Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
* Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
* Выявить формы теневых операций.
* Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
* Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России 6
1.1. Причины развития “теневой” экономики 6
Глава 2. Формы “теневой” деятельности 10
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России 12
2.2. Условия формирования “теневой” экономики 20
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере 21
2.4. Рынок ценных бумаг 24
2.5. Пенсионное обеспечение 25
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 26
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 26
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики 27
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода 29
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики 33
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики 34
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? 37
3.7. Структура “теневой” экономики 38
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем 41
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем 44
3.10. Операции, подобные отмыванию денег 45
3.11. Теневая экономика и налоговая преступность 46
3.12. Неучтенные операции 47
3.13. Сокрытие части оборота 49
3.14. Псевдооперации 49
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 51
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 51
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики 55
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики 68
Заключение 73
Список использованной литературы 75

Файлы: 1 файл

Теневая экономика 1.docx

— 83.84 Кб (Скачать)

   Госкомстат  России учитывает в своих расчетах только два первых вида “теневой”  экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и  преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту  часть “теневой” экономики можно  называть неформальной экономикой.

   Вместе  с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми  и нефинансовыми активами, которые  не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это - криминальные действия, не связанные с производством  любых товаров и услуг, но ведущие  к перераспределению национального  богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны  одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой” экономики следует называть незаконной экономикой.

   По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, “теневая” экономика  составляет порядка 40-45 % к ВВП.

   Применительно к неформальной экономике стоит  задача “ее вывода из тени“ путем  создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической  деятельностью.

   Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические  условия, позволяющие и стимулирующие  незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными  органами и пресечь.

  • 2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России

   Главной причиной роста “теневой” экономики в  России, по мнению многих исследователей, была “незавершенная либерализация“. Иначе говоря, из всего набора “экономических свобод“ (свобода конкуренции, свобода  ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (также необходимое  для нормальной работы рыночного  механизма, например, продавать и  покупать землю) - нельзя. С начала преобразований возник раскол между государством и  обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у  них возникло стремление полностью  исключить какие-либо контакты с  государством и чиновниками. Население  и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего  в неформальные отношения, как с  частными лицами, а с государством - иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять  властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может  оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию “теневой” экономики и  явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.

   Первая  особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике.

   Вторая  особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор “теневой” экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“ им фирм разворовывают или “прокручивают“ государственные деньги. Далее эти деньги “отмываются“, вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных “уполномоченных“ компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Функционирование компаний подобного типа - источник “теневой” активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без “уполномоченных“, вынуждены им платить. Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста “теневой” экономики.

   Третья  особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

   Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально  РАО “Газпром“, РАО “ЕЭС России“  и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи  и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной  информации. Это - “квазичастные“ фирмы, представляющие собой гибрид частной  компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые  секторы современной экономики  России. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития “теневой” деятельности. К числу самых распространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

   Новая форма  монополизма - монополизм “снизу“  как надстройка над частной рыночной активностью. Это - система “крыш“, которые делят между собой  тот или иной рынок. “Крыша“ - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Экономический смысл деятельности “крыши“ - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли  на рынке за счет ограничения числа  допущенных на него субъектов (производителей, торговцев, посредников и др.). Таким  образом, часть прибыли “крыша“  забирает у других участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог.

   Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить “командные высоты“ в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в “тень“. В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста “теневой” деятельности.

   Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были “отпущены“, введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности. Значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

   Шестая  особенность - неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью, во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами.

  • 2.2. Условия формирования “теневой” экономики

   Условия для  “теневой” экономики формируются  общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность  получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития “теневой”, в том числе криминальной экономики.

   Большое внимание проблемам “теневой” экономики  уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество  различных методов количественной оценки масштабов “теневой” экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов  на основе расхождений в официальной  статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы  между официальным уровнем занятости  и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры “теневой”  экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).

   В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие  оценки масштабов “теневой” экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся  в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии - от 4 до 9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от 6 до 9 %, по ФРГ - от 3 до 15 %, по Великобритании - от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

  • 2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере

   В финансовой и банковской сфере развитию “теневой”  экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового  характера. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств  клиента.

   До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности  за нарушения предприятиями, организациями  и учреждениями условий работы с  денежной наличностью и порядка  ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:

  • за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
  • за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
  • за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
  • за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
  • Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.
  • Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
  • Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
  • Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
  • Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.

   Сохраняется тенденция распространения мошеннических  операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с  незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением  разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз  за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в  зарубежные банки, использованием для  этих целей кредитных карточек, а  также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.

Информация о работе Теневая экономика