Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:43, реферат
Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание. Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного познания.
Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.
Идеи меркантилизма живы и до сих пор активно используются в той или иной степени многими государствами сегодня.
Вывод: ранний меркантилизм (монетарная система) не шел дальше административных мероприятий для удержания денег в стране; поздний меркантилизм ищет источники обогащения нации в развитии внешней торговли, покровительстве национального производства и активного внешнеторгового баланса. Поздние меркантилисты одобряли лишь такое вмешательство государства в экономику, которое, по их мнению, соответствует принципам естественного права. Идеи этого права берут начало от Аристотеля, но в новое время получил новое содержание, эта теория выводилась из абстрактной природы человека и его природных прав. Так как эти права во многом противоречили светскому и церковному деспотизму, Средневековью, то они содержали элементы: к естественным правам человека относится право частной собственности и право на безопасность человека. В социальном смысле теория меркантилизма состоит в государственном обеспечении роста буржуазного богатства.
Связь экономической теории с естественным правом в последствии перешла из меркантилизма в классическую политэкономию, но характер этой связи изменился, так как буржуазия окрепла и не нуждалась в сильной опеке государства, поэтому классики стали выступать против чрезмерного государственного вмешательства в экономику.
Вторым видным представителем меркантилизма был англичанин Томас Ман. Его называли стратегом торговли, в отличии от Монкретьена, он прожил довольно спокойную жизнь, отей его был купцом. Сам Томас Ман начинал клерком, прошел все ступени служебной карьеры, разбогател, стал видным человеком. В 20-х годах 17 века был одним из авторов экономической политики, которая проводилась в жизнь до конца столетия, но и сейчас отдельные элементы этой политики исполняются Основные положения этой политики:
Вывод: в совокупности политэкономию меркантилистов называли протекционисты, цель их мероприятий – увеличение притока золота в страну, средства реализации, развитие национального производства, торговли и флота.
Школа возникла во Франции в 18 веке, сам термин физиократ возник от 2х греческих слов: «физиос» (природа) и «кратос» (сила). Основной представитель Кенэ родился в семье крестьянина, был естествоиспытателем и врачом, экономическими проблемами занимался, когда ему было около 60 лет. Франция в середине 18 века мало отличалась от того, что было в 16 веке. Это была аграрная страна с нищим и крестьянским населением. Промышленная революция еще не коснулась Франции. В отличии от меркантилистов, физиократы видели источник возрастания богатства не в обращении, а в производстве, но не во всем, а только в сельском хозяйстве, потому что физиократы связывали его с физическими приростами. Кенэ рассмотрел проблему распределения прибавочного продукта и пишет:»вспахав, ударив и засеяв крестьянин выращивает урожай, затем он выделяет семенной фонд, зерно на пропитание семьи, часть продает для приобретения городских товаров и отмечает, что у него остался еще избыток – он отдает его ;сеньору, королю и церкви: сеньору -4/7, королю – 2/7 и церкви – 1/7. Что касается короля и церкви это от Бога, что касается сеньора, то рента составляет поз стельные авансы – это некие капиталовложения, сделанные в незапамятные времена для приведения земли в пригодное для сельскохозяйственной обработки состояния». Рекомендации, которые давали физиократы правительству: поправить и способствовать сельское хозяйство.
Заслуга физиократов в том, что они перенесли источник богатства из сферы обращения в сферу производства.
Классическая буржуазная политэкономия.
1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы.
Все предшествующие экономические школы обосновывали необходимость широкого государственного вмешательства в экономические процессы. Но по мере развития рыночных экономических отношений укрепление позиций капитала становилось все более очевидным, что чрезмерное экономическое вмешательство государства в экономические дела ограничивает предпринимательские свободы и сдерживает частную инициативу (ограничивает).
Вытеснение до индустриальных условий
производства системы свободного частного
предпринимательства
Развитие промышленного
В методологии классики отошли от эмпирического (поверхностного) описания действительности, свойственного меркантилизму и взяли на вооружение новейшие методологические приемы, обеспечивающие глубокие аналитические результаты. Классики были добросовестными и глубокими исследователями.
Сравнительный анализ теоретико-методологических характеристик меркантилизма и классической школы.
