Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:56, контрольная работа
Теневая экономика давно завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни страны. Пожалуй, надо еще поискать малое, среднее или крупное предприятие, которое бы в той или иной степени не осуществляло скрытые финансовые или экономические операции (для ухода от налогов). Поэтому это явление приходится учитывать и оценивать.
Теневая экономика давно
завоевала прочные позиции
По данным Госкомстата России, на сегодняшний день доля так называемой теневой экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет более 20%. Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов. Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40% от ВВП. Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе к оценке теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т.п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и др.). Такой подход нам кажется нецелесообразным. Кстати, в статистических исследованиях большинства стран доходы от нелегальных криминальных видов деятельности не включаются в состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно оценить статистически, а методология наблюдения за этими видами деятельности еще не отработана. Доходы же от неэкономических видов деятельности вообще не должны включаться в состав этого показателя, поскольку не способствуют созданию нового продукта или услуги.
Глава 1.
Попытки государства регулировать деятельность людей возникли не позднее, чем в Шумере. До сих пор ни одна из таких попыток регулирования не была осуществлена полностью и до конца, так как в любых обществах есть люди, стремящиеся избежать регулирования.
Когда формальное регулирование ещё не появилось, деятельность в рамках неформальных норм уже существовала, и первым её названием в рамках экономической теории было «традиционная экономика». Новое название появилось потому, что в новых условиях изменилось содержание деятельности, да и использовалось старое название в теориях, которые не объясняли существование и рост подобной экономики в условиях развитой экономики.
В 60-х годах одна из теорий модернизации1 предсказывала, что традиционный сектор экономики в развивающихся странах исчезнет в результате экономического прогресса, когда устаревшие традиционные формы организации труда будут вытеснены более прогрессивными и более эффективными новыми формами. Этого не происходило, более того, такая деятельность даже расширялась, и экономисты начали более подробное изучение этого сектора. Обнаружилось, что он не только не сокращается, но даже вбирает и осваивает новые технологии, будучи более конкурентоспособным в некоторых видах деятельности.
Термин «неформальная экономика» по отношению к подобной деятельности был введён английским антропологом Кейтом Хартом, когда он проводил исследования по заказу Международной организации труда в 1971 в Гане и в 1972 в Кении, которые показали, что значительная часть горожан, занятая в малом и среднем бизнесе, практически не связана с официальной государственной экономикой.2 Он показал, что неформальная деятельность следует рыночной логике, хотя и существует ряд её существенных отличий от деятельности в рамках формальной экономики.
Огромное влияние на
дальнейшие исследования неформальной
экономики оказала книга
Критикуя действия правительства, Сото показал, что экономическая система Перу (и многих других развивающихся стран) может быть охарактеризована не как рыночная экономика, а как меркантилизм. Эта книга во многом переложила ответственность за существование неформальной экономики с неразвитости местных жителей на неразвитость государственных и социальных институтов в обществе. Также значительное влияние на развитие понятия неформальной экономики оказали Рональд Коуз с «Теорией прав собственности» 3и Беккер с книгой «Преступление и наказание: экономический подход».4
Термин неформальная экономика связывали с развивающимися странами, где около половины населения могут работать вне системы налогообложения, но, как стало понятно, все экономические системы содержат её в той или иной мере. В конце семидесятых годов в США появляется ряд статей, осветивших для исследователей проблему неформальной экономики уже в развитых странах, в частности в США (Гутман, 1977; Файг, 1979) и СССР (1977, Гроссман; Каценелинбойген). Такую экономику стали называть теневой, подпольной, нелегальной, подчёркивая не её неформальный характер, а скрытость от контролирующих органов, так как в развитых странах наличествует более устоявшаяся система государственных и социальных институтов и государство имеет больше возможностей регулировать экономическую активность граждан.
Определение неформальной экономики
Неформальная экономика в широком смысле тождественна ненаблюдаемой, в неё подмножествами входят нерегулярная, «серая» и теневая экономики а также многие другие. 5
Неформальная экономика может определяться как совокупность отношений, присущая всей экономике в целом, или — в рамках экономико-социологического подхода — как особая стратегия (логика) экономических агентов,6 способ заработать на удовлетворении спроса людей, вне зависимости от легальности осуществляемых действий, и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках законов.
Кроме подобного широкого смысла «неформальная экономика» определяется как «серая» экономика: деятельность с целью получения выгоды, когда доходы и способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются7. «Серая» экономика — это скрываемая деятельность, которая могла бы быть показана, но тем, кто её осуществляет, представляется более выгодным избегать лишнего внимания контролирующих органов. В это более узкое определение входят легальные виды деятельности теневой экономики (исключая криминальные её виды, см. чёрный рынок) и не входит социальная экономика (в т.ч. домашняя, общинная и моральная), которая с трудом поддаётся учёту, даже если её не стараются скрыть.
В нормативных документах
Росстата РФ неформальная экономическая
деятельность определена более узко,
фактически, как домашняя или общинная
экономика: как деятельность, осуществляемая
в основном на законных основаниях
индивидуальными производителям
Типология
До сих пор не выработано
однозначной и обще-
Поэтому она может выглядеть так:
Где закон нарушен, и права другого хозяйствующего субъекта тоже нарушены это
Закон соблюден, но права другого хозяйствующего субъекта нарушены это:
Закон нарушен, а права другого хозяйствующего субъекта не нарушены это:
Закон соблюден, и права другого хозяйствующего субъекта не нарушены это:
Нельзя забывать и о фиктивной экономике — незаконная деятельность занятых в официальной экономике агентов, связанная со скрытым легальных доходов. Подобной деятельностью могут заниматься люди из руководящего персонала, поэтому эту разновидность скрываемой экономической деятельности называют также «беловоротничковой», и сильно зависит от официальной экономики. Включает в себя широкий круг деятельности, включая коррупцию, уход от налогов, ложные банкротства, промышленный шпионаж и зачастую наносит государству, корпорациям и обществу больший урон, чем другие виды скрываемой деятельности.
Происхождение неформальной экономики неразрывно связано с традиционализмом9. С 1970-х годов рост неформальной экономики наблюдается в большинстве не только развивающихся, но и развитых стран. 10Эта тенденция в первую очередь связана со стремлением государства расширить и углубить правовой контроль за различными областями деятельности людей. Однако она может стимулироваться и медлительностью государства при регулировании экономики в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации или при монополизации транснациональными корпорациями целых рынков сбыта товаров и услуг.
Внелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс (Эрнандо де Сото). Индивиды ищут приемлемые формы адаптации на основе ранее сформированного опыта, морально-этический базис и конкретные навыки ведения хозяйства могут передаваться из поколения в поколение, невзирая на текущее законодательство, поэтому принятие законов без осуществления реально влияющих на поведение людей мероприятий является практически бесполезным. Люди, признаваясь в незнании законов, негативно характеризуют их или контроль за их исполнением для того, чтобы оправдать подобную деятельность в собственном сознании.
Бедность является одновременно следствием и причиной существования неформальной экономики, так как бедные граждане заинтересованы в получении хоть каких-то доходов, при этом законность способа получения отходит на второй план перед необходимостью выживать. Люди из некоторых социальных групп могут практически не иметь шансов на легальное трудоустройство. В некоторых случаях бездомные сами стремятся попасть в тюрьму. Для бедных слоёв населения потери времени, связанные с заключением под стражу, не так страшны, как штрафы, для богатых, соответственно, более страшны потери времени, чем штрафы.
Потребности безграничны, сила же принуждения государства ограничена, как ограничены его ресурсы, это приводит к невозможности установления законности в случаях, когда в государстве действуют явно невыгодные обществу законы, при этом люди идут на правонарушения даже под страхом смертной казни. Из моделей экономики преступления и наказания следует, что чем больше прибыли может принести правонарушение, тем больше средств необходимо будет потратить на его сдерживание, или тем более жестокие законы необходимо будет установить. Коррупция законотворческих органов приводит к принятию законов без балансирования интересов личности, общества и государства.
Доверие экономических
агентов друг к другу как важный
элемент неформальных связей крайне
важно для существования
Несовершенство законов
обусловлено, в том числе тем,
что для государственных
Методы оценки
В качестве прямых методов оценки возможно использование данных социологических опросов, например, о занятости в неформальном секторе. Существует также большое количество аналитических методов оценки масштабов скрываемой экономики. 13Метод диспропорций позволяет установить вероятное наличие и примерный размер неформального сектора за счёт разных методик подсчёта одного и того же показателя — например, ВНП отдельно по доходам и по расходам.