Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и совокупного предложения в мировой экономике через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:
- построение кривой совокупного спроса;
- выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;
-определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
- построение кривой совокупного предложения;
- подробное рассмотрение ценовых факторов, влияющих на смещение кривой совокупного предложения;
- установление точек макроэкономического равновесия.

Оглавление

Введение 4 1. Совокупный спрос 7
1.1 Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие 7
1.2 Смещение кривой совокупного спроса 18
Совокупное предложение 24
2.1 Кривая совокупного предложения и его неценовые факторы 24
2.2 Смещение кривой совокупного предложения 38
2.3 Макроэкономическое равновесие 40

Заключение 43

Литература 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице 1. рассмотрим эти элементы по порядку.

 

Таблица 1. Неценовые факторы совокупного спроса

 

1. Изменения в потребительских  расходах

а) Благосостояние потребителя

б) Ожидания потребителя

в) Задолженность потребителя

2. Изменения в инвестиционных  расходах

а) Процентные ставки

б) Ожидаемые прибыли от инвестиций

в) Налоги с предприятий

г) Технология

д) Избыточные мощности

3. Изменения в государственных  расходах

 

4. Изменения в расходах на чистый  объем экспорта

а) Национальный доход в зарубежных странах

б) Валютные курсы


 

Потребительские расходы. Российские потребители могут изменять характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3 как показано на рисунке 2, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен. /8 ст. 171/

Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице 1 такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. В обратном случае, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы на данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако заметим, что в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменения уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может послужить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, не зависимо от изменения в уровне цен. /5 ст. 256, 9 ст. 164/

Ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а следовательно и совокупный спрос сократятся.

Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Это произойдет, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен. В обратной ситуации, когда ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен. /7 ст. 93, 9 ст. 165/

Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно велика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса. /9 ст. 165/

Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С дугой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево. /12 ст. 88/

Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменять характер инвестиционных расходов,перечислены в таблице 1.  Рассмотрим каждый из них в отдельности. /8 ст. 173/

Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. С другой стороны, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций. /10 ст. 31/

Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. При обратной ситуации, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов)  от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо. /8 ст. 174/

Государственные расходы. Таблица 1 напоминает нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может служить решение правительства расширить российский морской флот. В обратном же случае уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. Пример: сокращение государственных расходов на строительство новых шоссейных дорог. /2 ст. 29/

Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая российского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках российских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Мы снова подчеркиваем – «независимо от изменений уровня цен в нашей стране», чтобы провести четкую грань между этими изменениями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень российского экспорта создает более высокий спрос на российские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Неценовыми факторами, изменяющими объем чистого экспорта, являются национальный доход стран и валютные курсы.

Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на российские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в России. Это происходит за счет того что, когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и российского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

Валютные курсы. Изменение курса рубля по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и иены японские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму иен. А потребители в России получат меньше иен за каждый рубль. Следовательно, что для японских потребителей российские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в России смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму рублей. С точки зрения нашего экспорта, например, пара российских джинсов за 2000 рублей теперь будет стоить, скажем, 530 иен, а не 640 иен. При таких обстоятельствах можно ожидать,  что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в России. /7 ст. 98/

 

1.2 Смещение кривой совокупного  спроса

 

Предположим, что домохозяйства и предприятия решили увеличить свои расходы, то есть купить больший объем продукции при данном уровне цен. (Тем самым кривая совокупного спроса смешается вправо). Почему они могут принять такое решение? Целый ряд возможных причин перечислен в списке неценовых факторов совокупного спроса (таблица 1). Возможно, что потребители станут более оптимистично смотреть на будущую экономическую конъюнктуру. Эти радужные надежды могут быть связаны с новыми технологическими достижениями в России, которые предполагают увеличение конкурентоспособности наших товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке, а следовательно, и увеличение реальных доходов в будущем. В результате потребители могут принять решение тратить большую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожидать, что будущая деловая конъюнктура даст возможность увеличить прибыли от нынешних инвестиций в новое оборудование. Поэтому в целях расширения производственных мощностей они увеличат свои затраты на инвестиции. Как показано на рисунке 6, определенные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика.


Рисунок 3. Последствия увеличения совокупного спроса

а) увеличение спроса на кейнсианском отрезке;

б) увеличение спроса на классическом отрезке;

в) увеличение спроса на промежуточном отрезке.

 

На кейнсианском отрезке (рис. 3а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до  AD2) приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от P5 до P6) и занятости без повышения уровня цен (P1). На классическом отрезке (рис. 3б) рабочая сила и капитал используется полностью, и расширения совокупного спроса (от AD3  до AD6 ) окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от P3 до P6 . Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости Qf . На промежуточном отрезке (рис. 3в) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и к повышению уровня цен (от P3 до P1). Повышения уровня цен, связанная с увеличением совокупного спроса как на классическом, так и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса повышают уровень цен. /4 ст. 66/

Эффект храповика.  А если совокупный спрос уменьшится? Наша модель указывает на то, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.

Но есть один важный, осложняющий ситуацию, фактор, который вызывает серьезные сомнения в достоверности прогнозов последствий сокращения совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса – от AD6 до AD5 на рисунке 3б и AD4 к AD3 на рисунке 3в – может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, за короткий период времени. Сложность состоит в том, что цены, как на товары, так и на ресурсы становятся «нерешительными», или негибкими, и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад).


Рисунок 4. Эффект храповика

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение