Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
* Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
* Выявить формы теневых операций.
* Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
* Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России 6
1.1. Причины развития “теневой” экономики 6
Глава 2. Формы “теневой” деятельности 10
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России 12
2.2. Условия формирования “теневой” экономики 20
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере 21
2.4. Рынок ценных бумаг 24
2.5. Пенсионное обеспечение 25
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 26
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 26
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики 27
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода 29
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики 33
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики 34
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? 37
3.7. Структура “теневой” экономики 38
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем 41
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем 44
3.10. Операции, подобные отмыванию денег 45
3.11. Теневая экономика и налоговая преступность 46
3.12. Неучтенные операции 47
3.13. Сокрытие части оборота 49
3.14. Псевдооперации 49
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 51
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 51
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики 55
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики 68
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Более 2/3 всех
выявленных за последнее время органами
ВЭК России нарушений валютного
законодательства являются следствием
неудовлетворительного или
Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.
Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации“. В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.
В целях
защиты интересов инвесторов, банков
и их клиентов и в соответствии
с банковским законодательством
и федеральным законом “О рынке
ценных бумаг“ Банк России приказом от
28.08.97 № 02-372 утвердил Положение “Об
организации внутреннего
Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других законодательных актов, препятствующих развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.
На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.
Одним из каналов “теневой” экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники (“однодневки“) с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.
Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода.
Одной из областей
российского финансового рынка,
в которой проблема перевода капиталов
в тень вызывает наибольшую озабоченность,
является сфера вексельного обращения.
Существующая система правового
регулирования вексельного
Другой, не менее
опасной для социально-
Основными
причинами ухода малых
Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике, могут быть разделены на три группы:
1 группа - сугубо
криминальные малые
2 группа - теневики-хозяйственники,
в значительной степени
3 группа - предприниматели
без образования юридического
лица и наемные работники -
своего рода “солдаты“ “
Переход от
системы административного
В ходе реформ
был фактически ликвидирован механизм
контроля власти со стороны общества.
На сегодняшний день, к сожалению,
нельзя дать ни достоверной оценки
финансовых ресурсов, так как Минфин
тщательно скрывает многие данные,
ни выяснить объем приватизационной
собственности. Впрочем, и в случаях
вскрытия самых серьезных
Мировой опыт
свидетельствует о том, что выйти
из ловушки тотальной
В 1992 г. государство
начало с того, что фактически ликвидировало
накопления граждан. При спровоцированной
гиперинфляции практически не было
предпринято никаких мер для
того, чтобы сохранить трудовые сбережения
десятков миллионов людей в
В 1993 г. развернулась
спонтанная приватизация снизу, когда
всем было разрешено хватать
В конце 1993
г. произошло, свертывание демократических
институтов контроля власти над обществом.
И после этого началась легализация
криминальной деятельности. Если раньше
деньги из бюджета воровали преимущественно
в нелегальных формах, то, начиная
с осени 1993 г., правительственные
структуры пошли по пути легального
предоставления незаконных льгот “придворным”
коммерческим структурам. Соответствующие
примеры хорошо известны, их совокупность
свидетельствует о том, что в
денежно-бюджетной сфере
Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и перешла в “теневой” сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов.
В общем, этот
небольшой анализ показывает, что
именно государству и государственной
политике мы обязаны тем, что отечественная
экономическая система
Еще совсем
недавно существовала точка зрения,
согласно которой наличие “теневой”
экономики — прямое следствие
подавляющей нормальную хозяйственную
жизнь административной системы
управления, с устранением которой
и переходом к рыночному
За спорами
последних лет о реформах и
контрреформах, о том, что преобразования
идут плохо или вообще остановились,
перестали замечать совершенно новую
социально-экономическую
Одно из следствий формирования соответствующей олигархии - обнищание огромной части населения.
Второе следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти клановые структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как манипулирование с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального сектора экономики, разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся оценкам, до двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в сложившейся экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в состоянии банкротов).
Третье следствие
— перераспределение
Четвертое следствие — пресловутая утечка российских капиталов за границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд. долл.
О том, что
практически вся мощь госаппарата
подчиняется интересам
На полные обороты запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого, но и легального. “Классический“ пример тут являет ситуация на рынке государственных обязательств, которые распределяются через обслуживающие бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный процент, а затем выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чисто денежную эмиссию.
Фактически
ликвидирован механизм контроля власти
со стороны общества. Ни парламент,
ни общественные организации не контролируют
сегодня не только Правительство
РФ в целом или Банк России, но
и отдельные структуры