Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
* Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
* Выявить формы теневых операций.
* Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
* Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России 6
1.1. Причины развития “теневой” экономики 6
Глава 2. Формы “теневой” деятельности 10
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России 12
2.2. Условия формирования “теневой” экономики 20
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере 21
2.4. Рынок ценных бумаг 24
2.5. Пенсионное обеспечение 25
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 26
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 26
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики 27
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода 29
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики 33
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики 34
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? 37
3.7. Структура “теневой” экономики 38
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем 41
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем 44
3.10. Операции, подобные отмыванию денег 45
3.11. Теневая экономика и налоговая преступность 46
3.12. Неучтенные операции 47
3.13. Сокрытие части оборота 49
3.14. Псевдооперации 49
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 51
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 51
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики 55
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики 68
Заключение 73
Список использованной литературы 75

Файлы: 1 файл

Теневая экономика 1.docx

— 83.84 Кб (Скачать)

     Подозрительными будут считаться движения денег  по счетам, которые не соответствуют  первоначально задекларированным  намерениям владельца счета и  которые связаны с наличными  деньгами, своего рода сквозным операциям  типа “пришли-ушли”.

   Для выявления  “подозрительных операций” используются наблюдения движния по счету с  помощью специальных компьютерных программ и контактов с клиентом.

  • 4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики

   Практически ни у кого не вызывает сомнения, что  существующая налоговая система - это  тормоз для дальнейших финансово-экономических  преобразований. НЭП в свое время  легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая  политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

   Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим  бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов  бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

   Следует вспомнить, как много надежд возлагалось  на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный  приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения  социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых  источников.

   Нельзя  не видеть, что вопрос о декларациях - исходный вопрос практического осуществления  легализации. Минфином был представлен  в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием  крупных расходов на потребление  фактически получаемым физическими  лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг  контроля властей над соответствием  расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке  транспорта и недвижимости.

   В принципе, документ правильный, соответствует  мировым стандартам. Есть в нем  определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих  изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.

   Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.

   Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих  принципах:

- благоприятные для  бизнеса изменения правохозяйственных  условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем  изменения, носящие упреждающий  характер к необходимому усилению  карательных мер; 

- четкое разграничение  капиталов криминальных элементов  и теневиков-хозяйственников и  учет данного разделения в  законодательных актах по борьбе  с организованной преступностью  и коррупцией, о легализации преступных  доходов, в Уголовном Кодексе. 

- формирование нового  отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения  на основе эффективной программы  репартации капиталов и превращения  их в инвестиционный ресурс  России;

- укрепление доверия  к власти, предполагающего в качестве  одной из мер демонстрацию  эффективной защиты населения  от финансовых мошенничеств, защиты  сбережений, капиталов и самого  института частной собственности; 

- установление общественного  контроля за деятельностью хозяйствующих  субъектов в границах правового  поля. Механизм такого контроля  должен быть основан на данных  о правонарушениях в сфере  экономики, что облегчает выбор  партнера в деловых отношениях.

 

     Отмывание “грязных” денег и легализация  теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая  под криминальным доходом любую  экономическую выгоду, полученную в  результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше  трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании”  доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные  хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа  установлен контроль над десятками  тысяч субъектов рынка. Современные  теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в  результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

     Уголовная ответственность за легализацию  незаконных доходов находится над  нами уже с 1 января 1997 года, времени  вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его  статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних  уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный  опыт, согласованные меры административного  и финансового контроля за денежными  и имущественными операциями юридических  и физических лиц и соответствующее  законодательство.

     Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших  угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы  для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания”  денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих  интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой  ценой привлечь клиентов. Абсолютизация  банковской тайны, долгие годы служившая  на благо банковского дела, оборачивается  сегодня своей изнанкой, противоположностью.

     Цивилизованные  банковские сообщества понимают необходимость  налаживания контактов с контролирующими  органами в интересах как собственной  безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если отечественные  банки и другие кредитные институты  не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля, они могут оказаться отсеченными  и изолированными от мирового финансового  сообщества (как это произошло, например, с некоторыми странами Персидского  залива).

     В большинстве  развитых стран приняты и совершенствуются системы мер по предупреждению и  пресечению использования финансово-кредитных  институтов в преступных целях.

   Когда особо  крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической  основы.

 

   Теневая экономика в современной  России

   Если бы экономика не уходила в тень, ВВП  каждого государства существенно  бы «подросло». Правда, вероятность  такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая  экономика в современной России вполне способна конкурировать с  официальной.

   По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую  экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой  региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику  можно оценить в 14-16% ВВП страны.

   Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики  непросто, настолько она стала  неотъемлемой частью всей экономической  системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% —  обрабатывающего производства, 4,6% —  коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что  же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некотрым подсчётам более 90%).

   По результатам  исследования Национального института  системных исследований, в 2006 г. среднее  предприятие продавало в теневом  секторе 16,8% своей продукции, причём около 23% от всего оборота составлял  перевод денег из официального сектора  в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда теневая экономика  выходит в правовое поле, вполне привычное.

   Причин  же, способствующих развитию нелегальной  экономики, немало. Это и различные  прорехи в законодательстве, и  высокие налоговые ставки, и коррумпированность государственного аппарата, и высокая  степень конкуренции.

   По общемировым  объёмам теневой экономики большeя  часть выручки приносит продажа  героина, торговля женщинами, продажа  контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.

   Вообще  же теневой экономикой можно считать  любую экономическую деятельность, которая не учитывается и не контролируется со стороны государства. В принципе таковым является и предпринимательство, которое скрывает реальные доходы от бизнеса и уклоняется от уплаты налогов.

   Как показывает практика, большую часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика. При этом недавно глава  Росстата Александр Суринов предложил  в оценке ВВП учитывать также  и теневую экономику, мол, какая-никакая, но всё же является частью всего  экономического комплекса. Так что, если это действительно произойдёт, ВВП нашей страны сможет смело  обогнать ряд других стран.

 
  • Заключение

   Итак, какую  же политику и действия проводить  государству? Следует учесть, что  основа теневого оборота и роста  преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому  необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

- Следует всячески  стимулировать безналичный денежный  оборот. Например, гражданам, получившим  доходы на банковский счет  и не обезналичивающим их, можно  учитывать половину уплаченного  ими НДС. Таким образом, НДС,  акцизы и подоходные налоги  при этом будут “отсасывать”  деньги из теневого оборота;

- Необходимо запретить  бесконтрольное представление и  привлечение кредитов, отчуждение  собственности и принятия на  себя обязательств неплатежеспособными  предприятиями и гражданами;

- Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные  органы, закрепив за соответствующими  институтами часть налоговых  доходов;

- Необходимо превратить  защиту прав акционеров, инвесторов  и кредиторов в государственный  приоритет. 

     Реализация  предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности  и надежности. Многократно возрастут  масштабы безналичных расчетов –  это для финансовой элиты. Государство  получит прирост бюджетных доходов  и расходов. Менеджеры обретут  перспективу упрочения своего положения  легальным образом вместо вынужденной  тактики разворовывания остатков имущества  предприятия. Подавление налично-денежного  и безналичного платежно-расчетного оборота приведет к увеличению потребности  в безналичной рублевой массе  и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

     Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение  инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения  населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время  такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими  негативными последствиями.

     Программа интеграции теневого капитала с легальным  — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической  политике, суть которого — во всемерном  поощрении отечественного товаропроизводителя.

   В настоящее  время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику  — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномас­штабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство  загнало предпринимателя “в тень“, и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные  меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в  создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого  россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

  • Список использованной литературы

1 . Закон РФ “О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем“.

2 . “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991г. – с.131-157

Информация о работе Теневая экономика