Теоритические основы поведения производителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в определении содержания и направления поведения производителя на рынке. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить понятие фирмы в системе рыночных отношений, ее классификацию, функции, принципы;

2) Вторая глава посвящена раскрытию базовым условиям рыночного равновесия фирмы на краткосрочном и долгосрочном интервале.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фирма в системе рыночных отношений……………………………6
1.1. Фирма: общая характеристика……………………….................…..........6
1.2. Классификация предприятий, их издержки и прибыль……………......17
1.3. Особенности рынка чистой конкуренции и суть поведени фирмы…..23
1.4. Общие черты модели рынка несовершенной конкуренции...................30
Глава 2. Условия рыночного равновесия в краткосрочном и долгосрочном интервале фирмы...............................................................................................37

2.1 Рыночное равновесие спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах………………...……………………………….……37

2.2 Закон предложения. Рыночный обмен и принцип «невидимой руки»...................................................................................................................43

2.3 Предприятие в условиях чистой монополии………………………..…..48

Заключение 53

Список используемой литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

     Предпринимательский доход - это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инновации и монопольную рыночную власть.

     В экономической теории предпринимательский  доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный  доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй - плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей, т.е. экономической прибыли.

     Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. Однако такая расширительная трактовка «предприятия» приобретает общий характер и применима к любому роду деятельности людей. К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателям.

     Юридическими  лицами признаются организации, в том  числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные  и неимущественные права и  отвечают своим имуществом по возникающим  в отношении их обязательствам. Юридические  лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости  от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, то есть определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. В-третьих, в зависимости от особенностей организации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм.

     Коммерческой  организацией является предпринимательское  образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации  могут быть созданы только в предусмотренных  Гражданским кодексом.

     В то же время организационно-хозяйственная  форма деятельности людей может носить различное социально-экономическое содержание и преследовать либо чисто экономические, либо иные установки. В основе хозяйственной деятельности лежит коммерческий расчет, базирующийся на сопоставлении получениях экономических результатов с затратами, связанными с достижением этих результатов. Поэтому в микроэкономическом анализе под предприятием следует понимать первичное хозяйственное звено в системе и структуре отношений между хозяйственными субъектами, для которого первостепенное значение имеет проблема рационального использования производственных ресурсов, сокращения издержек, совершенствования организации труда и управления производством, его интенсификации путем использования достижений научно-технического прогресса. Такая трактовка понятия «предприятие» содержит в себе и экономическое, и организационно-управленческое начало коммерческой деятельности в широком смысле этого слова. Проблему альтернативных издержек рыночная система решает с помощью выбор альтернатив, относящихся к проблеме что, как и для кого производить, издержки такого выбора, а соответственно и альтернативные издержки, рыночной системой «перекладываются» на частное предпринимательство. В этом случае «ценой» риска за сделанный выбор выступает либо прибыль, либо убытки. По существу они и выступают предпринимательской оплатой использования части ограниченных ресурсов общества для производства и предложения разнообразных благ. Если предлагаемые блага не пользуются спросом и не удовлетворяют потребности общества, они не будут куплены потребителями и издержки предпринимательского выбора не будут возмещены. При отсутствии покупательского спроса убытки предпринимателя — это невозмещенные экономические ресурсы, которые он оплатил собственными деньгами. Кроме того, сделав неправильный выбор о том что, как и для кого производить, частный предприниматель не имеет практически никакой возможности «переложить» издержки своего ошибочного выбора на общество и потребителей, не желающих покупать произведенные им товары. Правда, издержки здесь все же будут иметь место, поскольку уже произошла затрата ограниченных ресурсов общества на никому не нужный продукт. Но эта затрата по крайней мере возмещена, оплачена личными деньгами неудачливого предпринимателя, тогда и альтернативные издержки становятся в значительной степени его личными издержками. Реальные ресурсные потери сведены здесь к определенной величине, выступающей своего рода «платой» за неправильный выбор, на который не следует в дальнейшем расходовать ограниченные производственные ресурсы общества.

        Только потребительский спрос, факт оплаты цен предложения - служит свидетельством рационального выбора альтернатив использования ограниченных ресурсов общества на производство необходимых ему благ. В рыночной системе предпринимательский риск выступает своего рода катализатором проб и ошибок, способом последовательных приближений к равновесию цен и выбора о том, что, как и для кого следует производить. Эту проблему предприниматель решает лишь в том случае, если совпадают:

          1) его товарное предложение и потребительский спрос;

          2) цены товаров и издержки их выпуска.

        Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей - их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произведенных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную стадию для того, чтобы дать импульс новому потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские товары повседневного спроса людей и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. По существу это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособленный рынок.

        Рыночная система функционирует, во-первых, как механизм учета многочисленных решений, принимаемых собственниками товаров, денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает и механизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.

         Собственники, производители и потребители в рыночной системе «общаются » на языке цен, прибылей и убытков и с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: что, как и для кого производить. Механизм формирования цен - это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до момента наступления равновесия спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает их собственников снижать цены, чтобы продать, а снижение цен - непререкаемое свидетельство необходимости сокращения выпуска этих товаров. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определять цену потребительских товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости. Даже различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний, образования и квалификации имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок земли, недвижимости и капиталов - это сфера рынков экономических ресурсов, факторов производства. Каждый вид ресурса имеет свою цену и при наличии спроса и использования их в производстве приносит их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы от недвижимости, процентов (прибыли) на капитал. Главной целью здесь выступают деньги: они предстают в форме доходов и опосредуют движение товарных потоков в виде потребительских благ и производственных ресурсов; наконец, именно деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность всех экономических потоков. Ведь в этих потоках все имеет цену и соизмеряется в деньгах. Движение цен, их повышение или снижение - это уникальный способ коммуникации. Он без каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распространяет информацию, важнейшие сведения, необходимые для людей в мире экономики. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, свидетельствует о дефицитности или переполненности рынков товаров и ресурсов. Уровень рыночных цен содержит более чем полную информацию об издержках производства любого товара или ресурса, об их качестве и количестве, о технологиях выпуска и перспективах на будущее. Именно рыночные цены выступают либо вознаграждением за трудовые усилия или успехи в предпринимательстве; либо беспощадным наказанием за неудачный выбор или просчет в экономических решениях. Цена зачастую оказывается единственным арбитром и свидетелем убытков и банкротства. Независимо от того, нравится это кому-то или вызывает много отрицательных эмоций, цены, деньги и определяемые ими доходы выступают наиболее сильной и безальтернативной мотивацией человеческого поведения в мире экономики.

         Рыночная конкуренция - это другая сторона механизма рыночной системы. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений такого рода служит то, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного и неконкурентного » рынков. Конкуренция или конкурентный рынок - это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары; а искусственное снижение цен приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способны повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участник предоставляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков практически неспособен. В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка. Возможности участия в этом процессе определяются чисто экономическими факторами: наличием или отсутствием возможностей для снижения издержек производства; применением более совершенных технологий; улучшением качества работ, продуктов, услуг.

       В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов. В этом одна из причин неприязни людей к рынку и конкуренции. Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая, прежде всего неэффективные, не способные конкурировать виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, для постоянной поддержки высокой деловой активности, и поиска новых возможностей роста и совершенствования.

1.2 Классификация предприятий,  их издержки и  прибыль

      Предприятие – это особая организационная форма ведения экономической деятельности. Предприятием называют самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей. Предприятие создается, чтобы производить и реализовывать продукцию, выполнять работы и услуги. Целью предприятия является удовлетворение потребностей общества и рынка, а также получения прибыли. Как обособленная экономическая структура, предприятие самостоятельно устанавливает, какую продукцию и сколько продукции производить, реализовывать, покупать, распределять в коммерческой деятельности, а также каким образом распределяется продукт на собственные нужды и на остальные цели (обмен, накопление и т. п.). Помимо прочего, предприятия участвуют в социально-производственной жизни государства: оно предоставляет рабочие места, платит заработную плату, налоги, то есть в конечном итоге участвует в развитии государственной экономики, самостоятельно решая при этом собственные производственные, хозяйственные и социальные вопросы и устанавливая форму своей внутренней организации. Чем эффективнее работа предприятия – тем более весомый вклад его в развитие государственной экономики, вследствие чего предприятия обоснованно можно считать основными ее звеньями.

         Каждое предприятие считается производственной единицей с едиными организационными, экономическими и производственно-экономическими критериями. К ним относятся заводы, фабрики, совхозы, шахты, а также предприятия транспорта, связи, капитального строительства, электростанции. Предприятия могут объединять несколько заводов или фабрик, в таком случае они называются концернами, комбинатами, производственными объединениями. Предприятия должны иметь: собственное название; фирменный знак или марку; самостоятельный баланс; расчетный счет в банке.

       Предприятие в соответствии с правовыми актами является юридическим лицом и несет имущественную ответственность. Основная цель деятельность любого предприятия - получение прибыли. Чтобы получить максимальную прибыль, необходимо производить соответствующие товары или услуги, при этом уровень издержек предприятия не должен превышать доходов от реализации товаров или услуг. Для этого необходимо учитывать ряд факторов, как то: спрос покупателей, их желания, насыщенность рынка данными товарам и услугами, способность предприятия производить данные товары и услуги, а также его организационную систему, в том числе ее производительности, уровень организации производства, научно-технический прогресс предприятия. Немаловажную роль играет организация маркетинга и форм хозяйствования предприятия.

Информация о работе Теоритические основы поведения производителя на рынке