Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:43, реферат
Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание. Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного познания.
Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.
А. Смит – шотландец. Родился в 1723 году в семье небогатого таможенника. В 14 лет поступил в Глазговский университет. В 1746 году Смит читает лекции по естественному праву, оно – естественное право – включало юриспруденцию, политические учения, социологию, экономику. Уже в эти годы высказывает основные идеи экономического либерализма. «Человек обычно рассматривался государственными деятелями и прожектерами (политиками), как некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих дел. Надо же предоставить природу самой себе и дать ей полную свободу в преследовании ее целей и осуществлении ее собственных проектов. Для того, чтобы поднять государство с самых низких ступеней варварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильно направляют события иным путем, пытаются приостановить развитие общества, считается противоестественным. Чтобы удержаться у власти они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».
Экономические воззрения Смита вытекали из философии естественного права, которое провозглашало свободу личности и приоритет прав личности над правами государства и общества, то есть ценности либерализма. Объективная теория естественного права была направлена против феодального абсолютизма, против кастовых и цеховых ограничений. Эта теория явилась основой для формирования правового государства. В экономике теории естественного права лежала в основе теория свободного рынка.
Самым замечательным производством Смита является книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (Лондон 1776). В этой работе Смит провозглашает идеи либерализма к идее экономики. Основой его экономических воззрений стала философия французских рационалистов (Ильвеция), который провозгласил эгоизм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. Ильвеций сравнивал роль своего корыстного интереса с ролью всемирного тяготения. Эту точку зрения принял А. Смит и перенес ее на политэкономию. Ход мыслей А. Смита: главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес, но преследовать свой интерес может только человек, оказывая другим услуги, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Естественным стремлением людей улучшить свое материальное положение – это такой мощный стимул, что если ему предоставить свободу действий, он сам способен привести общество к благосостоянию.
Смит впервые вводит
понятия объективных
Концепция своекорыстного интереса поставила вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека. С этой проблемой остро столкнулся социализм.
Из концепции своекорыстного интереса вытекает и политика не вмешательства в экономику. Если деятельность в конечном итоге ведет к благу общества, то эту деятельность не надо ничем стеснять.
Смит считал, что свобода передвижения товаров и денег, капитала и труда, ресурсы общества будут использоваться самым оптимальным образом. Свобода конкуренции была альфой и бетой его экономического учения.
Завершение классической политэкономии.
1. Завершение учения Миля.
Его отец был экономистом. В 10 лет Миль сделал обзор всемирной истории. В 13 лет историю Рима. Главное произведение Миля «Основы политэкономии» в 5 томах. Практическая деятельность Миля была связана с ост - индийской компанией. Так же он был членом парламента.
Миль очень много взял от Рикардо, как в методологическом, так и в теоретическом плане.
Что роднит Рикардо и Миля:
Но у Миля есть и своя специфика в теории:
Теоретические проблемы Миля.
Потребительская стоимость Стоимость (относительно другого товара)
Миль, как и все классики, утверждает, что стоимость создается трудом, а величина стоимости определяется затратами труда.
2. Учения Карла Маркса.
Родился в городе Триле (1818-1883), в семье юриста. Он получил хорошее образование (широкое). Идеи Маркса сочетались с философскими, социологическими и политологическими. Он учился в 2х университетах (Боннском и Берлинском). Жил и работал в Англии.
Методологически Маркс исходил сразу из 3х источников:
У первых Маркс заимствовал трудовую теорию стоимости, положение закона тенденции нормы прибыли к понижению.
У вторых заимствовал идеи диалектики и материализма.
У третьих – понятия классовой борьбы и социального устройства общества.
Маркс рассмотрел политику и государство, как вторичное явление по отношению к экономике, то есть создал учение о базисе и надстройке. Экономическое учение – базис, а государство, политика, образование, наука – это все надстройки.
Основной труд Маркса – «Капитал» (порядка 40 лет он затратил на его написание). В нем исследуется капиталистический способ производства. По Марксу исключается гуманизация общества и демократии из-за частной собственности на средства производства. В капиталистической системе трудятся ради прибыли, и имеет место эксплуатация одного класса другим. А человек при капитализме (и рабочий, и предприниматель) становится чуждым самому себе, так как не может само реализоваться в труде, потому что труд деградировал в лишь средство существования.
Общественным идеалом
Маркс считал коммунизм, при котором
все средства производства уже не
принадлежат отдельным
Как и его предшественники,
Маркс рассматривает
Борьба классов неизбежно должна привести к победе социалистической революции. Социальная революция неизбежна, потому что по мере накопления капитала богатые становятся богаче, а бедные – беднее.
Во времена Маркса это действительно было справедливо, но в настоящее время бедные беднее не становятся, в настоящее время в развитых странах рост реальной заработной платы идет параллельно с ростом национального дохода и даже несколько опережает его.
Новации Маркса в теории классов:
В области экономики:
Анализируя капитал, Маркс определяет его, как средство эксплуатации рабочего класса и установления власти над рабочей силой.
Маркс впервые вводит понятие органического строения капитала C / V,
где C – постоянный капитал (средства производства и орудия труда)
V – переменный капитал.
W = C + V + M, с ростом НТП C , а V¯
Стоимость товара Прибавочная стоимость
Маркс открыл норму прибавочной стоимости (норма эксплуатации)
M`=M / V * 100% - выражает степень эксплуатации рабочего класса.
Норма прибыли – p`=M / (C +V) * 100% - показывает результативность капитала.
Норма прибыли по Марксу имеет тенденцию к понижению, потому что M растет медленно, а знаменатель (C + V) быстрее. Главной своей заслугой Маркс считает открытие двойственного характера труда воплощенного в товаре.
Потребительская стоимость Труд Стоимость
Конкретный труд
Частный труд
Стоимость создается абстрактным трудом, а абстрактный труд – труд вообще, как затрата человеческой энергии в физическом смысле.
Конкретный труд – труд определенный квалификацией и все виды конкретного труда отличаются друг от друга:
Конкретный труд по природе является частным трудом (что и как частное дело товаропроизводителя).
Абстрактный труд – общественный труд по своей природе, так как труд направлен на удовлетворение общественной необходимости.
Между частным и общественным трудом противоречия, которые обостряются с развитием производства.
Ленин считал краеугольным камнем Марксистской теории – учение о прибавочной стоимости.
Информация о работе Экономические учения Древнего Мира и Средневековья