Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования
с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
РОССИИ
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА
ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ
1.2.1 Проблемы адаптации
стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям
1.2.2 Выбор пути
развития стран СНГ
1.2.3 Оптимальное сочетание
рыночных методов
с государственным
регулированием экономики в странах
СНГ
20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
РФ СО СТРАНАМИ СНГ
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ
СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И
СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ
В 1992-1998 ГГ.
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО
УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ
СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ
44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
СТРАН СНГ
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ
ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Содружество в целом
состоялось как политическая реальность,
содействуя каждой стране - его участнице,
осуществлению собственной
Вместе с тем
в базисной сфере взаимодействия
- экономической - не оправдались многие
надежды, которые связывались с
появлением нового интеграционного
образования, что сказалось на других
направлениях многостороннего и
двустороннего сотрудничества. Не выполняются
основные условия Договора об Экономическом
союзе стран Содружества, предусматривающего
создание общего экономического пространства,
равных возможностей и гарантий
для хозяйствующих субъектов
стран-участниц, обеспечение свободного
перемещения товаров и услуг,
капиталов и рабочей силы.
Вместо Общего рынка, открытых границ
и единого таможенного
Разворачиваемые в
государствах СНГ крупные социально-
Контуры экономического
сотрудничества стран СНГ в самом
общем виде определяются:
а) сложившейся в
прошлом глубокой технологической
зависимостью и многосторонней
дополняемостью национальных хозяйственных
комплексов, межгосударственной специализацией
и разветвленными кооперационными
связями;
б) потребностями
сохранения межгосударственного рынка
и сырьевой базы;
в) необходимостью технологического
совершенствования
г) задачами создания
новых кооперационных связей на рыночных
началах.
Актуальность настоящей
работы вызвана тем обстоятельством,
что длительный, постепенный, поэтапный
процесс, характеризующийся
Целью настоящего исследования
являлось показать, что для реализации
указанных условий нужно иметь
хотя бы основы общего рынка. Важность
этой задачи нередко отрицается: предлагается
выход на рынок «дальнего зарубежья»,
т.е. экономически развитых стран. Последний,
однако, представляет собой сбалансированную
систему, проникновение в которую значительной
дополнительной массы товаров или
солидных капиталов нарушает сложившееся
равновесие, вызывает диспропорции,
усугубляет и без того жесткие конкурентные
условия, в которых работают западные
предприниматели. Известно и то, что качество
наших товаров часто не отвечает требованиям
«дальнезарубежных» потребителей. В силу
изложенных обстоятельств со странами
развитой рыночной экономики пока в лучшем
случае можно заключать контракты на поставку
сырья, энергоресурсов, металлов и полуфабрикатов,
что подчас и происходит, но далеко не
решает проблемы сбыта товаров, произведенных
в странах СНГ. Поэтому для последних
единственно перспективным решением является
восстановление взаимных экономических
связей, отношений между предприятиями
и регионами для удовлетворения спроса
прежде всего на собственном рынке (что,
конечно, не исключает выхода за его пределы,
когда он рационален). Таким примером являются
торгово-экономические отношения между
Россией и Украиной. В частности совершаются
бартерные поставки между ОАО «Воркутауголь»
и машиностроительными заводами Украины.
ОАО «Воркутауголь» поставляет в Украину
уголь, а получает горношахтное оборудование.
Такие торгово-экономические отношения
выгодны обоим государствам в условиях
отсутствия единой финансовой системы.
Когда страны
ближнего зарубежья
При всех реальных и
потенциальных плюсах интеграции
для ее участников развитие этого
процесса испытывает немалые трудности.
Прежде всего следует указать на неплатежи,
в которых вязнет экономика стран СНГ.
Никак нельзя допустить обострения проблемы
оплаты продукции настолько, что экономические
связи в очередной раз зайдут в тупик,
и процесс интеграции будет поставлен
под вопрос. Есть и другие препятствия.
К примеру, фактором, увеличивающим цену
продукции, является взимание налога
на добавленную стоимость с комплектующих
изделий, поставляемых в порядке кооперации.
В целом же есть многочисленные
свидетельства того, что сотрудничество
на уровне предприятий и регионов
стран СНГ имеет огромный и
уже используемый, хотя пока далеко
не в полной мере, потенциал. Поэтому
одной из задач настоящей работы
было раскрыть содержание сотрудничества
конкретных организаций по осуществлению
финансово-промышленной деятельности
со странами ближнего зарубежья, реализуемой
на региональном уровне.
