Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
* Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
* Выявить формы теневых операций.
* Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
* Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России 6
1.1. Причины развития “теневой” экономики 6
Глава 2. Формы “теневой” деятельности 10
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России 12
2.2. Условия формирования “теневой” экономики 20
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере 21
2.4. Рынок ценных бумаг 24
2.5. Пенсионное обеспечение 25
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 26
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 26
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики 27
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода 29
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики 33
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики 34
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? 37
3.7. Структура “теневой” экономики 38
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем 41
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем 44
3.10. Операции, подобные отмыванию денег 45
3.11. Теневая экономика и налоговая преступность 46
3.12. Неучтенные операции 47
3.13. Сокрытие части оборота 49
3.14. Псевдооперации 49
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 51
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 51
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики 55
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики 68
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Некоторые специалисты предлагают наряду с применением деклараций о доходах и расходах в сфере личного потребления задействовать так называемые “доходные индульгенции” – юридические документы, подтверждающие легализацию при уплате специального налога денежных же средств, направляемых на инвестиции производства.
Российский рынок для отечественного предпринимателя, вывезшего капитал за рубеж, имеет существенные преимущества: более высокую норму прибыли, знание условий конъюнктуры, наличие связей с представителями органов власти и управления.
Однако
есть мнение, что описанный вариант
нереалистичен, ибо предприниматели
указанной категории находятся
под “дамокловым мечом” и государства,
и криминальных структур, а, уходя
от налогов, теневик вынужден давать
взятки чиновникам-коррупционерам и
платы криминалитету (за “крышу”).
В финансовом плане эти поборы
для предпринимателя то же самое,
что налоговое давление. Однако форма
выплаты таких “налогов”
Помимо
морально-психологических
Наиболее
активное сопротивление идее интеграции
части “теневой” экономики в
легальную оказывают
Программа
интеграции теневого капитала с легальным
– лишь одна, но, возможно, и приоритетная
составляющая нового курса в экономической
политике, суть которого – всемерное
поощрение российского
Интеграция
продуктивно-производительной части
“теневой” экономики в
При
этом желательно, чтобы реабилитация
вынужденных теневиков-
Здесь
также существует ряд правовых нюансов.
Большинство преступлений, которые
совершаются в экономической
сфере, в той или иной степени
связаны с банками, они – чаще
всего посредники в перекачке
криминальных денег. Защитить общество
от банковских афер и банковских служащих,
от притязаний криминальных структур
оказалось не так просто. Выбирая
между собственной
Как
показывает отечественная практика,
банки преимущественно
Создается
впечатление, что в новом российском
государстве абсолютно все
В сложных схемах уклонения от налогообложения всегда присутствуют фиктивные фирмы. Однако из-за того, что признаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются, расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательства приходится передавать, в конечном счете, в МВД России. Разрывается логическая цепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступления вынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, что препятствует полному и всестороннему его раскрытию.
Подобная
же картина наблюдается в случае
с выявлением нарушения валютного
законодательства, связанного с невозвращением
валюты из-за рубежа. Как правило, здесь
применяются сложные схемы по
выводу денежных средств из легального
оборота, связанные с нарушениями
уголовного, налогового, валютного
и банковского
Так,
проводя следствие о незаконном
предпринимательстве, сотрудники МВД
не обращают внимания на возможные
связи данного преступления с
налоговыми преступлениями других лиц,
так как это не входит в их компетенцию;
в лучшем случае появившиеся материалы
сразу направляются в органы налоговой
полиции. Отсутствие прав по борьбе с
налоговой преступностью и
Сосредоточение
у ФСНП полномочий по борьбе с “теневой”
экономикой, в том числе и через
выявление и пресечение “организованных
налоговых преступлений”, повысило
бы статус федеральных органов налоговой
полиции в системе
Для
борьбы с теневыми операциями создана
комплексная система контроля за
экономикой, построенная по принципу
сбора и анализа информации о
финансово-хозяйственной
При
сложившейся ситуации между центром
и регионами особую значимость приобретает
правоохранительная структура, подчиненная
только центральной власти, то есть
некий аналог Федерального бюро расследований.
Российский аналог ФБР должен заниматься
расследованиями сложных
Однако если, наконец, встанет вопрос о создании “отечественного ФБР”, то можно не сомневаться – против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.
Важным направлением является судебная реформа. Кстати, в России до сих пор собственность – на уровне закона – так и не делится на федеральную, региональную и муниципальную. В таких условиях особо важно, чтобы арбитражные суды были арбитрами в хозяйственных спорах, а не политической или экономической дубинкой в руках конкретных региональных лидеров.
Если
нынешняя центральная власть сумеет
выстроить грамотную систему
арбитражных судов, от которых в
немалой степени зависит
Другим элементом судебной реформы стало создание административных судов. Верховный суд России инициировал создание фактически новой ветви судебной власти.
Практика показывает, что из-за несоответствия численности специалистов, обладающих необходимой компетенцией, количеству предприятий, подлежащих контролю, возникает серьезная проблема бесконтрольного отчуждения активов предприятий.
Разумной альтернативой увеличению штата чиновников могло бы стать привлечение к процедурам управления госсобственностью как физических лиц, обладающих необходимой квалификацией и положительным опытом в управлении предприятиями, так и компаний, которые выступают на рынке в качестве консультантов по управлению.
Особую
проблему стала представлять криминогенность
в околотаможенной среде. Каждый
год происходит большое количество
нарушений таможенных правил. К ним
в первую очередь следует отнести
незаконное перемещение важных товаров,
алкогольной и табачной продукции,
морепродуктов, валютных ценностей, легковых
автомобилей, невозврат в Россию
валютной выручки от экспортных операций.
Растет масштабы контрабанды. Расследования,
проведенные в таможенных органах,
свидетельствуют, что практически
к каждому второму нарушению
прямо или косвенно причастны
посредники-декларанты на основе договора,
по вине которых федеральный бюджет
ежегодно недополучает миллиарды рублей.
Проблема заключается в том, что
с таможней имеют дело десятки
тысяч различных хозяйствующих
субъектов, их непрофессиональных представителей
и многочисленных посредников с
сомнительной репутацией. Вероятно, назрела
необходимость в создании института
таможенных брокеров, который должен
стать частью единой системы обеспечения
экономической безопасности и развития
внешнеэкономической
Международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень, и к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов.
Воздействие государства на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих.
Для
борьбы с коррупцией и взяточничеством
необходимы более глубокие преобразования.
В первую очередь, следует обратить
внимание на то, что именно разрешительные
и распределительные функции
чиновника, унаследованные от советской
эпохи, порождают процесс коррупции.
Разрешительно-
Применительно
к “теневой” экономике особенно
актуальны усилия банковского сообщества
по борьбе с отмыванием денег. Одиннадцать
крупнейших мировых банков затеяли
новый поход против отмывания
денег. Официальное объявление борьбы
“грязным” деньгам и странам,
замеченном в активном их отмывании,
состоялось в Цюрихе, неофициальной
столице мира номерных счетов и неприкосновенной
доселе банковской тайны. Альянс банков,
поставивших подписи под
“Общие
правила противодействия