Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
* Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
* Выявить формы теневых операций.
* Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
* Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России 6
1.1. Причины развития “теневой” экономики 6
Глава 2. Формы “теневой” деятельности 10
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России 12
2.2. Условия формирования “теневой” экономики 20
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере 21
2.4. Рынок ценных бумаг 24
2.5. Пенсионное обеспечение 25
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 26
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 26
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики 27
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода 29
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики 33
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики 34
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? 37
3.7. Структура “теневой” экономики 38
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем 41
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем 44
3.10. Операции, подобные отмыванию денег 45
3.11. Теневая экономика и налоговая преступность 46
3.12. Неучтенные операции 47
3.13. Сокрытие части оборота 49
3.14. Псевдооперации 49
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 51
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 51
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики 55
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики 68
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Подозрительными
будут считаться движения денег
по счетам, которые не соответствуют
первоначально
Для выявления
“подозрительных операций”
Практически
ни у кого не вызывает сомнения, что
существующая налоговая система - это
тормоз для дальнейших финансово-экономических
преобразований. НЭП в свое время
легализовал скрытые капиталы. Существенную
роль при этом сыграла разумная налоговая
политика: налог составлял 25% дохода
частника. Это позволило ему
Оппоненты
налоговой реформы часто
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.
Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - исходный вопрос практического осуществления легализации. Минфином был представлен в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.
В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.
Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:
- благоприятные для
бизнеса изменения
- четкое разграничение
капиталов криминальных
- формирование нового
отношения к отечественным
- укрепление доверия
к власти, предполагающего в качестве
одной из мер демонстрацию
эффективной защиты населения
от финансовых мошенничеств, защиты
сбережений, капиталов и самого
института частной
- установление общественного
контроля за деятельностью
Отмывание
“грязных” денег и легализация
теневых капиталов - это отнюдь не
одинаковые процессы, хотя криминалисты
зачастую их отождествляют, понимая
под криминальным доходом любую
экономическую выгоду, полученную в
результате нарушений. “Грязный” бизнес
захлестнул российскую экономику. Свыше
трех тысяч организованных преступных
группировок специализируются на “отмывании”
доходов, половина из них организовала
для этого собственные
Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.
Мировым
экономическим сообществом
Цивилизованные
банковские сообщества понимают необходимость
налаживания контактов с
В большинстве
развитых стран приняты и
Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.
Теневая экономика в современной России
Если бы
экономика не уходила в тень, ВВП
каждого государства
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.
Впрочем, показатели
международных организаций, данные
официальной статистики и отчёты
специалистов рынка всегда расходились.
Действительно, дать объективную оценку
масштабам российской теневой экономики
непросто, настолько она стала
неотъемлемой частью всей экономической
системы страны. Например, известно,
что в скрытом секторе
По результатам
исследования Национального института
системных исследований, в 2006 г. среднее
предприятие продавало в
Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это и различные прорехи в законодательстве, и высокие налоговые ставки, и коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции.
По общемировым
объёмам теневой экономики
Вообще
же теневой экономикой можно считать
любую экономическую
Как показывает практика, большую часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика. При этом недавно глава Росстата Александр Суринов предложил в оценке ВВП учитывать также и теневую экономику, мол, какая-никакая, но всё же является частью всего экономического комплекса. Так что, если это действительно произойдёт, ВВП нашей страны сможет смело обогнать ряд других стран.
Итак, какую
же политику и действия проводить
государству? Следует учесть, что
основа теневого оборота и роста
преступности – неучтенные доходы
экономических агентов и
- Следует всячески
стимулировать безналичный
- Необходимо запретить
бесконтрольное представление
- Важно децентрализовать,
укрепить судебную и
- Необходимо превратить
защиту прав акционеров, инвесторов
и кредиторов в
Реализация
предполагаемых мер приведет к снижению
объема кредитных и фондовых операций
при обеспечении их эффективности
и надежности. Многократно возрастут
масштабы безналичных расчетов –
это для финансовой элиты. Государство
получит прирост бюджетных
Нет
нужды доказывать, что криминальное
общество не в силах обеспечить внедрение
инноваций и экономический
Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.
В настоящее
время легализация теневых
1 . Закон РФ “О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем“.
2 . “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991г. – с.131-157