Экономическая мысль Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления.

Файлы: 1 файл

Эконом. мысль Древнего Востока.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Введение

Экономико-специфическая  сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

Наиболее ранние проявления экономической мысли следует  искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.

Основа экономики того периода - земледелие. Возникают прочные  людские поселения. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства.

Возникает государство: строительство в грандиозных  масштабах - храмы, дворцы - это выходит за рамки общины и даже племенных союзов. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет.

Все это и послужило  основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока.

1. Экономическая мысль Древнего Востока

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире?

  1. Выразители экономической мысли Древнего мира стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».
  2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной  и полной характеристики эволюции экономической  мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

 

2. Древний Египет

Древнеегипетская экономическая  мысль представлена в основном различного рода "Поучениями" неизвестных авторов. Посвящены они вопросам государственного управления хозяйственной деятельностью, изложены в форме необязательных для выполнения советов хозяйствующим субъектам по поводу сооружения и обслуживания ирригационных систем, проведения мелиорационных работ. Всё это требовало централизованного управления со стороны правительства и четкой организации производства, на что и делали упор хозяйственные трактаты.

На примере  этой страны человечество располагает  двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований:

  • «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII век до н.э.). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.
  • «Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н.э.). Главная идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Произведение «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» датируется XXIIв. до н.э., составлено царем Верхнего и Нижнего Египта Ахтоем Уахкара для своего сына Мерикара.

Несколько основных положений  из этого произведения:

  1. «Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей, сотри имя его, погуби сторонников его. Его подчиненные любят его. Мятежник для горожан – это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов. Если ты обнаружишь горожанина и дела его известны тебе, сообщи о нем придворным, и они уничтожат его – он враг. Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома…»
  2. «Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего. Благословляй человека, живущего с открытым лицом, так как доверчивость хуже, чем несчастье…Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается. Не говорит бедняк правды. Несправедлив говорящий: “О, если б я имел”. Пристрастен он к тому, кто владыка подаяний его. Велик царь своими вельможами. Могуч царь владыка, велик он богатством своих вельмож. Говори правду в твоем доме, и будут бояться тебя вельможи в стране…»
  3. «Возвышай молодых воинов, и будет тебя любить столица. Увеличивай из твоих подчиненных воинов. Смотри, среди твоих горожан много молодых, сильных, которым исполнилось 20 лет. Молодым воинам приятно, когда исполняют их желания. Что касается старых воинов, то я возвысился благодаря им при моей коронации…»
  4. «Награждай вельмож податными списками, жрецов – участками земли. Работают для тебя, как один отряд. Нe будет мятежников среди них. Не будешь страдать ты из-за Нила, что он не приходит. Подати севера будут в твоей руке…»
  5. «Смотри, вбит пограничный столб для азиатов. Я установил границу на востоке от Хебену до Дороги Гора. Там находятся поселения, полны они лучшими людьми со всей земли до границ ее, чтобы отражать азиатов. Хотел бы я видеть могущественного, который прошел бы мимо всего этого, и сделал бы больше, чем я. Плох тот, который уменьшит мое наследство…»

Имя царя Х династии Ахтоя III (Хети III 2120–2070 гг. до н.э.), автора поучения, установлено по царским спискам Туринского папируса. В целом, текст представляет собой политический трактат, содержащий наставление наследнику о том, как надо управлять государством. В начало поучения, судя по отдельным фразам и словам, речь шла о подавлении мятежа и борьбе с кочевниками, пришедшими с Востока. Дальнейшее содержание о том, как наказывать мятежников и обезопасить Египет от набегов, подтверждает это предположение.

В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников, переделом их имущества. Сохранился документ, отражающий экономические воззрения побиваемых во время войны аристократов. Это "Речение Ипувера".

Впервые в мировой  истории автор доказывает, что  социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых, и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и "расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и даже наследственных рабов.

Ипувер упорно доказывал, что участники переворота сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того, насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах становилось возвращение общинных отношений, в поздних - возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем.

 

 

3. Вавилония

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей  эры возникло могущественное Вавилонское  царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.). При нем был разработан сборник законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником, дающим представление об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

Основная задача законов Хаммурапи - нейтрализовать социальные последствия долгового рабства:

  1. Социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, через три года раб становился свободным, долги его аннулировались.
  2. Запрет на убийство неоплатных должников.
  3. В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы.
  4. Установлены нормы для арендной платы.
  5. Санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются широкие гарантии (в случае воровства, обмана).
  6. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу последнего. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешается наем ремесленников, работорговля.

 «Кодекс Хаммурапи»

В 1901 г. французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба (247 законов).

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных  отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.

Вот некоторые примеры  законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

  • посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
  • за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
  • срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
  • предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% от ее первоначальной суммы.

Во времена правления  Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока