Экономические учения Древнего Мира и Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание. Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного познания.
Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.

Файлы: 1 файл

istoriya_ekonomicheskikh_ychenii.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

А. Смит – шотландец. Родился  в 1723 году в семье небогатого таможенника. В 14 лет поступил в Глазговский  университет. В 1746 году Смит читает лекции по естественному праву, оно – естественное право – включало юриспруденцию, политические учения, социологию, экономику. Уже в эти годы высказывает основные идеи экономического либерализма. «Человек обычно рассматривался государственными деятелями и прожектерами (политиками), как некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих дел. Надо же предоставить природу самой себе и дать ей полную свободу в преследовании ее целей и осуществлении ее собственных проектов. Для того, чтобы поднять государство с самых низких ступеней варварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильно направляют события иным путем, пытаются приостановить развитие общества, считается противоестественным. Чтобы удержаться у власти они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».

Экономические воззрения  Смита вытекали из философии естественного  права, которое провозглашало свободу  личности и приоритет прав личности над правами государства и общества, то есть ценности либерализма. Объективная теория естественного права была направлена против феодального абсолютизма, против кастовых и цеховых ограничений. Эта теория явилась основой для формирования правового государства. В экономике теории естественного права лежала в основе теория свободного рынка.

Самым замечательным  производством Смита является книга  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (Лондон 1776). В этой работе Смит провозглашает  идеи либерализма к идее экономики. Основой его экономических воззрений стала философия французских рационалистов (Ильвеция), который провозгласил эгоизм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. Ильвеций сравнивал роль своего корыстного интереса с ролью всемирного тяготения. Эту точку зрения принял А. Смит и перенес ее на политэкономию. Ход мыслей А. Смита: главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес, но преследовать свой интерес может только человек, оказывая другим услуги, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Естественным стремлением людей улучшить свое материальное положение – это такой мощный стимул, что если ему предоставить свободу действий, он сам способен привести общество к благосостоянию.

Смит впервые вводит понятия объективных экономических  законов, чем по сути дела поставил политэкономию на научную основу, поскольку наука существует в  той мере, в какой исследуют  объективные законы. Смит иллюстрирует экономические законы на примере закона стоимости. Но самого термина экономические законы А. Смит еще не ввел, подозревая их он говорит о «невидимой руке», это не что иное как стихийно действующий объективный экономический закон.

Концепция своекорыстного интереса поставила вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека. С этой проблемой остро столкнулся социализм.

Из концепции своекорыстного интереса вытекает и политика не вмешательства  в экономику. Если деятельность в  конечном итоге ведет к благу  общества, то эту деятельность не надо ничем стеснять.

Смит считал, что свобода  передвижения товаров и денег, капитала и труда, ресурсы общества будут  использоваться самым оптимальным  образом. Свобода конкуренции была альфой и бетой его экономического учения.

 

Завершение  классической политэкономии.

 

    1. Завершения учения Миля.
    2. Экономические учения К. Маркса.

 

 

 

1. Завершение учения  Миля.

Его отец был экономистом. В 10 лет Миль сделал обзор всемирной  истории. В 13 лет историю Рима. Главное  произведение Миля «Основы политэкономии» в 5 томах. Практическая деятельность Миля была связана с ост - индийской компанией.  Так же он был членом парламента.

Миль очень много  взял от Рикардо, как в методологическом, так и в теоретическом плане.

Что роднит Рикардо  и Миля:

    1. Миль принял рикардийский взгляд на предмет политэкономии, выделив на 1й план законы производства и 2й план законы распределения. Предметом – законы экономического развития.
    2. В методологическом плане Миль был солидарен с Рикардо концепцией «нейтральности» денег, привержен, как и Рикардо, количественной теории денег. Данная концепция по поводу денег ведет к недооценке функции денег. В частности Миль не признает такую функцию, как меру стоимости.
    3. Миль дает упрощенную характеристику богатству. Богатство по Милю это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ.

