Поведение производителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

Очевидно, что в настоящее время и всегда выводы экономической теории и в частности концепции конкурентного рынка будут справедливы, если выполняются ее исходные предположения и аксиомы, круг действия которых постепенно сужается. Поэтому современному производителю для принятия правильного решения и получения наибольшей прибыли необходимо умело анализировать действительность, опираться на полученные сведения, сопоставлять их с основными принципами экономической теории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Поведение производителя в условиях монополистической конкуренции………………...6

1.1 Рынок монополистической конкуренции и его характерные черты……………………..6

1.2 Деятельность фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде…………………………………………………………………………………………..12

1.3 Деятельность фирмы на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде…………………………………………………………………………………………..14

2. Поведение производителя в условиях олигополии………………………………………..16

2.1 Характерные черты олигополистического рынка………………………………………..16

2.2 Модели олигополистического рынка……………………………………………………...21

3. Поведение производителя-монополиста на рынке………………………………………...25

3.1 Основные характеристики монополии……………………………………………………25

3.2 Естественная монополия как особый тип монополистической структуры…………….28

3.3 Поведение монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах………………….31

3.4 Ценовая дискриминация…………………………………………………………………...33

Заключение……………………………………………………………………………………...36

Список литературы……………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Микроэкономика К Р.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

    План 
     

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Поведение  производителя в условиях монополистической  конкуренции………………...6

1.1 Рынок  монополистической конкуренции  и его характерные черты……………………..6

1.2 Деятельность  фирмы на рынке монополистической  конкуренции в краткосрочном периоде…………………………………………………………………………………………..12

1.3 Деятельность  фирмы на рынке монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде…………………………………………………………………………………………..14

2. Поведение  производителя в условиях олигополии………………………………………..16

2.1 Характерные  черты олигополистического рынка………………………………………..16

2.2 Модели  олигополистического рынка……………………………………………………...21

3. Поведение  производителя-монополиста на рынке………………………………………...25

3.1 Основные  характеристики монополии……………………………………………………25

3.2 Естественная  монополия как особый тип монополистической  структуры…………….28

3.3 Поведение  монополиста в краткосрочном  и долгосрочном периодах………………….31

3.4 Ценовая  дискриминация…………………………………………………………………...33

Заключение……………………………………………………………………………………...36

Список  литературы……………………………………………………………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Спрос и предложение – два  фактора, дающие жизнь рынку  как месту своей встречи, –  формируют в экономике уровень  цен на товары и услуги. Определяя  кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самого производителя, выбор им объема производства зависят, прежде всего, от типа рынка, на котором он действует и от поведения конкурентов. Именно степень развития конкуренции является наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования и развития того или иного рынка.

     Этимологически слово конкуренция  восходит к латинскому concurrentia, означающему  столкновение, состязание. В целом  конкуренция представляет собой  форму экономического соперничества товаропроизводителей на рынке за относительно лучшие условия существования; это соревнование предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция оказывает постоянное давление на издержки производства, заставляет фирмы экономить ресурсы и наиболее рационально использовать имеющиеся факторы производства. Она оказывает воздействие на улучшение качества товаров, обновление ассортимента. Без конкуренции экономики не получается. Об этом наглядно свидетельствует советский опыт. Нет конкуренции - нет стимулов для активизации своих усилий у тех, кто участвует в экономической деятельности.

     По степени развития конкуренции  экономическая теория выделяет  следующие основные типы рынка:  рынок совершенной конкуренции  и рынок несовершенной конкуренции, представленный монополистической конкуренцией, олигополией и монополией.

     В современной экономике проблемы  ценообразования, принятия производителем  решения об оптимальном объеме  выпуска, а значит и о размере  спроса на ресурсы и величине предложения собственных товаров, являются достаточно актуальными, так как эволюционирование мировой экономической системы приводит к изменениям такого явления как конкуренция и, несомненно, влияет на основные характеристики рынка. Производителю всегда важно правильно определить объем ожидаемой прибыли при выбранном объеме производства, твердо знать, какой уровень убытков необходимо считать сигналом для приостановки работы фирмы или для ее ликвидации, ведь в случае провала он не только потеряет вложенные в производство средства, но и понесет дополнительные убытки. Сегодня производитель при принятии этих решений должен опираться не только на постулаты экономической теории, но и достаточно четко представлять себе современные рыночные условия, уделять внимание развивающейся конкуренции.

     В целом современная картина  мировой экономической системы  на сегодняшний день радикально  отличается от картины XIX и  тем более XVIII в., когда закладывались  основы теории рыночной экономики.  Экономика XXI века является многоярусной. На верхнем уровне располагаются гигантские транснациональные корпорации и финансовые группы, определяющие глобальную экономическую структуру мира и обеспечивающие экономическую стабильность в развитых странах. На нижних ступенях иерархии располагаются средние и мелкие производители вплоть до индивидуальных фирм, товары которых необходимы населению или экономике страны. Причем барьеры между различными уровнями иерархии являются достаточно высокими.

     Очевидно, что в настоящее время  и всегда выводы экономической теории и в частности концепции конкурентного рынка будут справедливы, если выполняются ее исходные предположения и аксиомы, круг действия которых постепенно сужается. Поэтому современному производителю для принятия правильного решения и получения наибольшей прибыли необходимо умело анализировать действительность, опираться на полученные сведения, сопоставлять их с основными принципами экономической теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Поведение  производителя в условиях монополистической конкуренции

1.1 Рынок  монополистической конкуренции  и его характерные черты

     Монополистическая конкуренция  – это особая структура рынка,  которая реально существует и  является широко распространенной. Она характерна для пищевой  промышленности, производства одежды, обуви, косметики, лекарств, спортивных принадлежностей, мебельной промышленности, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей. Монополистическая конкуренция гармонично сочетает в себе черты как совершенной конкуренции, так и монополии. Рассмотрим их более подробно.

     Так, на рынке монополистической  конкуренции действует множество  фирм, среди которых либо нет  крупных, либо они не имеют  принципиальных преимуществ по  сравнению с мелкими. Более  того, барьеры при входе на  рынок и выходе из него являются достаточно низкими, что позволяет новым фирмам свободно утвердиться на рынке, так как в большинстве случаев это не требует значительных материальных затрат и этому не могут помешать конкуренты. Фирма также без особых сложностей может покинуть рынок – всегда находится покупатель, желающий приобрести небольшое дело. Эти черты делают рынок монополистической конкуренции похожим на рынок совершенной конкуренции.

      Однако имеется и принципиальное  отличие, которое сближает его  с монополией. Оно состоит в том, что товары на рынке монополистической конкуренции дифференцируемы: каждая фирма производит свой собственный вариант товара, который отличается от других своим качеством, репутацией или оформлением. Это позволяет фирме быть монопольным производителем своей марки, так называемым «мини-монополистом», причем размеры рыночной власти фирмы зависят от степени отличия выпускаемого ею товара от аналогичных. Стоит отметить, что дифференциация товара обеспечивает фирмам не только основные преимущества монополиста, но и позволяет им защититься от конкурентов.

     Здесь принципиальной стороной  конкурентной борьбы становится  неценовая конкуренция, в то  время как конкуренция в ценах  уходит на второй план. Это  объясняется тем, что покупатель  готов заплатить больше в том случае, если сочтет один товар более эффективным и привлекательным для себя. Тем более, как правило, разница в ценах на рынке монополистической конкуренции для аналогичных товаров невелика. Последнее обусловлено тем, что большинство товаров все-таки достаточно похожи друг на друга и значительное увеличение цены одного товара приведет к тому, что многие покупатели перейдут на другой продукт, аналогичный этому. Несомненно, приверженность определенной марке имеет свои пределы. Так цена немецкого «Валокордина» почти в восемь раз выше отечественного «Корвалола», но зато у последнего доля рынка в столько же раз больше.

