Теоритические основы поведения производителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в определении содержания и направления поведения производителя на рынке. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить понятие фирмы в системе рыночных отношений, ее классификацию, функции, принципы;

2) Вторая глава посвящена раскрытию базовым условиям рыночного равновесия фирмы на краткосрочном и долгосрочном интервале.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фирма в системе рыночных отношений……………………………6
1.1. Фирма: общая характеристика……………………….................…..........6
1.2. Классификация предприятий, их издержки и прибыль……………......17
1.3. Особенности рынка чистой конкуренции и суть поведени фирмы…..23
1.4. Общие черты модели рынка несовершенной конкуренции...................30
Глава 2. Условия рыночного равновесия в краткосрочном и долгосрочном интервале фирмы...............................................................................................37

2.1 Рыночное равновесие спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах………………...……………………………….……37

2.2 Закон предложения. Рыночный обмен и принцип «невидимой руки»...................................................................................................................43

2.3 Предприятие в условиях чистой монополии………………………..…..48

Заключение 53

Список используемой литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Фирма в системе рыночных отношений……………………………6

1.1. Фирма: общая характеристика……………………….................…..........6

1.2. Классификация  предприятий, их издержки и  прибыль……………......17

1.3. Особенности рынка чистой конкуренции и суть поведени фирмы…..23

1.4. Общие черты модели рынка несовершенной  конкуренции...................30

Глава 2. Условия рыночного равновесия в краткосрочном и долгосрочном интервале фирмы...............................................................................................37

2.1 Рыночное  равновесие спроса и предложения  в краткосрочном и долгосрочном  периодах………………...……………………………….……37

2.2 Закон  предложения. Рыночный обмен и  принцип «невидимой руки»...................................................................................................................43

2.3 Предприятие  в условиях чистой монополии………………………..…..48

Заключение 53

Список используемой литературы 55

 

Введение

 

      В социально-рыночной экономике предприятием является самостоятельный субъект  хозяйствования, обладающий правами  юридического лица, деятельность которого направлена на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную  ответственность. Предприятие независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество  действует на принципах хозяйственного расчета.

      Актуальность  темы «Теоретические основы поведения производителя на рынке» представляется бесспорной – особенно, если учесть текущие тенденции, как в России, так и в мире.

      Главной задачей фирмы является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах регулируется государством экономическими методами.

      Таким образом, видно, что поведение производителя  на рынке будет зависеть от рыночных условий, в которых он вынужден функционировать.

      В современных условиях эффективность работы фирмы определяется тем, насколько пользуется спросом ее продукция. Любая фирма стремиться расширить свою долю рынка и удержать ее, так как от ее величины зависит размер доходов компании. Соответственно, поведение фирмы имеет конечной целью захват большей части рынка, а для этого фирме необходимо разработать модель своего поведения.

      Поведение фирмы на рынке непосредственно  связана с концепциями маркетинга. В соответствии с ними фирма может  выбрать любую из перечисленных  ниже поведений (концепций):

      1) Совершенствование производства. Данная стратегия поведения фирмы опирается на то, что потребители будут благожелательны к товару, который широко распространен и доступен по цене. Поэтому для успешного продвижения товара следует совершенствовать производство, тогда снизятся затраты на изготовление продукции, цена станет значительно ниже, соответственно товар станет доступен всем покупателям. Однако данная стратегия справедлива лишь в ситуации, когда спрос на товар значительно больше предложения и когда есть резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции.

      2) Совершенствование товара. Стратегия предполагает, что потребители предпочитают более качественную продукцию, с лучшими характеристиками. Поэтому производитель должен улучшать свою продукцию, при этом фирме потребуется увеличить затраты на обеспечение качества, но покупатель готов платить больше за такой особенный товар. Недостаток данной концепции заключается в том, что совершенству есть свой предел и производитель зацикливается на своем товаре, а потребитель может выбрать что-то альтернативное.

      3) Интенсификация коммерческих усилий. Концепция строится на том, что производитель стремиться стимулировать сбыт продукции, не задумываясь о ее качестве, то есть производитель манипулирует общественным сознанием через рекламу, внедряет убеждение, что его товар необходимо покупать.

      4) Концепция, наделенная на нужды клиентов. Данная стратегия утверждает, что залогом успеха фирмы должен стать анализ потребительского рынка. Эти потребности фирма должна удовлетворить способами лучшими и более эффективными, чем у конкурентов. А полученная прибыль станет наградой фирмы за удовлетворение потребностей потребителей.

      5) Социально-этическая концепция, которая утверждает, что задача предприятия - укреплять благополучие общества. Удовлетворить потребности клиентов стремятся экологическими средствами и главным аспектом должно стать безопасность выпускаемого продукта.

      Таким образом, фирма, вступая на рынок, выбирает свою модель поведения, придерживаясь  которой стремиться захватить большую  часть рынка и увеличивать  за счет этого свою прибыль.

         Цель курсовой работы состоит  в определении содержания и  направления поведения производителя  на рынке. Для реализации цели  поставлены следующие задачи:

          1) Изучить понятие фирмы в системе рыночных отношений, ее классификацию, функции, принципы;

           2) Вторая глава посвящена раскрытию базовым условиям рыночного равновесия фирмы на краткосрочном и долгосрочном интервале. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Фирма в системе рыночных отношений

1.1 Фирма: общая характеристика

        Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие). Есть ли различие между фирмой и предприятием? В экономическом лексиконе термин “фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное производство. Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы, но может не затронуть условий доходности других товаров. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

       Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала. Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала.

       Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев. Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений. Основные признаки различия между фирмой и рынком. Рынок предполагает выполнение следующих условий:

           1) обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам);

            2) господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми – через цены, деньги;

            3) использование экономических (материальных) стимулов, при этом исключаются прямой диктат, приказ.

В отличие  от рынка фирма:

            1) основывается на концентрации (объединении) факторов производства;

            2) предполагает господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;

            3) предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.

       Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же – это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархичную, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей. Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Они становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции внутри фирмы осуществляются без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.

        В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

       Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги. Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак.  

      Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. На основе общей цели предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

     Каждое  предприятие - это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

     Общественный  характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать  присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий  составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая  свобода является определяющим признаком  предпринимательской среды. Для  предпринимателя наличие экономической  свободы – это не только возможность  заниматься тем или иным видом  деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая  санкционированность предпринимательской  деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий  для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской  среды. Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату – предпринимательский подход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория.

Информация о работе Теоритические основы поведения производителя на рынке