Совокупный спрос и совокупное предложение: факторы, их определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики прогнозы основных макроэкономических показателей помогают экономическим агентам и правительственным органам структурировать будущие ожидания, планировать и распределять ресурсы - т.е. снижать потенциальное негативное воздействие фактора неопределенности в будущем. Ряд важнейших решений, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных фирм, принимается на основе представлений их руководства о будущем.

Оглавление

Введение
1. Совокупный спрос как экономическая категория
2. Совокупное предложение в моделях макроэкономического равновесия
3. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

На тему.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

На тему «Совокупный спроси совокупное предложение: факторы, их определяющие»

 

Содержание

Введение

1. Совокупный спрос как  экономическая категория

2. Совокупное предложение  в моделях макроэкономического  равновесия 

3. Факторы, влияющие на  совокупный спрос и совокупное  предложение

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

 

Введение

В условиях рыночной экономики  прогнозы основных макроэкономических показателей помогают экономическим  агентам и правительственным  органам структурировать будущие  ожидания, планировать и распределять ресурсы - т.е. снижать потенциальное  негативное воздействие фактора  неопределенности в будущем. Ряд  важнейших решений, как на государственном  уровне, так и на уровне отдельных  фирм, принимается на основе представлений  их руководства о будущем. Часто  производитель и потребитель - это  один и тот же субъект (разные крылья того же министерства или большой  компании), что ведет к необходимости  согласования совокупных спроса и предложения, которые формируются всеми субъектами не только экономической, но общественной социально-политической жизни общества.

В сложившихся после распада  СССР условиях проведение реформаторской политики по традиционному сценарию «сверху» окончательно стало бесперспективным вследствие отсутствия обеспечивавших ее факторов. Это наглядно показал  опыт российских реформ периода 90-х  годов XX-го века.

Попытка же консолидировать  общество и отвлечь народ от насущных жизненных проблем традиционным путем поиска (вернее, создания) «врага внутреннего» в России лишь показала экономическую и военную слабость государства и политическую самонадеянность.

Каждой социально-экономической  системе присущи свои культурные отличия в жизненных принципах, привычках в быту, общении людей, отношении их к труду, профессиональных навыках, в правилах поведения в  обществе и трудовом коллективе и  т. п.

Эти черты формируются  в людях тем сильнее, чем дольше они находятся в данной среде, и частично передаются следующему поколению  в процессе его воспитания. Именно поэтому существенное значение при  выстраивании концепции политики государственного регулирования применительно к  развитым социально- ориентированным рыночным моделям взаимодействия субъектов хозяйствования приобретают такие научные экономические категории как «совокупный спрос», «совокупное предложение» и «макроэкономическое равновесие».

В контексте всего указанного выше целью написания данной курсовой работы является изучение сущности научных  категорий «совокупный спрос», «совокупное  предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения.

 

1. Совокупный спрос как  экономическая категория

совокупный спрос предложение  потребительский

Совокупный спрос Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст]: словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.-- М.: ИНФРА-М, 2007. -- 495 с реальный объем товаров, который все потребители готовы купить при данных ценах. Он зависит от многих ценовых и неценовых факторов процентной ставки на кредит, импортных закупок и т.д. К неценовым относят рост благосостояния потребителей, их ожидания увеличения расходов и т.п.

Потребление Куликов Л.М. Экономическая теория : учебник / Л.М. Куликов. - М. : Проспект, 2008. - 260с. использование благ для обеспечения жизни людей. Различают потребление благ краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного пользования. Блага могут быть первой необходимостью, роскошью и т.п. Потребление может быть личным и производственным, индивидуальным и совместным и т.п. В условиях рынка потребление предполагает принятие благами формы товара и осуществляется в меру денежных ресурсов или платежеспособного спроса на товары. В связи с этим важно изучить факторы, которые воздействуют на спрос и потребление людей, предприятий. Выделяют три главных фактора: потребности людей, их доход и наличие товаров.

Сбережение Корниенко  О.В. Основы экономической теории : учеб. пособие / О.В. Корниенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 350с. другое направление использования дохода. Необходим содержательный анализ форм сбережения и его факторов, его значения для потребления и спроса в условиях рынка. В частности, следует знать различие его форм: сбережение накопление инвестиции капиталовложения, как и соотношения между ними. Например, выявленный Кейнсом феномен: потребление растет медленнее доходов в связи со склонностью к накоплению.

Термин «совокупный спрос» означает совокупное количество денег, которое различные сектора экономики  готовы израсходовать за данный период времени.

В экономической теории под  совокупным спросом Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст]: словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.-- М.: ИНФРА-М, 2007. -- 495 с (AD, aggregated demand) понимается запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами  экономики в его составе выделяют следующие основные элементы: С -- потребительские расходы домохозяйств; I -- инвестиционные расходы частного сектора; G -- государственные закупки; Хп -- чистый экспорт.

В результате совокупный спрос  в целом может быть представлен  как сумма указанных элементов  расходов:

AD = С + I + G + Х, (1)

Большую часть совокупного  спроса (50% НД) составляют расходы населения  на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, который для краткости называется потреблением. Инвестиционные расходы представляют собой спрос фирм и хозяйств на инвестиционные товары (15--20% ВНП). Государственные закупки товаров и услуг -- это расходы правительства на оплату услуг (образование, здравоохранение и др.) и содержание государственных чиновников (федеральных, региональных, муниципальных) -- 30% национального дохода страны. Чистый экспорт -- это разница между экспортом и импортом.

Суммарные закупки (совокупный спрос) зависят от многих факторов. Это и общий уровень цен  в стране, уровень реального национального  дохода, стоимость накопленного имущества, политика государства в области  налогообложения, доходов населения, денежной, кредитной и т.д., определяющих размеры налогов, процентной ставки, размеры пенсий, заработной платы  работникам госбюджетных предприятий  и организаций, ожидания фирм и домохозяйств, обменный курс валют и др.

В экономической литературе существует два подхода к характеристике функциональной зависимости совокупного  спроса от основного определяющего  фактора Вечканов, Г.С. Экономическая  теория [Текст]: учебник /Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. -- СПб.: Питер, 2007. -- 256с.:

- как зависимость суммарных  расходов общества от уровня  реального национального дохода;

- как зависимость суммарных  расходов, запланированных всеми  хозяйствующими субъектами на  покупку конечных товаров и  услуг, и общим уровнем цен  в стране.

В неоклассической модели экономические агенты (сектора национальной экономики) располагают ограниченным бюджетом и увеличивают спрос  по мере снижения цены товара, сокращают  его в случае ее роста.

В макроэкономической теории Кейнса цена и объем спроса определяют объем производства нации: чем больше факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), тем больше национальный доход. Поэтому кривая функции совокупного спроса имеет положительный наклон.

В современной экономической  теории наибольшее распространение  получило теоретическое обоснование  убывающей зависимости величины совокупного спроса от уровня цен, которое  базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен Там же.:

- эффект процентной ставки (повышение уровня цен вызывает  рост спроса на деньги -- рост процентной ставки -- снижаются стимулы для инвестирования и получения кредитов для покупки автомобилей, домов, квартир и т.д.);

- эффект богатства или  реальных кассовых остатков (увеличение  уровня цен снижает реальную  стоимость банковских вкладов,  облигаций, т.е. доход от финансовых  активов, -- потребители экономят на покупках, чтобы восстановить прежний уровень богатства);

- эффект импортных покупок  (повышение уровня цен -- рост импорта иностранных товаров и услуг и сокращение экспорта национальных товаров -- сокращение чистого экспорта, составляющей совокупного спроса).

Совокупный спрос может  быть представлен как использованный национальный доход, а совокупное предложение -- как произведенный национальный доход (рисунок 1 Приложения А).

При анализе личного потребления  важно исследовать роль объективных  и субъективных факторов, которые  оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом  на потребление. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. Роль психологического фактора, влияющего на потребление, описывается Дж.М. Кейнсом так Агапова, Т.А. Макроэкономика для вузов [Текст]: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. -- М.: Дело и Сервис, 2007. -- 520 с.: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход» Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента, денег. М., 1978. - С.90. .

Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью  к потреблении (MPC - marginal propensity to consume ) :

& C

MPC = ------ , (2)

& Y

 

Допустим, человек располагает  доходом в 10ОО долл. Посмотрим, как  будет расти его расходы на потребление при равномерном  росте его дохода на 1000 долл. Ежемесячно (таблица 1).

Таблица 1 -- Расчет предельной склонности к потреблению или  сбережению

 

Месяц

Доход Y

Расходы на потребление C

Предельная склонность к  потреблению

&C / &Y

Сбережения S

Предельная склонность к  сбережению

&S/ &Y

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1000

1100

1200

1300

1400

1000

1090

1170

1240

1290

90/100 = 0.9

80/100 = 0.8

70/100 = 0.7

50/100 = 0.5

0

10

30

60

110

10/100 = 0.1

20/100 = 0.2

30/100 = 0.3

50/100 = 0.5

 
             

Из таблицы 1 видно, что  каждый месяц доход увеличивается, но из каждых дополнительных 100 долл. все  относительно меньшая доля потребляется, а относительно большая - сберегается.

На практике предельная склонность к потреблению не изменяется ежемесячно столь стремительно и нередко  остается одной и той же величиной  на протяжении длительного периода  времени.

Итак, согласно «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению находится между  нулем и единицей:

0 < ------- < 1, (3)

&Y

Как видно из таблицы, предельная склонность к сбережению определяется как отношение изменения величины сбережений к изменению дохода:

&S

MPS = -------, (4)

&Y

где MPS - marginal propensity to save .

Предельная склонность к  сбережению является дополняющей до единицы величиной по отношению  к предельной склонности к потреблению.

Уровень инвестиций оказывает  существенное воздействие на объем  национального дохода общества, от его динамики будет зависеть множество  макропропорций в национальной экономике. Кейнсианская теория особо подчеркивает тот факт, что уровень инвестиций и уровень сбережений (т.е. источник, или резервуар инвестиций) определяется во многом разными процессами и обстоятельствами.

Инвестиции (капиталовложения) в масштабах страны определяют процесс  расширенного воспроизводства. Строительство  новых предприятий, возведение жилых  домов, прокладка дорог, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависит от процесса инвестирования, или капиталообразования.

Источником инвестиций являются сбережения.

2. Совокупное предложение  в моделях макроэкономического  равновесия

Совокупное предложение  Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова и др. -- М.: Проспект, 2008. -- 840 с. реальный объем товаров, который готовы предложить все производители при данных ценах. Он зависит от многих факторов. При этом на кривой предложения выделяют три характерных участка, каждому из которых дают свое название.

Совокупным предложением Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст]: словарь /Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.-- М.: ИНФРА-М, 2007. -- 495 с (AS, aggregated supply) в экономической теории называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода времени при каждом возможном уровне цен. Иными словами, это реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги.

Зависимость реального объема национального производства (продукта) от уровня цен называется кривой совокупного  предложения (рисунок 1 Приложения А).

Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного  предложения в решающей степени  зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует  различать долгосрочную и краткосрочную  кривые совокупного предложения. В  долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение: факторы, их определяющие