ГЛАВА I
СТРАНЫ БЛИЖНЕГО
ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
Вследствие нарастающей
взаимозависимости мирохозяйственные
отношения начали переходить в новое
качественное состояние, характеризуемое
тем, что экономическое сообщество
из рыхлой совокупности более или
менее взаимозависимых стран
превращается в Целостную экономическую
систему, где национальные (страновые)
социумы оказываются как бы составными
элементами единого всемирного хозяйственного
организма, а их судьбы в возрастающей
мере определяются ходом развития этого
организма как целого.
Как и другие постсоциалистические
страны, Россия быстро врастает в эту систему,
испытывая на себе и благотворные, и отрицательные
ее воздействия. Баланс плюсов и минусов
такого врастания изменчив: на каких-то
этапах плюсы решительно перевешивают,
на других этот перевес неочевиден, а в
отдельные периоды кажется, что верх
одерживают отрицательные его последствия.
Один из таких периодов, знаменуемый острейшим
финансовым и бюджетным кризисом, начавшимся
летом 1998 г. (не в последнюю очередь вследствие
снижения мировых цен на нефть, потрясений
в Юго-Восточной Азии и бегства иностранных
инвесторов с российского рынка ценных
бумаг), наша страна переживает сейчас.
Экономическая открытость
страны имеет два аспекта: функциональный
и торгово-политический.
Функциональная открытость
- это степень вовлеченности
Функциональная открытость
национальной экономики измеряется
процентным отношением объема внешнеторгового
оборота страны к ее ВВП.
Торгово-политическая
открытость национальной экономики
определяется степенью либерализации
трансграничных перемещений товаров,
услуг, капиталов и рабочей силы.
На протяжении большей
части XX столетия Россия по существу выпадала
из системы нормальных внешнеэкономических
связей. С одной стороны, это объяснялось
известными политическими причинами,
с другой стороны, жестко централизованная,
командно-распределительная советская
экономика с ее планово-нормативными
издержками производства и искусственными
ценами по самой своей природе трудно
совмещалась с мировым рыночным хозяйством
и могла поддерживать обмен с ним лишь
в ограниченном диапазоне.
Неудивительно, что
уровень функциональной открытости
СССР на протяжении всей его истории
оставался низким. Если экспортная
квота России в 1913 г. составляла 10,4 %,
то в 20-е годы в СССР она не превышала
3-3,5, а к 1937 г. упадало 0,5 %. В послевоенный
период она вновь стала расти
- главным образом по линиям торговли
со странами СЭВ и экспорта военной
техники в развивающиеся страны
«социалистической ориентации». К
концу 80-х годов экспортная квота достигла
5,6 %, к 1990 г. - 6,1%. Полная же внешнеторговая
квота СССР в 1990 г составила 13,2 %, а при
пересчете ВВП по паритету покупательной
способности рубля (что точнее отражает
реальный объем ВВП) -12,3, в том числе по
РСФСР -13,3 %. Лишь с началом реформ положение
стало меняться: после некоторого спада
в 1991-1992 гг. внешнеторговая квота России
начала расти, а с 1992 г. по 1997 г. она повысилась
в 2,4 раза (см. рис. 1). Это значит, что вовлеченность
России в мирохозяйственные процессы
через внешнюю торговлю более чем удвоилась.
Особенно наглядно это видно на примере
экспортоориентированных отраслей. Так,
доля вывоза в производстве древесины
повысилась с 6,8% в 1992 г. до 19 в 1997 г.; нефтепродуктов
- соответственно с 14,8 до 33,0; природного
газа - с 32,2 до 36,5; нефти - с 35,4 до 42,0; минеральных
удобрений - с 69,3 до 74,4; целлюлозы - с 40,8
до 83%[2]. Это играет важную позитивную роль
в нашей кризисной ситуации, когда внутренний
потребительский спрос и инвестиции продолжают
падать (см. рис. 2). Внешние рынки сбыта
позволяют держаться на плаву ряду отраслей
российской промышленности, получать
устойчивые экспортные доходы, пополнять
бюджет и тем самым поддерживать общий
тонус экономики, удерживая ее от еще
более глубокого спада. Но это лишь одна
сторона медали.
Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.