Теоритические основы поведения производителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в определении содержания и направления поведения производителя на рынке. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить понятие фирмы в системе рыночных отношений, ее классификацию, функции, принципы;

2) Вторая глава посвящена раскрытию базовым условиям рыночного равновесия фирмы на краткосрочном и долгосрочном интервале.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фирма в системе рыночных отношений……………………………6
1.1. Фирма: общая характеристика……………………….................…..........6
1.2. Классификация предприятий, их издержки и прибыль……………......17
1.3. Особенности рынка чистой конкуренции и суть поведени фирмы…..23
1.4. Общие черты модели рынка несовершенной конкуренции...................30
Глава 2. Условия рыночного равновесия в краткосрочном и долгосрочном интервале фирмы...............................................................................................37

2.1 Рыночное равновесие спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах………………...……………………………….……37

2.2 Закон предложения. Рыночный обмен и принцип «невидимой руки»...................................................................................................................43

2.3 Предприятие в условиях чистой монополии………………………..…..48

Заключение 53

Список используемой литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

        Предприятия  различаются по ряду признаков. Они могут быть индивидуальными, семейными, государственными и пр., часто они являются так называемыми фирмами – то есть объединением предприятий с разными или одинаковыми направлениями деятельности. Помимо этого, их различают по количественным и качественным признакам. Количественные параметры в основном зависят от численности работников и годового оборота капитала.

По численности  работников предприятия классифицируются на малые предприятия (малый бизнес, предприятия с численностью работников до 100 человек); средние (средний бизнес, предприятия с численностью работников до 500 человек); крупные (крупный бизнес, предприятия с численностью работников свыше 500 человек). Самое важное место  в экономике большинства развитых стран играет малый бизнес. «Малый бизнес» - понятие условное, оно не говорит об организационно-правовой форме, уровне производства или обороте капитала. Следует отметить, что в развитых странах малым бизнесом занято около половины работающего населения. Его несомненные плюсы – способность адаптироваться при любых рыночных изменениях и хорошая конкуренция, которая дает стимул развитию. Повышению эффективности работы немало способствует и значительное количество банкротств среди малых предприятий.

        Качественные признаки предприятий позволяют разделять их на частные или государственные по типу собственности; классифицировать в зависимости от характера деятельности, вида выпускаемой (реализуемой) продукции (или предоставляемых услуг), от способов ведения конкурентной борьбы, вхождения в различные объединения. Один из основных качественных параметров предприятия - его организационно-правовая форма предпринимательской деятельности.

       Целью любого производителя является максимизация прибыли. Главным препятствием к достижению этого является спрос на готовую продукцию и издержки производства.

       Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли (затраты на зарплату, сырье и материалы, амортизация средств труда и т.д.). Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу и т.д. Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой либо ресурс или применение улучшенной технологии отразиться на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции. Издержки могут быть внешними и внутренними. Те выплаты, которые мы платим поставщикам трудовых услуг, сырья, топлива, энергий, транспортных услуг, не относящимся к владельцам данной фирмы, называются внешними издержками. Однако, кроме того, фирма может использовать свои собственные ресурсы, принадлежащие ей самой. Издержки, связанные с использованием собственного ресурса представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможного способа. Поскольку издержки упущенных возможностей предполагают наличие выбора между двумя возможностями, то их также называют альтернативными издержками. В число альтернативных издержек входят такие как выплата заработной платы рабочим, инвесторам, оплата ресурсов. Все эти выплаты имеют своей целью привлечь эти факторы, отвлекая их тем самым от альтернативного их использования. Издержки упущенной возможности, которые связаны с оплатой ресурсов за счет денежных средств фирмы, называются явными издержками.

     Явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых денежных платежей за факторы производства. Это такие как: выплата заработной платы, процентов банку, гонорары менеджерам, оплата поставщикам финансовых и других услуг, оплата транспортных расходов и многое другое. Зачастую явные издержки делят на прямые и косвенные издержки:

       1) прямые издержки непосредственно связаны с объемом выпускаемой продукции и изменяются при расширении или сокращении производства. К таким издержкам относятся расходы на найм рабочей силы и закупку сырья, оплату электрической и тепловой энергии и т.д.;

       2) косвенные издержки не меняются в зависимости от объема производства. Косвенные издержки составляют накладные расходы, арендные платежи, оплату труда предпринимателя, отчисления на страхование и др.

        К неявным издержкам относятся альтернативные издержки ресурсов, непосредственно самих владельцев предприятия. Они не закреплены в контрактах и поэтому остаются недополученными в материальной форме.

      Согласно классификации издержек по характеру поведения бывают: фиксированные (постоянные) и переменные.

      Переменные издержки - это такие издержки, которые меняются (в целом) прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными).

      Постоянные издержки - это такие издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени. К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которые по предположению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы.

        Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

       Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль. Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п. К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также "прочие затраты", т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда.

       Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции. В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов; основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. На величину прибыли существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. Общая величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей:

         1) прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;

          2) прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой их продажи и затратами на их приобретение и реализацию). Прибыль от реализации основных фондов будет представлять разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию;

          3) прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).

1.3 Особенности рынка чистой конкуренции и суть поведения производителя

         Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция, в свою очередь, включающая монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рыночную структуру. Чем меньше это влияние со стороны отделений фирмы, тем более конкурентным считается рынок. Характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия реально присутствуют на всех существующих рынках мира. При совершенной конкуренции на рынке действует большое числе продавцов, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночные цены. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене и возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах. Существует свобода входа и выхода на рынок. На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки ряда услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

       Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция, как и ее противоположность - монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определенных показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

       1) количество фирм, поставляющих товары на рынок;

       2) свобода вхождения на рынок и выхода из него;

       3) дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

       4) участие фирм в контроле над рыночной ценой.

       Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуации или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Главные отличительные черты этих рыночных структур представлены в таблице №1.

Таблица №1

Характеристика  разных видов конкуренции видов рыночных структур

        С учетом методов состязательности различают также следующие формы конкуренции:

      1) ценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет снижения цен или путем сокращения издержек производства и реализации продукции (услуг) без изменения ассортимента и качества, или использования демпинговых цен;

       2) неценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет изменения свойств продукции (услуг), повышения ее качества, создания новой продукции.

         В период преобладания совершенной конкуренции в рыночной экономике господствовали методы ценовой конкуренции, а в современных условиях - методы неценовой конкуренции, что объясняется приоритетом покупателей.

       Конкуренция - это экономический процесс взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

         Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Информация о работе Теоритические основы поведения производителя на рынке