     Различают несколько наиболее  распространенных видов неценовой  конкуренции. Так выделяют конкуренцию  качеством товаров и услуг, которая представляет собой борьбу фирм за потребителя с помощью одного или нескольких параметров качества. Стоит подчеркнуть, что качество не является одномерной характеристикой и включает в себя разнообразные свойства, присущие товарам. Ярким примером такого метода конкуренции являются шоколадные яйца Kinder Surprise – сладости, содержащие внутри игрушки, с которыми можно играть или коллекционировать их. Kinder Surprise реконструировал рынок конфет и создал новую подкатегорию, в которой с тех пор является общепризнанным лидером. В то же время стоит обратить внимание, что в некоторых случаях многие различия между разными марками товаров являются мнимыми, возникшими лишь под влиянием рекламы, например, на рынке сигарет.

     Несомненный интерес вызывает конкуренция с помощью использования потребительских предпочтений, выявления менталитета, привычек, пристрастий, традиций, тенденций изменений моды. Любому потребителю очевидна жесткая конкуренция между компаниями-провайдерами сотовой связи, которые постоянно предлагают новые тарифные планы, каждый из которых рассчитан на определенного потребителя и учитывает особенности потребления именно этой целевой аудитории. Так, тарифы для молодежи и студентов заметно отличаются от тех, которые предназначены для деловых людей. Особое внимание здесь выделяется использованию элитарных брендовых претензий, имущественных особенностей отдельных групп населения. Для большинства обеспеченных покупателей именно бренд товара, а не его цена играет первостепенную роль. Так, например кондитерская фабрика «Ударница», имеющая достаточно хороший авторитет на рынке кондитерских изделий, тратит значительные денежные средства на формирование и продвижение марки «Шармель» для более изысканных элитных сортов зефира в шоколаде и пастилы.

     Еще одной принципиальной стороной  неценовой конкуренции является  реклама. Реклама – это лицо  конкурента и достаточно эффективное  средство в борьбе за потребителя.  Она наиболее ярко проявляет  скрытые отличия аналогичных  товаров, способствует формированию новых потребностей, направляет внимание потребителя на товар. Конкуренция в рекламе является достаточно жесткой: сложно придумать одновременно интересный и эффективный рекламный сюжет, более того хорошая реклама требует значительных денежных средств.

     В настоящее время в России все шире используются методы и формы неценовой конкуренции. Приведем несколько примеров.

     Интересная ситуация наблюдается  на сегодняшний день в сфере  розничной торговли в России. Все большее число покупателей  предпочитают широкие сетевые структуры и крупные торговые центры обычным магазинам, супер- и гипермаркеты универсамам и открытым рынкам. Так, на рынке бытовой техники яркими примерами этого являются «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», а на рынке парфюмерии и косметики – «Л’Этуаль» и «АрбатПрестиж». Розничные сетевые структуры активно используют передовые технологии продаж – открытые полки, совмещение торговых залов с развлекательными и обучающими центрами. Более того, постоянно строятся огромные торговые центры, в которых располагаются сразу несколько крупных операторов, умножая притягательную силу для покупателей и давая им возможность сделать сразу несколько покупок в одном месте. Покупателей привлекает повышенный уровень сервиса, широкий спектр дополнительных услуг, таких как оформление предварительных заказов, информация о наличии и поступлении товаров, создание комфортных условий при покупке-продаже, предоставление кредита и рассрочки, возможность последующего ремонта и технического обслуживания, обмен устаревших моделей на новые, доставка к месту требования. Преобладание крупных торговых структур обусловлено как расширением ассортимента торговых центров за счет введения в продажу более дешевых брендов, доступных широкому кругу покупателей, так и формированием среднего класса – главного потребителя брендов. Стоит отметить, что особую нишу в сфере розничной торговли в России занимают так называемые «удобные магазины» или «магазины возле дома». Они дифференцируются в зависимости от района своего расположения и могут быть представлены как дешевыми, так и более дорогими магазинами. Как правило, покупателей притягивает удобный режим работы (обычно круглосуточный), широкий ассортимент товаров первой необходимости, близкое расположение по отношению к их дому.

Информация о работе Поведение производителя на рынке