Но у Миля есть и  своя специфика в теории:

    1. Миль уже противопоставляет законы производства и законы распределения. Законы производства по Милю неизменны и заданы технологическими условиями, они так же, как и физические истины объективны, то есть, в них нет ничего зависящего от воли человека. Законы распределения, поскольку ими управляет человеческая интуиция, являются такими, какими их делают мнения и желания правящей части общества. Они весьма различны - в разные века и в разных странах. Именно законы распределения, на которые влияют обычаи данного общества, предопределяют персональное распределение собственности между основными классами.
    2. Миль вносит различия в понятия статика и динамика, он отмечает, что до него все экономисты изучали законы в статичном обществе, но к этому исследованию, он говорит, надо добавить динамику.

Теоретические проблемы Миля.

    • Теория производительного труда. Здесь он во многом солидарен со Смитом. Он говорит, что только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство. Миль расширяет сферу производительного труда, включая в нее труд по охране частной собственности и труд по приобретению квалификации.
    • Заработная плата. Так же как и у Рикардо – это плата за труд. Величина заработной платы зависит от соотношения спроса и предложения. Миль считает, что заработная плата должна равняться минимуму необходимому для воспроизводства рабочей силы.
    • Капитал. Это ранее накопленный запас прошлого труда, накопление капитала расширяет масштаб занятости и предотвращает безработицу, правда в том случае, если имеют место производственные накопления.
    • Миль принял теорию ренты Рикардо и видит в ренте компенсацию за пользование землей, но тут Миль вносит некоторое уточнение. Он говорит, что в зависимости от формы исполнения земельного участка, он может либо обеспечивать ренту, либо наоборот требует издержек.
    • В теории распределения доходов (заработная плата, прибыль, рента). Здесь Миль стоит на позициях Мальтуса и уже на примере Англии показывает, что прирост средств, для существования не опережает прироста народонаселения. Он предлагает регулировать народонаселение за счет регулирования семьи, за счет регулирования рождаемости и эмансипации женщин.
    • В теории стоимости, Миль, рассмотрев понятия - меновая стоимость, потребительская стоимость и стоимость, обращает внимание на то, что стоимость не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость понятие относительное.

 

                                 Товар                                                 Меновая стоимость


 

 

Потребительская стоимость                   Стоимость (относительно другого товара)

 

Миль, как и все классики, утверждает, что стоимость создается трудом, а величина стоимости определяется затратами труда.

    • В экономике нет ничего более несущественного, чем деньги. Они нужны лишь, как средство для экономии времени и труда.
    • Милю первому принадлежит трактовка социализма и трактовка социалистического общества. Но при всех симпатиях к социализму, Миль отмежевывался от социалистов в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности. По его мнению, частная собственность – вещь совершенно прекрасная, а задача состоит  лишь в том, чтобы преодолеть индивидуализм и злоупотребления, возможные в связи с правом частной собственности. Таким образом, миль не за ликвидацию частной собственности, а за усовершенствование распределения частной собственности.
    • По вопросу о роли государства в социально экономическом развитии. Миль утверждает, что ЦБ следует повышать банковский процент, так как за этим следует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса. Кроме того, это ведет к предотвращению утечки из страны золота и национальной валюты. Призывает к сокращению государственных расходов.
    • Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль, все же указывает, что есть сферы общественной деятельности (сферы бессилия рынка, где рыночные механизмы не приемлемы), это инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и т.д.
    • Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение, обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком смысле слова.

 

2. Учения Карла Маркса.

Родился в городе Триле (1818-1883), в семье юриста. Он получил  хорошее образование (широкое). Идеи Маркса сочетались с философскими, социологическими и политологическими. Он учился в 2х университетах (Боннском и Берлинском). Жил и работал в Англии.

Методологически Маркс  исходил сразу из 3х источников:

    1. Английская классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти);
    2. Классическая немецкая философия (Гегель, Фейербах);
    3. Французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн).

У первых Маркс заимствовал  трудовую теорию стоимости, положение  закона тенденции нормы прибыли  к понижению.

У вторых заимствовал  идеи диалектики и материализма.

У третьих – понятия  классовой борьбы и социального  устройства общества.

Маркс рассмотрел политику и государство, как вторичное  явление по отношению к экономике, то есть создал учение о базисе и  надстройке. Экономическое учение –  базис, а государство, политика, образование, наука – это все надстройки.

Основной труд Маркса – «Капитал» (порядка 40 лет он затратил на его написание). В нем исследуется  капиталистический способ производства. По Марксу исключается гуманизация  общества и демократии из-за частной  собственности на средства производства. В капиталистической системе трудятся ради прибыли, и имеет место эксплуатация одного класса другим. А человек при капитализме (и рабочий, и предприниматель) становится чуждым самому себе, так как не может само реализоваться в труде, потому что труд деградировал в лишь средство существования.

Общественным идеалом  Маркс считал коммунизм, при котором  все средства производства уже не принадлежат отдельным собственникам, а являются общественным достоянием и каждый человек приобретает свободу, прежде всего от эксплуатации.

Как и его предшественники, Маркс рассматривает распределение  доходов, полной занятости, экономического роста, благосостояния. Но центральной  идеей Маркса является идея классов  и теория классовой борьбы с тенденцией упрощения и поляризации классовых групп вокруг 2х основных классов (пролетарии и капиталисты).

Борьба классов неизбежно  должна привести к победе социалистической революции. Социальная революция неизбежна, потому что по мере накопления капитала богатые становятся богаче, а бедные – беднее.

Во времена Маркса это действительно было справедливо, но в настоящее время бедные беднее не становятся, в настоящее время  в развитых странах рост реальной заработной платы идет параллельно  с ростом национального дохода и даже несколько опережает его.

Новации Маркса в теории классов:

    1. Существование классов связано лишь с определенными фазами развития общества.
    2. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата.
    3. Эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всех классов и построение бесклассового общества.

В области экономики:

Анализируя капитал, Маркс  определяет его, как средство эксплуатации рабочего класса и установления власти над рабочей силой.

Маркс впервые вводит понятие органического строения капитала  C / V,

где C – постоянный капитал (средства производства и орудия труда)

       V – переменный капитал.

W = C + V + M, с ростом НТП   C ­  , а V¯


 

Стоимость товара                  Прибавочная стоимость

Маркс открыл норму прибавочной  стоимости (норма эксплуатации)

M`=M / V * 100% - выражает степень эксплуатации рабочего класса.

Норма прибыли – p`=M / (C +V) * 100% - показывает результативность капитала.

Норма прибыли по Марксу имеет тенденцию к понижению, потому что M растет медленно, а знаменатель (C + V) быстрее. Главной своей заслугой Маркс считает открытие двойственного характера труда воплощенного в товаре.

                                            Товар                                            Меновая стоимость


Потребительская стоимость               Труд                    Стоимость



                            Конкретный труд                 Абстрактный труд



                            Частный труд                       Общественный труд


                                                         Противоречия

Стоимость создается  абстрактным трудом, а абстрактный  труд – труд вообще, как затрата  человеческой энергии в физическом смысле.

Конкретный труд –  труд определенный квалификацией и  все виды конкретного труда отличаются друг от друга:

    1. По предмету труда (то на что он воздействует);
    2. По средствам труда;
    3. По профессиональным движениям;
    4. По конечному результату (потребительской стоимости).

Конкретный труд по природе  является частным трудом (что и  как частное дело товаропроизводителя).

Абстрактный труд – общественный труд по своей природе, так как труд направлен на удовлетворение общественной необходимости.

Между частным и общественным трудом противоречия, которые обостряются  с развитием производства.

Ленин считал краеугольным камнем Марксистской теории – учение о прибавочной стоимости.

Информация о работе Экономические учения Древнего Мира и Средневековья