Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
* Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
* Выявить формы теневых операций.
* Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
* Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России 6
1.1. Причины развития “теневой” экономики 6
Глава 2. Формы “теневой” деятельности 10
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России 12
2.2. Условия формирования “теневой” экономики 20
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере 21
2.4. Рынок ценных бумаг 24
2.5. Пенсионное обеспечение 25
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 26
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 26
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики 27
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода 29
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики 33
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики 34
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? 37
3.7. Структура “теневой” экономики 38
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем 41
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем 44
3.10. Операции, подобные отмыванию денег 45
3.11. Теневая экономика и налоговая преступность 46
3.12. Неучтенные операции 47
3.13. Сокрытие части оборота 49
3.14. Псевдооперации 49
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 51
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 51
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики 55
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики 68
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Следует признать,
что существующая налоговая система
носит переходный характер и свои
возможности исчерпала еще в 1994
г., а сегодня она дает возможность
для различных методов
- Сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм; неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.
- Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания.
- Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги и др.
- Неправомерное использование льгот: введение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в основной штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.
В государственных
властных структурах, общественных организациях
и научных учреждениях
Первый
— радикально-либеральный, реализуемый
с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный
с целевыми установками на сверхвысокие
темпы первоначального
Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против “теневой” экономики, усиление мер наказания.
Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению “теневой”“ деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.
Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только “теневиков“ - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым “теневая“ экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих на боку” предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как “относительно низкий”, а уровень сопротивления властям — как “относительно высокий”. В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.
Наиболее активными критиками идеи легализации “теневого“ капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся “теневая“ сфера в большей или меньшей степени криминализирована (это, как говорится, следует “по определению“). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: “не пойман — не вор“.
До какого
уровня возможно реально снизить
гигантские размеры “теневой” экономики?
Поскольку полностью
Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.
Не менее
важными направлениями являются
проведение политики глубоких административных
реформ с целью упорядочения организационных
структур власти, правоохранительных
органов, координации их деятельности;
реформирование корпуса госслужащих,
развитие межгосударственного
При выборе
механизмов реализации стратегических
целей важно найти оптимальное
соотношение между
Практически
ни у кого не вызывает сомнения, что
существующая налоговая система - это
тормоз для дальнейших финансово-экономических
преобразований. НЭП в свое время
легализовал скрытые капиталы. Существенную
роль при этом сыграла разумная налоговая
политика: налог составлял 25% дохода
частника. Это позволило ему
Оппоненты
налоговой реформы часто
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:
- благоприятные для
бизнеса изменения
- четкое разграничение
капиталов криминальных
- формирование нового
отношения к отечественным
- укрепление доверия
к власти, предполагающего в качестве
одной из мер демонстрацию
эффективной защиты населения
от финансовых мошенничеств, защиты
сбережений, капиталов и самого
института частной
- установление общественного
контроля за деятельностью
В государственных
властных структурах, общественных и
научных организациях имеют место
два противоположных подхода
к решению проблем “теневой”
экономики. Первый, ставший уже традиционным
радикально-либеральный, действует
с начала 1992 г. Он связан с целевыми
установками на сверхвысокие темпы
формирования частных капиталов. Результаты
такого подхода в стране налицо:
это критические масштабы роста
“теневой” составляющей экономики
и образование мощных финансово-производственных
кланов, проникающих в высшие эшелоны
власти, с одной стороны, и подавление
нормальной предпринимательской
Второй – репрессивный – подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы радикально-либерального. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции.
Следует
отметить, что, поскольку государству
не удается зарегистрировать доходы,
оно стремится поставить под
контроль расходы граждан. Это, как
ожидается, позволит выявить действительные
расходные параметры
Почему-то
не принимаются во внимание общие
экономические условия
Не столь благоприятными могут быть и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов, поскольку власти могут столкнуться с сопротивлением не только теневиков-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым “теневая” экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих на боку” предприятий не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. В этом случае репрессивные методы существенно не пополнят государственной казны, а только повлекут за собой рост безработицы, ослабление экономики с возможным бегством способных хозяйственников за границу и другие негативные последствия.
Таким
образом, можно вновь прийти к
выводу о необходимости четкого
разграничения капиталов