Теоритические основы поведения производителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в определении содержания и направления поведения производителя на рынке. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить понятие фирмы в системе рыночных отношений, ее классификацию, функции, принципы;

2) Вторая глава посвящена раскрытию базовым условиям рыночного равновесия фирмы на краткосрочном и долгосрочном интервале.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фирма в системе рыночных отношений……………………………6
1.1. Фирма: общая характеристика……………………….................…..........6
1.2. Классификация предприятий, их издержки и прибыль……………......17
1.3. Особенности рынка чистой конкуренции и суть поведени фирмы…..23
1.4. Общие черты модели рынка несовершенной конкуренции...................30
Глава 2. Условия рыночного равновесия в краткосрочном и долгосрочном интервале фирмы...............................................................................................37

2.1 Рыночное равновесие спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах………………...……………………………….……37

2.2 Закон предложения. Рыночный обмен и принцип «невидимой руки»...................................................................................................................43

2.3 Предприятие в условиях чистой монополии………………………..…..48

Заключение 53

Список используемой литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

        Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение  производственных и рыночных  отношений, а с другой - повышение  эффективности хозяйственной деятельности.

        Конкуренция относится к неконтролируемым  факторам, которые воздействуют  на деятельность организации  и которые не могут управляться  организацией.

       Свободная конкуренция означает, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам. В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.

        Совершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цены. Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков:

       1) объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;

     2) отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободный для входа и выхода.

       3) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

      4) покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

      5) продавцы действуют независимо друг от друга;

      6) доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

        Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

       Прежде всего речь идет о  наличии большого или неограниченного  числа продавцов, что не позволяет  ни одному товаропроизводителю  навязывать цену путем ограничения  или увеличения производства  в связи с незначительной долей  каждого из них на рынке.  Каждый товаропроизводитель полностью  подчиняется действию рыночных  механизмов, т.е. власти рынка,  который выявляет наиболее эффективные  отрасли и сферы хозяйственной  деятельности для приложения  капитала и других ресурсов. Немаловажным  обстоятельством является то, что  для рынка чистой конкуренции  характерна стандартная, т. е.  однородная продукция.

     Установление равновесной цены на конкурентном рынке происходит под влиянием специфических особенностей действия экономических законов спроса и предложения.

     Равновесная рыночная цена - это денежный эквивалент определенного количества благ, установившихся при равенстве спроса и предложения на конкретном рынке в данный период времени. Каждый конкретный рынок - это рынок купли-продажи определенного блага, и установление его равновесной цены означает, что на данном рынке нет ни излишков, ни дефицита этого блага. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена соответствует тому количеству благ, которое фирмы согласны продать, а покупатели согласны оплатить своими деньгами. В равновесной рыночной цене совпали или примирились экономические интересы как продавцов, так и покупателей.

 Равновесие  в краткосрочном периоде:

       В условиях совершенной конкуренции,  когда фирма не может влиять  на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью  приспособиться к изменениям  рынка является изменение объема  производства. Поскольку в краткосрочном  периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

       Существуют два универсальных  правила, применимых к любой  структуре рынка. Первое из  них гласит, что фирме имеет  смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне  производства ее доход превосходит  переменные издержки. Фирме следует  прекратить производство, если суммарный  доход от продажи произведенного  ею товара не превосходит переменных  издержек или хотя бы не  равен им. Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

       На основании этих правил можно  сделать вывод, что фирма будет  вводить такое количество переменных  факторов, чтобы при любом объеме  производства уравнять свои предельные  издержки с ценой товара, если  при этом цена превосходит  средние переменные издержки. Если  цена на рынке производимого  фирмой товара и издержки производства  остаются неизменными, то максимизирующей  свою прибыль фирме не имеет  смысла ни уменьшать, ни увеличивать  производство. В этом случае считается,  что фирма достигла точки равновесия  в краткосрочном периоде.

       При рассмотрении рынка чистой  конкуренции со стороны спроса  следует обратить внимание на  различное его взаимодействие  со всеми участниками и с  каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном  рынке устанавливается и изменяется  под влиянием поведения всех  товаропроизводителей, тогда как  сокращение или увеличение объема  производства отдельного хозяйственного  субъекта не оказывает заметного  влияния на общий объем предложения  и рыночную цену. Общее состояние  спроса на этом рынке характеризуется  нестабильностью под влиянием  изменения цены, т.е. кривая общего  спроса обладает эластичностью  по цене, но не обладает совершенной  эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия.

       Кривая рыночного отраслевого  спроса является нисходящей кривой, тем самым указывается на зависимость  объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого  предприятия, а всех предприятий,  связанных с рынком данного  вида продукции.

1.4 Общие черты модели рынка несовершенной конкуренции

   Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции, во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие товары этого назначения, как правило, действуют в условиях монополистической конкуренции. Товары одного назначения являются близкими заменителями, один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и в этом смысле монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется главным образом размерами капитала каждого участника. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией затруднен. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену являются несовершенно конкурентными. Основные типы несовершенной конкуренции:

      1) монополистическая конкуренция;

      2) олигополия;

      3) монополия.

       Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. В реальной жизни монополист не имеет, ни каких идентифицируемых соперников. Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Продавец, обладая монополией, может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия. На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия, проявляется тенденция, не дающая возможности проникновения на рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли. Монополистической конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для которой характерны следующие классификационные признаки:

     1) на отраслевом рынке присутствует  множество фирм. В этом сходство  с совершенной конкуренцией;

     2) как и при совершенной конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением объем продукции, что не может влиять на рыночную цену;

     3) в отрасли практически нет  барьеров для притока других  капиталов. Новые фирмы могут  свободно начать оперировать  в этой сфере, равно как существующие фирмы могут легко и свободно покинуть ее;

     4) для продукта фирмы существует  много близких заменителей, однако  данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно через рекламу. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара осуществлять некоторый контроль над ценами;

           5) кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии.

        В краткосрочном периоде предельный доход фирмы не равен цене, поскольку фирма осуществляет некоторый контроль над ценой. Фирма может повысить цену на продукт, не потеряв при этом спрос на него. Чтобы продать больше своего продукта, фирма должна понизить на него  цену, поэтому кривая ее предельного дохода лежит ниже кривой спроса.

         Поведение монополии в долгосрочном периоде характеризуется следующими особенностями. Поскольку отсутствуют барьеры на вхождение в отрасль, при наличии экономической прибыли новые фирмы будут открывать здесь свое производство. По мере вхождения новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода.        

       Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а следовательно, прекратится приток в отрасль новых капиталов и новых фирм. Все фирмы отрасли будут теперь получать только нормальную прибыль, поскольку цена равновесия установилась на уровне средних издержек. Точка равновесия не соответствует наименьшей величине средних долгосрочных издержек, поскольку кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции. Поэтому цена не равна минимальному уровню долгосрочных средних издержек, а значит, при монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность. Монополистическая конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в реальной жизни.   

        Монополистическая конкуренция - это наиболее распространенный тип рыночных отношений. Экономическое поведение предприятий характеризуется в условиях следующего основного типа несовершенной конкуренции - монополистической конкуренции. Здесь, как подразумевает само название, монополистической конкуренции, свойственны черты, как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако в данных условиях имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары. По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все, же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги. Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар. В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.

Информация о работе Теоритические основы поведения производителя на рынке