Экономическая мысль Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:39, реферат

Краткое описание

Рассмотрим развитие экономической мысли Средневековья, связанной с эпохой феодализма, хронологические рамки которой очень широкие и различные для разных стран. Так, в Китае феодализм господствовал с V в. до н.э. до XIX в. в Западной Европе — с V в. по XV – XVI вв., в России — с IX в. до XIX в. В ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились и в XX в. Различными путями шло и возникновение этого способа производства: в некоторых странах оно явилось результатом разложения рабовладельческого строя (Западная Европа), в других - феодализм вырос на основе разложения первобытнообщинного строя (Россия).

Файлы: 1 файл

Экономическая мысль Средневековья.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Экономическая мысль Средневековья

Введение

Современная экономическая  теория – результат длительного  и противоречивого развития человеческого общества. Исследование основных направлений и этапов развития экономической теории от ее генезиса до наших дней дает возможность глубже выяснить совокупность современных проблем, многие из которых унаследованы от прошлых лет.

История экономических учений, дополняя экономическую теорию, изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества.

Рассмотрим развитие экономической мысли Средневековья, связанной с эпохой феодализма, хронологические рамки которой очень широкие и различные для разных стран. Так, в Китае феодализм господствовал с V в. до н.э. до XIX в. в Западной Европе — с V в. по XV – XVI вв., в России — с IX в. до XIX в. В ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились и в XX в. Различными путями шло и возникновение этого способа производства: в некоторых странах оно явилось результатом разложения рабовладельческого строя (Западная Европа), в других - феодализм вырос на основе разложения первобытнообщинного строя (Россия).

При всем различии путей  возникновения феодализму повсюду  присущи некоторые общие черты. Основой феодального способа производства является собственность класса феодалов на землю и неполная собственность на зависимых от них крестьян, владеющих средствами производства. Феодалы и крестьяне — основные классы феодального общества. Феодальный строй характеризовался господством натурального хозяйства, примитивной и рутинной техникой. Эксплуатация осуществлялась при помощи внеэкономического принуждения.

Феодализм в своем развитии прошел три стадии: период раннего феодализма, период зрелого, развитого феодализма, период позднего феодализма, на последнем этапе которого начались его разложение и кризис.

В период раннего феодализма хозяйство  носило в основном натуральный характер, лишь незначительная часть продуктов поступала на рынок. Прибавочный продукт присваивался феодалом в форме отработочной и продуктовой ренты. Но постепенно общественное разделение труда развивается. Отделение ремесла от сельского хозяйства положило начало росту феодальных городов, ставших центрами промышленного производства. Эти процессы привели к росту товарооборота.

В период развитого феодализма на основе углубления общественного разделения труда торговля получила уже значительное развитие. Товарно-денежные отношения играют все возрастающую роль. Происходит переход к денежной ренте. Стадия разложения феодализма характеризуется возникновением в недрах феодального строя капиталистических отношений и зарождением на этой основе буржуазной политической экономии.

На этой стадии экономическая наука  еще не обособилась. Экономические идеи встречаются в юридических памятниках (Салическая Правда - в Европе, Русская Правда — в России), где они служат для обоснования тех или иных юридических норм, вызванных необходимостью защиты феодализма; в церковных памятниках - в связи с попытками «отцов церкви» оправдать всю систему феодализма, его классовую структуру. Особый интерес, с точки зрения становления экономической теории, имеют те экономические идеи, которые высказывались в непосредственной связи с характеристикой экономических процессов: торговли, ростовщичества и др.

Подобно идеологам класса рабовладельцев защитники интересов класса феодалов, особенно в период раннего феодализма, отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Позднее они ищут компромисс, и своеобразным выражением такого приспособления взглядов теоретиков феодализма была теория «справедливой цены».

В большинстве случаев экономическая мысль была облечена в религиозную оболочку, потому что духовенство было единственным образованным слоем в феодальном обществе. Поскольку «отцы церкви» в своих «трудах» исходили из церковных канонов (канонами назывались законы церкви), их называли канонистами. Наиболее выдающимися мыслителями были Августин (IV—V вв.) и Фома Аквинский (XIII в.) - в Западной Европе, Ермолай-Еразм (XVI в.) — в России.

Экономические взгляды «отцов церкви»  выражали интересы господствующего класса - феодалов и ставили себе целью обосновать необходимость феодального строя и феодальной эксплуатации. Экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей».

Переход от рабовладельческого строя к феодализму ознаменовался  усилением богословского характера  экономических воззрений. Это насаждалось не только христианскими, иудейскими и исламскими, но и другими вероисповеданиями.

 

1. Развитие экономической мысли на Востоке

1.1. Китай

Экономическая мысль  средневекового Китая во многом следовала  канонам конфуцианства. Ли Гоу (XI в.) в своем трактате «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» призывал к развитию земледелия, сокращению отрыва крестьян от земли, запрещению захвата земель и ограничению размеров землевладения. Он предлагал регулирование сезонных цен на зерно. Чтобы нейтрализовать торговцев-спекулянтов, Ли Гоу предлагал такое регулирование цен, при котором крестьяне должны осенью продавать зерно не слишком дешево, а весной покупать его не слишком дорого. Особое внимание Ли Гоу уделял финансам государства, рассматривая их как средство достижения идеального порядка, при котором соблюдалась мера в расходах и потреблении, с тем чтобы в низах не испытывали нужды, а верхах был достаток. Он рекомендовал правителям сокращать расходы двора, установить твердую сумму государственных расходов, учитывая при этом социальные ранги людей.

 

1.2. Арабские страны

Экономические представления  арабов неразрывно были связаны с  теми изменениями, которые происходили в аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в результате разложения первобытнообщинных отношений на большей части полуострова и кризиса рабовладельческого уклада. Переход к феодальным производственным отношениям и создание единого государства совпали с возникновением новой единобожной религии — ислама.

Глава первого общеарабского  государства Мухаммед носил сан  пророка, осуществляя и светскую и духовную власть. Это соединение светского и духовного начал наложило отпечаток на все последующее развитие мусульманских стран, на идеологию, историографию, правоведение, экономическую мысль и т. д.

Экономическую мысль  арабов в период возникновения раннефеодального государства отразили Коран и жизнеописания Мухаммеда. Коран (на русский язык переводится как «чтение») содержит проповеди Мухаммеда, его высказывания по тем или иным вопросам в период 610—632 гг. Эти высказывания записывались его сподвижниками и после его смерти были сведены воедино. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу VII — VIII вв.

Наиболее часто Мухаммед упоминает богатых и бедных, обращается к проблемам имущественного положения  и неравенства, пытается дать объяснение неравенству. Однако главная мысль — божественное происхождение имущественного и социального неравенства.

В Коране земля объявлена  принадлежащей Богу и не каждый может рассчитывать на ее получение или же сохранение за собой земельной собственности. Но Коран утверждает принцип неприкосновенности частной собственности, подчеркивая недопустимость присваивать чужое имущество, входить в чужие дома «с задней стороны» или входить без разрешения. Строгое наказание грозило ворам; им следовало отсекать руки «в воздаяние за то, что они приобрели». Хотя Мухаммед порицает скупых, любящих богатство, золото, серебро, тем не менее, проявляет большую заботу о сохранении богатства, выступает против расточительства, излишней траты средств, призывает к бережливости. Правоверным рекомендуется не поедать «достояний меж собой попусту» и не отдавать его судьям, ибо «съесть часть достояния людей преступно», но давать родственнику «должное ему», и бедняку, и путнику.

Все верующие обязаны  были тратить часть своего имущества, уплачивая очистительную милостыню. Это своего рода единое обложение всех принявших ислам, благотворительность, возведенная в степень общерелигиозного и общегосударственного обязательства.

Коран неоднократно обращается к проблеме ростовщичества. Мухаммед всячески устрашал ростовщиков воздаянием от Аллаха, запрещение брать высокий процент приписывал Аллаху.

В результате завоеваний (632 — ок. 751) арабы создали обширную империю, в состав которой вошли различные земли и народы. Первоначальные установления, принятые при Мухаммеде и зафиксированные в Коране, стали основой дальнейшего развития правовых и экономических концепций. Кроме того, законоведы обращались к хадисам — преданиям о поступках и высказываниях Мухаммеда, чтобы его именем освящать свои действия или толкования. Собирание и толкование хадисов стало важным элементом развития, как права, так и экономических концепций. Мусульманское право «шариат» (от слова «шар»— закон) сложилось на основе трех источников: Корана, хадисов и обычного права.

Одной из коренных проблем, разработанных мусульманским правом, была проблема собственности. Мусульманское право детально разработало правила обложения земель.

В халифате примерно с IX в. возникло землевладение мусульманских  благотворительных учреждений, мечетей, религиозных школ и т. д. — вакфы. Каждый мусульманин мог передать часть своих земель или другого имущества мечетям и учредить вакф. В окончательном варианте вакфы стали неотчуждаемыми и свободными от государственного налога.

Мусульманские законоведы признавали разницу между стоимостью товара и объявленной ценой. Было подробно разработано право преимущественной покупки недвижимого имущества, заключения договоров о залогах, оформления торговых товариществ, основанных на доверии, и компаний. Объединения купцов для ведения крупных торговых операций были широко распространены во всем мусульманском мире. При заключении крупных сделок прибегали к чекам и векселям. Безналичная торговля была выгодна всем участникам сделки. По чекам можно было получать наличные деньги по всей территории халифата.

Крупнейшим мыслителем периода халифата, в работах которого трактовались различные экономические проблемы, был выдающийся законовед Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари (731—798). Он написал несколько сочинений, однако до нашего времени сохранилась единственная книга «Китаб аль-Харадж» («Книга о подати»), которую был составлена по желанию халифа Харуна ар-Рашида. Основная цель, которую преследовал Абу Юсуф,— дать халифу практическое руководство при решении различных вопросов, связанных с экономической политикой. Абу Юсуф оправдывал переход государства к новой системе налогообложения, отличной от времен завоеваний.

Арабский мыслитель Абу Заид Абд ар-Рахман ибн Мухаммед аль-Хадрами (1332—1406) родился в Тунисе, происходил из знатного рода. В 1382 г. он покинул Магриб, уехав в Египет, где в течение 20 лет принимал активное участие в научной и политической жизни, пытался бороться с коррупцией судебного аппарата, но безуспешно. Выступал против тех феодальных слоев, политика которых вела к общему упадку экономики, к застою общественной жизни.

Ибн Хальдун строго различал предметы потребления и достояния. Главным источником доходов и  богатства он считал человеческий труд. Развитие ремесел, искусств и науки он непосредственно связывал с ростом производительности труда.

Колебания цен на любой  товар по мысли Ибн Хальдуна, зависели от спроса и предложения. От низких цен терпят убыток те, кто занимается продажей дешевых товаров. Однако, на хлеб, считал он, должна быть низкая цена.

Важное значение имеют  мысли Ибн Хальдуна о стоимости товара. В основе торговли, акта купли-продажи, должен лежать принцип равноценного обмена, когда приравниваются равновеликие количества затраченного труда.

Большая историческая заслуга  Ибн Хальдуна заключается в том, что он выдвинул понятие стоимости, опередив всех мыслителей древности своего времени. По его мнению, все, что человек получает в виде богатства, равно стоимости вложенного в него труда. Однако он не установил разницу между стоимостью и ценой. В стоимость товара включалась также стоимость сырого материала, средств труда, стоимость труда производителей промежуточных товаров. Ибн Хальдун не смог раскрыть механизм одновременного создания новой стоимости и включения в нее уже существующей стоимости, созданной трудом других людей.

В работах Ибн Хальдуна проблема денег занимает важное место. Он подчеркивает, что деньги являются основой доходов, накоплений и сокровищ, выступают и как мера стоимости. Ибн Хальдун ратует за обращение в государстве полноценных денег и обличает алхимиков, которые пытались искусственным путем получить золото. Он обличал не только фальшивомонетчиков, но выступал и против правителей, которые неоднократно официально снижали содержание золота и серебра в монетах.

 

 

 

2. Развитие экономической мысли в Западной Европе

В Западной Европе развитие экономической мысли было тесно  связано с католицизмом, облечено в религиозно-этическую форму. При  этом после падения Римской империи (476 г.) все более распространенным стало понимание того, что труд должен быть единственным средством существования людей, равных перед Богом. Это было принципиальным отличием от античных воззрений, согласно которым физический труд презирался и был уделом рабов, а неравенство людей было их естественным состоянием.

При феодализме важное место в экономических воззрениях занимали канонические доктрины (церковные законы), выражающие интересы феодалов и церкви. В период раннего средневековья экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоение чужого труда. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Крупная торговля и ссудные операции, как явления грешные, запрещались.   Авторы церковных законов выступали против презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. В период позднего средневековья товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение. Поэтому поздние канонисты расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы и причины социального неравенства.

Информация о работе Экономическая мысль Средневековья