Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и совокупного предложения в мировой экономике через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:
- построение кривой совокупного спроса;
- выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;
-определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
- построение кривой совокупного предложения;
- подробное рассмотрение ценовых факторов, влияющих на смещение кривой совокупного предложения;
- установление точек макроэкономического равновесия.
Введение 4 1. Совокупный спрос 7
1.1 Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие 7
1.2 Смещение кривой совокупного спроса 18
Совокупное предложение 24
2.1 Кривая совокупного предложения и его неценовые факторы 24
2.2 Смещение кривой совокупного предложения 38
2.3 Макроэкономическое равновесие 40
Заключение 43
Литература 45
В таблице 2 перечисляются все «постоянные условия», при изменении которых кривая совокупного предложения смещается. Эти факторы являются неценовыми факторами совокупного предложения, и потому что все они, предвзятые, «определяют», или устанавливают, положение кривой совокупного предложения. Факторы, указанные в таблице, имеют одну общую черту, когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции. Решения предприятия, касающиеся объема предложения, принимаются на основе уровня производственных издержек и доходов. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх. /7 ст. 103/
Сейчас важно отметить, что кроме изменений в реальном объеме национального производства есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Эти факторы перечислены в таблице 2. когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Точнее говоря, уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. Отсюда следует вывод что, когда издержки на единицу продукции изменятся под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все производители вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
Мы должны установить, каким образом изменение рычагов, сдвигающих совокупное предложение и перечисленных в таблице 2, влияет на издержки на единицу продукции и тем самым смещает кривую совокупного предложения.
Цены на ресурсы. Цены на ресурсы – в отличие от цен на готовую продукцию – являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Рассмотрим следующие факторы, которые оказывают влияние на цены на ресурсы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы и господство на рынке.
Наличие внутренних ресурсов. Кривая производственных возможностей общества сдвигается при увеличении наличных ресурсов. Смещение кривой производственных возможностей вправо влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
Как могут изменения в таких ресурсах, как земля, рабочая сила, капитал и предпринимательские способности, привести к смещению кривой совокупного предложения? Несколько примеров помогут нам ответить на этот вопрос.
1. Земля. Земельные ресурсы могут
увеличиваться, например, благодаря
открытиям полезных ископаемых,
орошению, новым техническим
Можно также привести два примера, свидетельствующих об уменьшении земельных ресурсов: 1) широко распространенное истощение подземных вод из-за ирригации и 2) потеря верхнего слоя почвы из-за интенсивного земледелия. В конечном счете каждый из этих факторов может поднять цены на ресурсы и сместить совокупное предложение влево.
2. Трудовые ресурсы. Около 70% затрат
предприятий идет на
3. Капитал. Совокупное предложение
имеет тенденцию к повышению,
когда общество наращивает
4. Предпринимательские
Цены на импортные ресурсы. Так же как спрос на российские товары за рубежом способствуют увеличению нашего совокупного предложения. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в России. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение.
Недавно возникший фактор, который периодически идет к изменению цен на импортные ресурсы, - колебания валютного курса. Чтобы понять, как это происходит, предположим, что цена иностранной валюты по отношению к рублю упала, то есть стоимость рубля повысилась. Это даст возможность российским фирмам получить больше иностранной валюты за каждый российский рубль. Это означает, что для российских производителей ценна на импортные ресурсы, выраженная в рублях, упадет. При этих условиях следует ожидать, что российские фирмы увеличат импорт зарубежных ресурсах и добьются уменьшению издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема. Таким образом, такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупного предложения в России вправо.
И наоборот, в случае увеличения цены на иностранную валюту по отношению к рублю, то есть обесценивания рубля, ценны на импортные ресурсы повысятся. В результате этого импорт этих ресурсов уменьшится, издержки на единицу продукции взлетят вверх и кривая совокупного предложения сместится влево.
Господство на рынке. Ослабление или усиление господство на рынке или рыночные монополии, которой обладают поставщики ресурсов, так же может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынке – это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. Убедительным примером может служить возникновение и крах рыночной монополии стран ОПЕК в течении последних 20 лет. Десятикратное увеличение цен на нефть, которого сумели добиться страны ОПЕК 80-х годах, затронуло и американскую экономику, взвинтило издержки на единицу продукции и сдвинуло кривую американского совокупного предложения влево. И наоборот, существенная ослабление господства на рынке стран ОПЕК в середине 80-х годов привело к уменьшению стоимости производства транспортировки товаров. Прямым результатом стало увеличение американского совокупного предложения.
Ослабление или усиление рыночной монополии профсоюзов тоже может повлиять на характер кривой совокупного предложения. Некоторые обоснователи считают, что усиление влияния профсоюзов в 70-х годах вызвало повышение зарплаты членов профсоюза и увеличило разрыв в зарплате между рабочими, входящими и не входящими в профсоюз. Это повышение зарплаты вполне видимо могло увеличить издержки на единицу продукции и привести к смещению совокупного предложения вправо. А в 80-х годах влияние профсоюзов в значительной степени ослабло. Поэтому во многих отраслях промышленности цена на труд членов профсоюза упала, вызвав уменьшение издержек на единицу продукции. В результате этого совокупное предложение увеличилось. /5 ст. 265, 8 ст. 177/
Производительность. Производительность – это повышение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов.
Другими словами, производительность – это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат.
Производительность = общая стоимость ресурсов / единиц продукции
Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно производить больший реальный объем национального производства.
Каким образом увеличение производительности влияет на кривую совокупного предложения? Прежде всего, необходимо выяснить, как меняются издержки на единицу продукции в результате изменения в производительности. Предположим, что реальный объем национального производства в гипотетической экономике равен 10-и единицам, ресурсы, необходимые для производства такого количества продукта, составляют 5 единиц, а цена каждой единицы ресурсов равняется 2 доллара. Мы увидим, что производительность, то есть выпуск на единицу затрат, равна 2(=10:5). Какова будет стоимость единицы продукции? Ответ можно найти при помощи следующей формулы:
Стоимость ед. продукции = общая стоимость ресурсов/ ед. продукции
В данном случае стоимость единицы продукции равна одному доллару, полученному путем деления затрат на ресурсы, равных 10дол. (= 2дол. Х 5 единиц затрат), на 10 единиц продукции.
Теперь предположим, что реальный объем национального производства удвоился, стал равен 20 единицам, а цена и количество ресурсов остались неизменными – 2 дол. И 5 единиц. Это значит, что производительность возрастет с 2 (= 10:5) до 4 (=20:5). Так как общая стоимость ресурсов остается равной 10дол. (=2дол. Х 5 единиц затрат), то издержки на единицу продукции снизятся с одного доллара до 50 центов (=стоимость ресурсов 10дол. : 20 единиц продукции). Таким образом, можно сделать вывод, что при уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево. /2 ст. 28, 8 ст. 177/
Изменения правовых норм. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Есть две категории таких изменении: 1) изменения налогов и субсидии и 2) изменения характера регулирования.
Налоги и субсидии. Увеличение налогов с предприятии, таких, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, так же как и увеличение заработной платы, может увеличить издержки на единицу продукции сократить совокупное предложение. Пример: увеличение налогов на социальное обеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличит производственные издержки и сократит совокупное предложение. Субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, также уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение. Пример: в 70-х годах правительство субсидировало производителей электроэнергии, использующих альтернативные источники, такие, как ветер, сланцы и солнечную энергию. Задача состояла в том, чтобы сократить издержки производства и способствовать развитию источников энергии, которые могли бы заменить нефть и природный газ. В той степени, в какой эти субсидии достигли цели, кривая совокупного предложения сместилась вправо.
Государственное регулирование. В большинстве случаев предприятиям дорого обходиться государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики предложения и дерегулирования яростно доказывали, что, увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежно в условиях высоко регулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения. /8 ст. 178, 10 ст. 37/
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение