Теоритические основы поведения производителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в определении содержания и направления поведения производителя на рынке. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить понятие фирмы в системе рыночных отношений, ее классификацию, функции, принципы;

2) Вторая глава посвящена раскрытию базовым условиям рыночного равновесия фирмы на краткосрочном и долгосрочном интервале.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фирма в системе рыночных отношений……………………………6
1.1. Фирма: общая характеристика……………………….................…..........6
1.2. Классификация предприятий, их издержки и прибыль……………......17
1.3. Особенности рынка чистой конкуренции и суть поведени фирмы…..23
1.4. Общие черты модели рынка несовершенной конкуренции...................30
Глава 2. Условия рыночного равновесия в краткосрочном и долгосрочном интервале фирмы...............................................................................................37

2.1 Рыночное равновесие спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах………………...……………………………….……37

2.2 Закон предложения. Рыночный обмен и принцип «невидимой руки»...................................................................................................................43

2.3 Предприятие в условиях чистой монополии………………………..…..48

Заключение 53

Список используемой литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

       Следующий основной тип несовершенной  конкуренции - это олигополия, подразумевающая  наличие нескольких продавцов.

       Олигополистический рынок, на  котором большая часть выпускаемой  продукции производится горсткой  крупных фирм, каждая из которых  достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять

на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми  продавцами, как и при совершенной  конкуренции. Это обусловливает  большую сложность решения проблем  олигополистов по сравнению с  решениями фирм при других типах  конкуренции. Каждая фирма должна балансировать  свои экономические действия между  спросом покупателей и ответной реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени будет влиять на прибыль  фирмы.

        При олигополистической конкуренции  продукция может быть дифференцированной (например, автомобильная отрасль)  и почти идентичной, как в случаях  с металлом. Если дифференциация  продукции возможна, то фирмы  должны позаботиться о рекламе,  дизайне своего товара 

Чтобы просчитать последствия изменения  этих переменных, как и последствия  изменения цены, олигополист должен предвидеть реакцию, которая последует  со стороны соперников.

        Олигополистический рынок занимает  промежуточное положение между  монополистическим рынком и совершенно  конкурентным рынком.

В условиях совершенно конкурентного рынка  барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности  для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в, то, же время  они не стали они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность  проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры  вхождения, тем выше вероятность, что  в отрасли, где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде. В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающиеся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей. В качестве монополиста (крупного и единственного покупателя данного товара) часто выступает США на рынке сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки.

         Олигополия - рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.

          В данный момент идет процесс  перехода от плановой экономике  к рыночной: рождаются новые виды  экономических отношений, новые  формы хозяйствования, формы собственности,  происходит разгосударствление  предприятий, передача прав управления  в руки новых собственников.

       Развитие рыночной экономики идет полным ходом, и сейчас очень важно регулировать рыночные отношения, чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии могут пагубно сказаться на экономическом состоянии отдельных отраслей, да и всей страны в целом. Здесь, важную роль играет государство, которое ныне пытается создать необходимые условия для нормального функционирования новой экономической системы. Было предпринято много положительных шагов в этом направлении, к примеру, создание антимонопольных комитетов и многое другое. 

Глава 2. Условия рыночного равновесия в краткосрочном и долгосрочном интервале фирмы

2.1 Рыночное равновесие  спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах

      Установление равновесной цены на конкурентном рынке происходит под влиянием специфических особенностей действия экономических законов спроса и предложения.

        Равновесная рыночная цена - это денежный эквивалент определенного количества благ, установившихся при равенстве спроса и предложения на конкретном рынке в данный период времени. Каждый конкретный рынок - это рынок купли-продажи определенного блага, и установление его равновесной цены означает, что на данном рынке нет ни излишков, ни дефицита этого блага. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена соответствует тому количеству благ, которое фирмы согласны продать, а покупатели согласны оплатить своими деньгами. В равновесной рыночной цене совпали или примирились экономические интересы как продавцов, так и покупателей.

Рис.1. Модель частичного рыночного равновесия

     Кривая спроса D имеет понижающийся (отрицательный) наклон, а кривая предложения S повышающийся (положительный) наклон. Если работает рыночный механизм, то эти кривые пересекаются в определенной точке. Точка Е на графике, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S, называется точкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения, а цена спроса равна цене предложения. Таким образом, сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.

          Равновесной называется цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения, и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг. Равные объемы спроса и предложения называются равновесным объемом. Таким образом, сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают. Между тем несомненно, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими свойствами:

         1) товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации;

         2) в точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное количество полезностей;

          3) на рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) товаров.

       Таким образом, нам стала известна зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Имеются два варианта такого регулирования.

       Равновесие - экономический закон конкурентного рынка. Важнейшую функцию в механизме его установления выполняет цена, уравновешивая спрос и предложение. Ценовое равновесие, устанавливающееся на рынках благодаря конкуренции, позволяет сохранить равновесие всей экономической системы в целом.

          Любая предпринимательская фирма в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условия для появления и роста прибыли.

         Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Для краткосрочного периода характерно:

             1) часть факторов производства является постоянной, а часть переменной. Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.

            2) кривая предложения состоит из двух участков, где Q* - максимально возможный объем производства при данных мощностях.

            3) рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS.

 

Это период фиксированных производственных мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть технологический аспект формирования издержек, и интересует нас в данный момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями. Но в тоже время действует закон убывающей отдачи. Этот закон утверждает, что, начинам с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

          В отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются неизменными, долгосрочный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все используемые ресурсы. Для долгосрочного периода характерно то, что:

            1) все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства.

            2) в зависимости от динамики издержек производственная кривая предложения может иметь вид: горизонтальной линии - издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены; возрастающей линии - издержки увеличиваются, например, из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены; убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.

     Поскольку все факторы производства становятся переменными, то фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому применительно к долгосрочному периоду используется только одно понятие - средние издержки. В течение весьма длительного времени все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена и т.д. Это означает, что “по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Если, например, фирма установила, что спрос на ее продукцию возрос, то может пройти десять лет, прежде чем она позволит себе осуществить перестройку предприятия и замену оборудования”.  Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта. Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей. Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

       1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;

        2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;

       3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны следующим:

        1) фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;

        2)для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;

         3) фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.

Информация о работе Теоритические основы поведения производителя на рынке