Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель данной работы – изучить сущность и основы действия теневой экономики.
Задачи работы:
- раскрыть сущность, причины, факторы и структуру экономики;
- проанализировать методы изучения теневой экономики;
- рассмотреть государственную политику для регулирования теневой экономики.
Объектом данной работы выступает теневая экономика, а предметом ее сущность.
Введение
Глава 1. Сущность теневой экономики…………………………………………..5
1.1 Понятие теневой экономики
1.2 Факторы и структура теневой экономики
1.3 Плюсы и минусы существования теневой экономики
Глава 2. Методы измерения теневой экономики
2.1 Основные методы измерения
2.2 Методы измерения теневой экономики, используемые в России: “итальянский метод”
2.3 Методы измерения теневой экономики, используемые в России: официальная методика Госкомстата
Глава 3. Легализация теневой экономики………………………………………26
3.1 Процесс легализации
3.2 Законодательные меры
3.3 Стратегия реформ CIPE
Заключение
Список использованной литературы
34
Введение
Глава 1. Сущность теневой экономики…………………………………………..5
1.1 Понятие теневой экономики
1.2 Факторы и структура теневой экономики
1.3 Плюсы и минусы существования теневой экономики
Глава 2. Методы измерения теневой экономики
2.1 Основные методы измерения
2.2 Методы измерения теневой экономики, используемые в России: “итальянский метод”
2.3 Методы измерения теневой экономики, используемые в России: официальная методика Госкомстата
Глава 3. Легализация теневой экономики………………………………………26
3.1 Процесс легализации
3.2 Законодательные меры
3.3 Стратегия реформ CIPE
Заключение
Список использованной литературы
В большинстве развивающихся стран мира существуют два параллельных сектора экономики: официальный и неофициальный – «теневой». В официальном секторе экономическая деятельность и еѐ субъекты легальны, зарегистрированы и поддерживаются официальными экономическими институтами. В теневом секторе «предприниматели производят разрешенную продукцию и услуги, но без необходимых лицензий и вне юридического статуса, поскольку влиться в официальную экономику им не позволяет паутина запутанных правил, излишних процедур, высокие налоги и другие препятствия к выходу на легальный рынок. Как предприниматели, так и их работники не защищены законом, лишены доступа к услугам официальной экономики, например, к кредитам, и становятся легкой добычей для коррумпированных бюрократов. Теневой сектор вносит большой вклад в развитие экономики своих стран – в некоторых случаях его доля в ВНП составляет до 60% – и, тем не менее, его потенциал резко снижен из-за нелегального статуса и серьезных препятствий на пути к нормальной экономической деятельности. Теневые предприятия не могут пользоваться ни услугами государства, ни официальными источниками кредитования. Зачастую они становятся жертвами бюрократического произвола и ограничены в своей деятельности узким кругом личных знакомств. Как правило, для нелегальных предпринимателей и их работников закрыты те широкие возможности, которыми пользуется официальный бизнес. Даже в периоды общего расцвета национальной экономики такие предприниматели остаются выброшенными за пределы общего экономического подъема. Ограничение экономических возможностей теневых предпринимателей и их работников приводит к их политической раздробленности. Демократия и еѐ плоды остаются для них иллюзией, потому что с официальной точки зрения теневого сектора не существуют, а значит, их голос остается не услышанным. Более того, теневой сектор подрывает саму демократию, игнорируя власть закона и вынося огромные сегменты экономики за пределы действующего законодательства и юридической защиты. Интеграция нелегальных предпринимателей в официальную экономику открывает возможность для бедных слоев населения реализовать свой потенциал и поднять общую национальную конкурентоспособность. Официальная легализация также открывает выход на официальные рынки, возможность безопасно инвестировать средства, брать официальные кредиты, защищать свои интересы в суде, участвовать в формировании государственной политики. Однако эффективный переход из теневого в легальный сектор требует не только формального изменения юридического статуса отдельным постановлением или регистрацией. Он потребует полной ломки барьеров, стоящих у истоков теневой экономики, то есть, улучшения делового климата для всех предпринимателей. Подобные реформы позволяют расширить участие бедного населения в рыночной экономики и общественной жизни, поднимая, таким образом, эффективность и легитимность самой рыночной демократической системы.
Цель данной работы – изучить сущность и основы действия теневой экономики.
Задачи работы:
- раскрыть сущность, причины, факторы и структуру экономики;
- проанализировать методы изучения теневой экономики;
- рассмотреть государственную политику для регулирования теневой экономики.
Объектом данной работы выступает теневая экономика, а предметом ее сущность.
Существование теневой экономики не оспаривается ни экономистами-политиками, ни экономистами-учеными. Один из первых и самых влиятельных исследователей теневой экономики Vito Tanzi утверждает, что “к середине 80-х годов я потерял интерес к предмету частично потому, что... во мне росло непонимание того, что мы анализируем и измеряем”.[1]
Оценивая прогресс, произошедший в науке с середины 80-х годов, он добавляет, что “определение подпольной экономики все еще остается нерешенным вопросом”. Разнообразие понятий и определений, используемых для обозначения феномена теневой экономики, поражает воображение. Далеко не полный список прилагательных включает неформальная, криминальная, подпольная, ненаблюдаемая, теневая, серая. Часть авторов подразделяет теневую экономику на несколько секторов, например, домашний, неформальный, незаконный и криминальный. Однако большинство авторов использует данные понятия в качестве синонимов, подразумевая “законную деятельность по созданию добавленной стоимости, которая не облагается налогами и большая часть которой скрытно исполняется “черной” рабочей силой”.[2]
Исследователи теневой экономики при ее анализе часто прибегают к помощи интуиции, избегая при этом четкого определения предмета или подстраивая определение под нужды собственных регрессий. Даже предпринимая попытку системного подхода при анализе теневой экономики, авторы предупреждают читателей своей книги, что “тяжело дать формальное определение”, и обращается к “некоторым примерам... в целях иллюстрации масштабов неформальной экономической деятельности”.[3] Безусловно, интуитивный подход очень привлекателен, однако именно он является главной причиной разногласий среди исследователей. Очевидно, что необходимо четкое и всеобъемлющее определение предмета анализа.
В данной работе попытаемся дать определение понятия “теневая экономика”. Понимание процессов, происходящих в теневой экономике, а также механизмов ее взаимодействия и влияния на официальную экономику приведет к принятию более обоснованных решений в налоговой, монетарной, социальной и иных важных составляющих экономической политики государства.
В данной работе будем следовать понятиям и определениям, использующимся в Системе Национальных Счетов редакции 1993 года (СНС93). Одной из ключевых концепций СНС93, в которой мы особенно заинтересованы, является концепция производства. В целях достижения полноты оценок ВВП в СНС93 дается определение двух фундаментальных границ.
1. Общая производственная— это граница между той деятельностью, которая считается производственной в экономическом смысле, и той, которая не считается производственной.
2. Производственная — это граница вокруг экономического производства, которое должно учитываться в национальных счетах.
Общая производственная граница проводит черту между экономическим и неэкономическим производством. Экономическое производство включает в себя любую контролируемую человеком деятельность, результаты которой (продукция) могут быть подвержены обмену. Например, неуправляемый рост запасов рыбы в океане лежит вне общей производственной границы, в то время как разведение рыбы в специальных рыбных хозяйствах находится в ее пределах. С другой стороны, такие действия человека, как сон, потребление пищи, напитков, занятие физкультурой и тому подобное исключаются, а стирка белья, приготовление пищи, забота о детях попадают в пределы действия общей производственной границы, поскольку могут обмениваться различными экономическими единицами.
Производственная граница имеет более узкий характер по отношению к производственной деятельности домохозяйств. Учет или исключение товаров, произведенных домохозяйствами для собственного потребления, определяется критерием существенности (статья 6.25). Это означает, что в случае, если объем какой-либо продукции в количественном выражении достаточно велик в отношении суммарного предложения данного продукта в пределах всей страны,
он должен учитываться в национальных счетах. Производство домохозяйствами любых видов услуг находится за пределами производственной границы. Существует два исключения из этого правила: предоставление жилья в аренду его собственниками (вмененная арендная плата) и оплачиваемые услуги, которые “всегда включались в пределы производственной границы” (статья 6.29).
Производственная граница описывает пределы экономической деятельности, которая должна учитываться в оценках ВВП, и, таким образом, является важной при анализе полноты таких оценок. “Получение полных и всеобъемлющих оценок” означает, что как можно больше производственных действий непосредственно наблюдаются и измеряются. Кроме того, это означает, что ненаблюдаемая деятельность, попадающая в рамки производственной границы, также учитывается и косвенным образом измеряется. Виды деятельности, которые чаще всего не могут быть измерены и учтены во всеобъемлющих оценках ВВП прямым образом, включают подпольный, незаконный и неформальный сектора, а также производство в домашних хозяйствах товаров (продуктов) для собственного потребления. Вместе с той деятельностью, которая не учитывается в оценках ВВП по причине недостатков базовых статистических данных, они образуют ненаблюдаемую экономику.[4]
СНС93 определяет подпольную (underground) деятельность (статья 6.34) как производительную в экономическом смысле, вполне законную, но умышленно скрываемую от государства в целях:
— избежания уплаты налога на прибыль, НДС и других;
— избежания уплаты социальных платежей;
— уклонения от соблюдения определенных требований или стандартов, таких, как требования к минимальной заработной плате, максимальной продолжительности рабочей недели, безопасности рабочего места и т.д.;
— уклонения от соответствия определенным административным процедурам, таким, как статистическая отчетность или иные административные формы.
Примерами деятельности, относящейся к подпольной экономике, являются:
— деятельность предприятий, не желающих декларировать часть или весь свой доход в целях избежания прямого или косвенного налогообложения;
— деятельность предприятий, не желающих исполнять трудовое законодательство или иммиграционные законы, используя работников, работающих вне системы бухгалтерского учета;
— деятельность предприятий, решивших действовать неофициально в целях избежания длительных и дорогостоящих бюрократических процедур;
— деятельность лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством, но регистрирующихся на бирже труда в целях получения различных преимуществ безработного.
В СНС93 (статья 6.30) явно указывается на то, что запрещенная законом деятельность должна учитываться в Системе Национальных Счетов, “несмотря на очевидные практические трудности в получении статистических данных о незаконном производстве”. Более того, “все незаконные действия,которые носят характеристики трансакции, а именно наличия взаимного согласия сторон, должны учитываться наравне с любыми законными действиями” (статья 3.54).[5] Незаконная деятельность подразделяется в СНС93 на две категории:
1. производство товаров и услуг, а также их продажа или просто владение запрещены законом (например, производство и распространение наркотиков);
2. производственная деятельность, которая становится незаконной лишь в случае ее исполнения производителем, не обладающим для этого необходиыми правами (например, нелицензированное оказание медицинских услуг).
Как отмечено в статье 6.35, граница между подпольным и незаконным производством достаточно размыта. Базовым правилом разделения является принадлежность нарушаемого законодательства: подпольная деятельность ассоциируется с нарушением административных процедур, в то время как незаконная деятельность носит криминальный характер. Кроме того, что также отмечено в СНС93, точное разделение подпольной и незаконной деятельности не имеет принципиального значения, поскольку и та и другая находятся в пределах производственной границы.
Неформальный сектор описывается в СНС93 как подсектор домохозяйств и “может быть широко охарактеризован, как состоящий из экономических единиц, занятых в производстве товаров и услуг с целью создания занятости и получения доходов занятыми лицами”.[6] Предприятия неформального сектора функционируют “на низком организационном уровне при отсутствии или небольших различиях между рабочей силой и капиталом как факторами производства, а также в малых масштабах”.[7] Среди других основных особенностей неформального сектора можно отметить следующие.
1. Предприятия не могут участвовать в трансакциях и вступать в контрактные отношения с другими экономическими единицами, а также брать обязательства от своего имени.
2. Постоянный и иной капитал принадлежит не производственным единицам, а их владельцам; капитал и оборудование, например здания и автомашины, могут использоваться как в производственных, так и в личных целях.
3. Владельцы привлекают необходимое финансирование на свой риск и лично несут ответственность по любым обязательствам, принятым в процессе производства.
4. Производственные расходы неотделимы от расходов домашнего хозяйства.
В отличие от незаконного производства большая часть деятельности неформального сектора заключается в предложении товаров и услуг, производство и распространение которых являются легальными. Различие между неформальным и подпольным секторами более размыто, поскольку в первом случае его деятельность необязательно вызвана сознательными намерениями избежать уплаты налогов и социальных платежей или нарушить трудовое или иное законодательство. Эти сектора могут частично совпадать, так как некоторые предприятия неформального сектора постараются избежать государственной регистрации или получения необходимых лицензий. Однако подобное поведение может быть вызвано, главным образом, стремлением сократить производственные расходы.
Производство товаров и услуг домохозяйствами для собственного потребления является в определенной мере самоочевидной концепцией (выше уже были изложены некоторые наиболее важные вопросы, связанные с этим сектором).
Итак, введем понятие “теневая экономика”, под которым будем понимать комбинацию криминальной, подпольной и неформальной деятельности. При этом исключаем деятельность домашних хозяйств по производству товаров и услуг для собственного потребления, поскольку[8]: во-первых, эти товары и услуги оказывают крайне незначительное влияние на экономику, так как потребляются внутри домашнего хозяйства и не обмениваются на рынке;
во-вторых, товар или услуга учитываются в Национальных Счетах, только если их производство достаточно велико относительно суммарного предложения в стране, поскольку это может свидетельствовать об отсутствии на рынке товаров-заменителей и, следовательно, вызвать трудности с числовым анализом подобной деятельности;