Меркантилизм |
Классическая школа |
1. Главный принцип экономической политики. |
|
Протекционизм, политика
свободной конкуренции |
Экономический либерализм (фритридерство). |
2. Предмет экономического анализа. |
|
Сфера обращения в отрыве от производства (оно не рассматривалось). |
Изучение проблем производства в отрыве от обращения. |
3. Метод экономического анализа. |
|
Эмпирический (описание внешних проявлений экономических процессов), отсутствие системного изучения всех сфер экономики. |
Причина-следственный, метод индукции-дедукции, анализа и синтеза, научной абстракции. |
4. Трактовка происхождения стоимости (ценности) товара. |
|
В связи с «естественной» природой золотых и серебряных денег и их накоплением в стране. |
По затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда. |
5. Концепция экономического роста. |
|
Осуществляется посредством увеличения денежного богатства страны, благодаря достижению активного торгового баланса во внешней торговле. |
Посредством увеличения национального богатства, создаваемого производственным трудом в сфере материального производства. |
6. Принцип достижения
макроэкономического |
|
Благодаря координирующим и регулирующим действиям государства. |
Самоуправление совокупного спроса и совокупного предложения, благодаря «закону рынков». |
7. Позиции в области теории денег. |
|
Деньги – это искусственное изобретение людей, это фактор роста национального богатства. |
Деньги – это стихийно выделившийся товар в мире товаров, это техническое орудие, вещь облегчающая процесс обмена. |
Хронология классической школы.
Существуют два подхода. Марксисты считают, что классическая политэкономия завершилась в начале 19 века трудами А. Смита и Д. Рикардо. И затем на смену классической школе пришла «вульгарная» экономическая теория, родоначальниками которой были Жан-Батист Сэй, Мальтус, Синеор.
Маркс к классикам относил тех экономистов (Смит, Рикардо, Петти), которые стояли на позиции теории трудовой стоимости и которые раскрывали классовые антогонистические противоречия капиталистического общества и подводили концепции без классового коммунистического общества.
Современные западные,
а вслед за ними и
Принимая во внимание обозначенные выше принципы теоретическо - методологической школы, можно утверждать, что так называемые «вульгарные» экономисты и Миль и сам Маркс относятся к классической школе.
Характеристика общих признаков и особенности этапов развития классической школы.
В развитии классической школы условно можно выделить 4 этапа:
1й - конец 17 века начало 18 века (представители: Петти, Боагильбер)
Они осуждали сдерживающий
предпринимательство
2й – последняя треть 18 века (представитель: А. Смит).
Он создал теорию
«экономического человека»,
3й – середина 19 века, в течение которого состоялся переход от мануфактурного производства к фабричному (представители: Мальтус, Синеор, Сэй).
Все они последователи А. Смита, в том отношении, что как и он главным в экономической науке считали теорию стоимости и придерживались затратной концепции. Тем не менее каждый из них оставил в теории заметный след.
Мальтус – автор самой адиозной экономической теории, «теория народонаселения».
Суть теории состоит
в том, что народонаселение
Рост народонаселения 1, 2 , 4, 8, 16, 32……
Рост материальных благ 1, 2, 3, 4, 5, 6……
Вывод: в нищете, безработице, росте цен виноваты сами рабочие, которые слишком быстро плодятся, а не производственные отношения капитализма. Виновными за сложное положение дел Мальтус считает и капиталистов, которые слишком много платят, позволяя им плодиться. Считал, что войны, эпидемии, мор – благие явления, позволяют ограничить рост народонаселения и избавить его от голода.
Жан-Батист Сэй – автор теории рынка.
Утверждает, что рыночная экономика является саморегулирующейся, потому что производство само создает спрос равный себе, а следственно государственного регулирования не нужно.
Домашнее хозяйство
Синеор – автор теории гармонического общества.
Суть теории: рабочие владеют способностью к труду, но не обладая капиталом не могут эту способность реализовать. Средствами и предметами труда владеют капиталисты, но не могут привести их в движение. Таким образом, рабочие заинтересованы в капиталах, которые дают им возможность реализовать их способность к труду, а капиталисты заинтересованы в рабочих, которые приводят в движение средства труда.
Рикардо – он выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, разрабатывал законченную теорию о формах земельной ренты, сформировал теорию стоимости денег и товаров, в зависимости от их количества в обращении (то есть сторонник количественной теории денег).
4й – вторая половина 19 века.
В это время доминируют труды Миля и Маркса, они всесторонне обобщили лучшие достижения предшественников. В этот период уже началось формирование неоклассической теории, но популярность классиков осталась внушительной. Это потому, что они стояли на позициях трудовой теории стоимости, эффективность ценообращения в условиях свободной конкуренции осуждали классовую тенденциозность, в основном симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.
2. Экономические учения А. Смита.
Осуществил революционный
переворот в экономических
Информация о работе Экономические учения Древнего Мира и Средневековья