Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и совокупного предложения в мировой экономике через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:
- построение кривой совокупного спроса;
- выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;
-определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
- построение кривой совокупного предложения;
- подробное рассмотрение ценовых факторов, влияющих на смещение кривой совокупного предложения;
- установление точек макроэкономического равновесия.

Оглавление

Введение 4 1. Совокупный спрос 7
1.1 Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие 7
1.2 Смещение кривой совокупного спроса 18
Совокупное предложение 24
2.1 Кривая совокупного предложения и его неценовые факторы 24
2.2 Смещение кривой совокупного предложения 38
2.3 Макроэкономическое равновесие 40

Заключение 43

Литература 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

 

2.2 Смещение кривой совокупного предложения

 

Давайте рассмотрим гипотетические ситуации и выясним, как влияют

изменения совокупного предложения на равновесный уровень цен и на равновесный реальный объем национального производства.

Во-первых, предположим, что зарубежные поставщики значительно увеличили цены на импортную нефть, как сделали страны ОПЕК в 1973 -1974 гг. и еще в 1979 – 1980 гг. Повышение цен на энергоресурсы наложило отпечаток на всю мировую экономику и взвинтило затраты на производство и распределение фактически всех американских товаров и импортируемых в Америку ресурсов. Таким образом, издержки на единицу американской продукции возросли на всех уровнях производства. Поэтому кривая американского совокупного предложения сместилась влево (смещение кривой от AS1 и AS2 на рис. 7). Повышение уровня цен в такой ситуации явно представляет собой инфляцию, обусловленную ростом издержек.

Рисунок 7. Последствия изменения совокупного предложения

 

Отметим, что при данном совокупном спросе последствия сдвигов в совокупном предложении вдвойне негативны. Когда совокупное предложение смещается от Q1 до Q2, а уровень цен возрастает от P1 до P2, занятость уменьшается и возникает инфляция – такое сочетание называется «стагфляцией». /13 ст. 112/

Другая ситуация. Предположим, что один из факторов, перечисленных в таблице 2, изменяется, вызывая увеличение совокупного предложения. Например, резко увеличивается производительность, не повлекшая, однако, повышения заработной платы рабочих. Или, например, благодаря либерализации иммиграционных законов увеличивается предложение труда, что приводит к уменьшению ставок заработной платы. Или, наконец, снижаются налоги с предприятий, что сокращает издержки на единицу продукции (налог рассматривается бизнесом как издержки), смещая кривую совокупного предложения вправо. На рисунке 7 мы видим, что смещение совокупного предложения от AS1 до AS2 указывает на увеличение реального объема национального производства от Q1 до Q2 и – при неэластичности цен и зарплаты в сторону понижения – на одновременное снижение уровня цен от P1 до P3.

Заметим, что смещение кривой совокупного предложения приводит к изменению реального объема национального производства при полной занятости; в особенности смещение кривой вправо свидетельствует об экономическом росте и указывает на увеличение производственного потенциала в экономике. Смещение кривой производственных возможностей вправо находит свое отражение в смещении кривой совокупного предложения вправо, что показано на рисунке 7. /7 ст. 108, 13 ст. 113/

 

 

  •  Макроэкономическое равновесие.
  •  

    Пересечение кривых спроса на данный товар и его предложения определяют равновесную цену и производственный объем данного продукта. Здесь же, как показано на рисунках 8а и 8б, пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

          

     

    Рисунок 8. равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

    А) равновесие на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения;

    б) равновесие на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения.

     

    Сначала рассмотрим рисунок 8а, на котором кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке. Мы видим, что равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства обозначены Pe и Qe соответственно. Чтобы показать, почему Pe представляет собой цену, а Qe – равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной P1, а не Pe. Кривая совокупного предложения показывает, что при уровне цен P1 предприятия не повысят реальный объем национального продукта равный Q1. Какой объем реального продукта будут готовы приобрести потребители внутри страны, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при P1? Кривая совокупного спроса отвечает – Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта взвинтит уровень цен до Pe. Как показывают стрелки на рисунке 5а, повышение уровня цен с P1 до Pe заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей – уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Все реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.

    На рисунке 8б кривая совокупного спроса сдвигает кривую совокупного предложения на кейнсианском отрезке, то есть там, где кривая расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в общем изменении равновесного реального объема национального производства. Чтобы понять, почему так происходит, сначала отметим, что на рисунке 8б равновесная цена и равновесный реальный объем национального производства обозначены Pe и Qe. Если бы промышленный сектор произвел реальный объем национального продукта, Q2, его можно было бы продать. Совокупного спроса и не было бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qe, (что показано стрелкой, направленной влево), и рынок опустел. И наоборот, если бы фирмы произвели объем национального производства, обратный Q1, их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем продаж был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство, и объем национального продукта увеличился, как показано стрелкой, направленной вправо.

    На следующем этапе анализа сместим кривые совокупного спроса и совокупного предложения и рассмотрим влияние этого шага на реальный объем национального производства (а следовательно, и на занятость) и уровень цен. /9 ст. 170/

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    1. Наша элементарная модель совокупного спроса и совокупного предложения полезна для более детального и всестороннего анализа макроэкономических проблем. Совокупный спрос на рынке благ является важным фактором, определяющим величину реального национального дохода. Объем спроса на блага отдельного макроэкономического субъекта формируется под воздействием специфических побудительных мотивов, учитываемых при построении функции спроса на блага. Существует несколько неценовых факторов, оказывающих влияние на реальный объем продукта, который готовы купить потребители предприятия, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен. Увеличение расходов, вызванное изменениями в одном или нескольких факторах совокупного спроса, смещает кривую совокупного спроса вправо; и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к смещению этой кривой влево. Эти сдвиги кривой совокупного спроса следует отличать от изменений в реальном объеме национального производства, возникающих в результате изменений в уровне цен. Изменения в уровне цен приводят к эффектам богатства, процентной ставки и импортных закупок, которыми объясняются падающие траектории кривой совокупного спроса. Изменения в неценовых факторах совокупного спроса вызывают смещения самой кривой совокупного спроса.

    2. Подводя итоги анализа совокупного предложения можно сделать следующие выводы. Во-первых, кривая совокупного предложения состоит из трех ярко выраженных отрезков: кейнсианского (горизонтального), промежуточного (восходящего) и классического (вертикального). Предполагается, что на промежуточном отрезке издержки на единицу продукции, а следовательно, и на уровень цен повышаются, когда производство расширяется, стремясь к своему потенциальному уровню. Но есть и другие факторы, не связанные с увеличением реального объема производства, которые влияют на издержки на единицу продукции. К этим факторам относятся цены на ресурсы, производительность и правовые нормы, то есть не ценовые факторы совокупного предложения, перечисленные в таблице 2. Когда один или несколько факторов изменяются, кривая совокупного спроса снижается. Смещение кривой совокупного предложения вправо свидетельствует о более низких издержках на единицу продукции и увеличении совокупного предложения. С другой стороны, смещение кривой совокупного предложения влево означает более высокие издержки на единицу продукции и уменьшение совокупного предложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Литература

     

    1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н.  Макроэкономика: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2003

    2. Бертнев С.А., Больакова И.И., Булатов А.С. и др.: Под ред. Булатова А.С. Экономика, М.: БЕК, 1997

    3. Борисов Е.Ф.  Основы экономической теории М.: Высш. шк., 1999

    4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С.  Макроэкономика: Учебник / общ. редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1997

    5. Голик Н.И.  Основы экономической теории и рынок услуг ч.1 Учеб. пособие, Шахты: ЗАО «Полиграфист», 2000

    6. Загорулько М.М., Белоусов В.М., Васюнина Л.А., Овчинникова В.Н.  Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России, под ред. Загорулько М.М. и др., М.: логос, 1997

    7. Луссе А. макроэкономика: ключевые вопросы / Учебное пособие – СПб.: Издательство «Питер», 1999

    8. Макконнелл К.Р., Брю С.А.  Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. Т 1-Баку, изд. «Азербайджан», 1992

    9. Макроэкономика (пер. с англ.) В. Лукашевича и др. под общ. ред. Б. Лисовика и др. СПб., 1994

    10. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики, Учеб. пособие, М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998

    11. Сажина М.А., Чибрикова Г.Г.  Основы экономической теории. М.: Экономика, 1995

    12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: ИНФРА-М, 2003

    13. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.  Курс экономической теории. Киров: Изд-во «АСА»,1997

     

     


     



    Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение