурентоспособность этих товаров и стимулировало развитие собственных мануфактур;
      5. Развитие флота (торговый и военный).

Вывод: в совокупности политэкономию меркантилистов называли протекционисты, цель их мероприятий  – увеличение притока золота в  страну, средства реализации, развитие национального производства, торговли и флота.

    1. Кенэ – основатель школы физиократов.

Школа возникла во Франции  в 18 веке, сам термин физиократ возник от 2х греческих слов: «физиос» (природа) и «кратос» (сила). Основной представитель Кенэ родился в семье крестьянина, был естествоиспытателем и врачом, экономическими проблемами занимался, когда ему было около 60 лет. Франция в середине 18 века мало отличалась от того, что было в 16 веке. Это была аграрная страна с нищим и крестьянским населением. Промышленная революция еще не коснулась Франции. В отличии от меркантилистов, физиократы видели источник возрастания богатства не в обращении, а в производстве, но не во всем, а только в сельском хозяйстве, потому что физиократы связывали его с физическими приростами. Кенэ рассмотрел проблему распределения прибавочного продукта и пишет:»вспахав, ударив и засеяв крестьянин выращивает урожай, затем он выделяет семенной фонд, зерно на пропитание семьи, часть продает для приобретения городских товаров и отмечает, что у него остался еще избыток – он отдает его ;сеньору, королю и церкви: сеньору -4/7, королю – 2/7 и церкви – 1/7. Что касается короля и церкви это от Бога, что касается сеньора, то рента составляет поз стельные авансы – это некие капиталовложения, сделанные в незапамятные времена для приведения земли в пригодное для сельскохозяйственной обработки состояния». Рекомендации, которые давали физиократы правительству: поправить и способствовать сельское хозяйство.

Заслуга физиократов в том, что  они перенесли источник богатства  из сферы обращения в сферу  производства.

 

Классическая буржуазная политэкономия.

 

        1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы.
        2. Экономические учения А. Смита.
        3. Экономические учения Д. Рикардо.

 

1. Зарождение, общие  признаки и этапы классической  школы.

Все предшествующие экономические  школы обосновывали необходимость широкого государственного вмешательства в экономические процессы. Но по мере развития рыночных экономических отношений укрепление позиций капитала становилось все более очевидным, что чрезмерное экономическое вмешательство государства в экономические дела ограничивает предпринимательские свободы и сдерживает частную инициативу (ограничивает).

Вытеснение до индустриальных условий  производства системы свободного частного предпринимательства способствовало разложению меркантилизма и появлению  требований полного невмешательства в экономику (экономический либерализм). Проводниками этой теории явились классики буржуазной политэкономии, они вели борьбу с протекционистской политикой меркантилистов.  Классики в отличие от меркантилистов заново сформировали предмет и метод экономической теории.

Развитие промышленного капитала обусловило выдвижение на первый план предприятий, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. Поэтому в качестве предмета изучения классики берут сферу производства.

В методологии классики отошли от эмпирического (поверхностного) описания действительности, свойственного  меркантилизму и взяли на вооружение новейшие методологические приемы, обеспечивающие глубокие аналитические результаты. Классики были добросовестными и глубокими исследователями.

Сравнительный анализ теоретико-методологических характеристик  меркантилизма и классической школы.

Меркантилизм

Классическая школа

1. Главный принцип  экономической политики.

 

Протекционизм, политика свободной конкуренции отрицалась.

Экономический либерализм (фритридерство).

2. Предмет экономического  анализа.

 

Сфера обращения в  отрыве от производства (оно не рассматривалось).

Изучение проблем производства в отрыве от обращения.

3. Метод экономического  анализа.

 

Эмпирический (описание внешних проявлений экономических  процессов), отсутствие системного изучения всех сфер экономики.

Причина-следственный, метод  индукции-дедукции, анализа и синтеза, научной абстракции.

4. Трактовка происхождения  стоимости (ценности) товара.

 

В связи с «естественной» природой золотых и серебряных денег  и их накоплением в стране.

По затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда.

5.  Концепция экономического  роста.

 

Осуществляется посредством  увеличения денежного богатства  страны, благодаря достижению активного  торгового баланса во внешней  торговле.

Посредством увеличения национального богатства, создаваемого производственным трудом в сфере материального производства.

6. Принцип достижения  макроэкономического равновесия.

 

Благодаря координирующим и регулирующим действиям государства.

Самоуправление совокупного  спроса и совокупного предложения, благодаря «закону рынков».

7. Позиции в области теории денег.

 

Деньги – это искусственное  изобретение людей, это фактор роста  национального богатства.

Деньги – это стихийно выделившийся товар в мире товаров, это техническое орудие, вещь облегчающая  процесс обмена.


 

Хронология классической школы.

Существуют два подхода. Марксисты считают, что классическая политэкономия завершилась в  начале 19 века трудами А. Смита и  Д. Рикардо. И затем на смену классической школе пришла «вульгарная» экономическая  теория, родоначальниками которой были Жан-Батист Сэй, Мальтус, Синеор.

Маркс к классикам  относил тех экономистов (Смит, Рикардо, Петти), которые стояли на позиции  теории трудовой стоимости и которые  раскрывали классовые антогонистические противоречия капиталистического общества и подводили концепции без классового коммунистического общества.

 Современные западные, а вслед за ними и значительная  часть наших экономистов, трактуют  расширительно, включают в него  и так называемых представителей  «вульгарной» экономики.

Принимая во внимание обозначенные выше принципы теоретическо - методологической школы, можно утверждать, что так называемые «вульгарные» экономисты и Миль и сам Маркс относятся к классической школе.

Характеристика общих  признаков и особенности этапов развития классической школы.

В развитии классической школы условно можно выделить 4 этапа:

1й - конец 17 века начало 18 века (представители: Петти, Боагильбер)

Они осуждали сдерживающий предпринимательство протекционизм  меркантилистов, сделали первые попытки  создать затратные трактовки  стоимости, подчеркивали приоритетные значения либеральных принципов хозяйствования, но не будучи профессионалами экономистами они не смогли глубоко проработать теоретические проблемы эффективного развития производства.

2й – последняя треть 18 века (представитель: А. Смит).

 Он создал теорию  «экономического человека», теорию  «невидимой руки», по существу  открыл объективно действующие  экономические законы, выступал  за свободную конкуренцию и  не вмешательство государства  в экономические дела. На положениях  А. Смита покоится современная концепция о товаре и его свойствах, о деньгах, о заработной плате, прибыли, капитале, производительном труде.

3й – середина 19 века, в течение которого состоялся переход от мануфактурного производства к фабричному (представители: Мальтус, Синеор, Сэй).

Все они последователи  А. Смита, в том отношении, что  как и он главным в экономической  науке считали теорию стоимости  и придерживались затратной концепции. Тем не менее каждый из них оставил  в теории заметный след.

Мальтус – автор самой адиозной экономической теории, «теория народонаселения».

Суть теории состоит  в том, что народонаселение увеличивается  более высокими темпами, чем происходит прирост материального благосостояния. Это вызывает дефицит товаров, рост цен, безработицу, снижение жизненного уровня населения. Свои выводы он сделал основываясь на статистике США того времени и у него выходило следующее:

Рост народонаселения 1, 2 , 4, 8, 16, 32……

Рост материальных благ 1, 2, 3, 4, 5, 6……

Вывод: в нищете, безработице, росте цен виноваты сами рабочие, которые слишком быстро плодятся, а не производственные отношения капитализма. Виновными за сложное положение дел Мальтус считает и капиталистов, которые слишком много платят, позволяя им плодиться. Считал, что войны, эпидемии, мор – благие явления, позволяют ограничить рост народонаселения и избавить его от голода.

Жан-Батист Сэй – автор теории рынка.

Утверждает, что рыночная экономика является саморегулирующейся, потому что производство само создает  спрос равный себе, а следственно  государственного регулирования не нужно.

                                 Заработная плата, процент, рента


                                                  Труд, земля, капитал



Домашнее хозяйство                                                               Бизнес

 


                                                   Товар



                                                 Доход


Синеор – автор теории гармонического общества.

Суть теории: рабочие  владеют способностью к труду, но не обладая капиталом не могут эту способность реализовать. Средствами и предметами труда владеют капиталисты, но не могут привести их в движение. Таким образом, рабочие заинтересованы в капиталах, которые дают им возможность реализовать их способность к труду, а капиталисты заинтересованы в рабочих, которые приводят в движение средства труда.

 Рикардо – он выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, разрабатывал законченную теорию о формах земельной ренты, сформировал теорию стоимости денег и товаров, в зависимости от их количества в обращении (то есть сторонник  количественной теории денег).

4й – вторая половина 19 века.

В это время доминируют труды Миля и Маркса, они всесторонне  обобщили лучшие достижения предшественников. В этот период уже началось формирование неоклассической теории, но популярность классиков осталась внушительной. Это потому, что они стояли на позициях трудовой теории стоимости, эффективность ценообращения в условиях свободной конкуренции осуждали классовую тенденциозность, в основном симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.

 

2. Экономические учения  А. Смита.

Осуществил революционный  переворот в экономических воззрениях, обратил внимание на то, что богатство  государства в наличии продукта, а не в наличии золота и серебра, как думали меркантилисты. Богатство возрастает в производстве, а не в сфере обращения.

Информация о работе Экономические учения Древнего Мира и Средневековья