Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Краткое описание

Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                   

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               3 

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА 

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ  РОССИИ                                                 6 

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ  МЕЖДУНАРОДНЫХ                                           6 

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА  ПУТИ РАЗВИТИЯ И  

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  РЕИНТЕГРАЦИИ

СТРАН СНГ                                                                                                              14 

1.2.1 Проблемы адаптации  стран СНГ к изменившимся  

экономическим условиям                                                                                       14 

1.2.2 Выбор пути  развития стран СНГ                                                                16 

1.2.3 Оптимальное сочетание  рыночных методов хозяйствования 

с государственным  регулированием экономики в странах  СНГ                   20 

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  РОССИИ И СОСТОЯНИЕ

ПЛАТЕЖНОГО  БАЛАНСА  РФ СО СТРАНАМИ СНГ                                24 

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ  СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ  

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИИ С УКРАИНОЙ                                                                                       29 

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ  29 

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ  УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И  СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ                                  31 

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ  В 1992-1998 ГГ.                                      35 

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ  

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА  

С УКРАИНОЙ                                                                                                         41 

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ РОССИИ 

СО СТРАНАМИ СНГ                                                                                            44 

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ  СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ  

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ                   44 

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ОБЩИХ РЫНКОВ 

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА  СТРАН СНГ                                               48 

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ  ВОПРОСОВ  

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ  

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ                                                                            54 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                      61 

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                         64 

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                       67 

ВВЕДЕНИЕ 

Содружество в целом  состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.  

Вместе с тем  в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались  многие надежды, которые связывались с  появлением нового интеграционного  образования, что сказалось на других направлениях многостороннего  и  двустороннего сотрудничества. Не выполняются  основные условия Договора об Экономическом  союзе стран Содружества, предусматривающего  создание общего экономического пространства, равных возможностей  и гарантий для хозяйствующих субъектов  стран-участниц, обеспечение  свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.  Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства  на пути свободной торговли воздвигнуты  барьеры. Не состоялись Платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных  валют. Иллюзорными  оказались в конечном счете расчеты на сохранение  былой экономики.  

Разворачиваемые в  государствах  СНГ крупные социально-экономические  преобразования протекают при существенных страновых различиях в темпах и методах реформирования,  в степени либерализации внешнеэкономической деятельности. Налицо также определенное  несовпадение взглядов руководства государств на характер, глубину и перспективы интеграционных процессов в рамках Содружества.  Отсюда все более широкое признание оптимальности «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции. Данный подход, разъяснявшийся  в ряде научных публикаций[1], содержит  серьезные конструктивные потенции, позволяя,  в частности, самым подготовленным к интенсивному  сотрудничеству конкретным членам  СНГ быстрее продвигаться по этому пути в отношениях между собой, имея в виду последующий  выход на достигнутые ими уровни интегрированности и других участников Содружества.  

Контуры экономического сотрудничества стран СНГ в самом  общем виде определяются:  

а) сложившейся в  прошлом глубокой технологической  зависимостью  и многосторонней дополняемостью национальных  хозяйственных комплексов, межгосударственной  специализацией и разветвленными  кооперационными связями;  

б) потребностями  сохранения межгосударственного рынка  и сырьевой базы;  

в) необходимостью технологического  совершенствования производственных потенциалов государств;  

г) задачами создания новых кооперационных связей на рыночных началах.  

Актуальность настоящей  работы вызвана тем обстоятельством, что длительный, постепенный, поэтапный  процесс, характеризующийся неодинаковыми  скоростями своего осуществления в  различных группах государств при различных конфигурациях интеграционного объединения означает разную степень свободного движения  товаров, услуг, труда и капитала. Основа рассматриваемого пространства лежит в совместном (технологически скоординированном)  производстве, поскольку налаживание интеграционных  связей прежде всего связано с наращиванием выпуска тех товаров, в которых нуждаются страны.  

Целью настоящего исследования являлось показать, что для реализации указанных условий нужно иметь  хотя бы основы общего рынка. Важность  этой задачи нередко отрицается: предлагается выход на рынок «дальнего зарубежья», т.е. экономически  развитых стран. Последний, однако, представляет собой сбалансированную систему, проникновение в которую значительной дополнительной  массы товаров или солидных капиталов нарушает сложившееся равновесие, вызывает  диспропорции, усугубляет и без того жесткие конкурентные условия, в которых работают западные  предприниматели. Известно и то, что качество  наших товаров часто не отвечает требованиям «дальнезарубежных» потребителей. В силу изложенных обстоятельств со странами развитой рыночной экономики пока в лучшем случае можно заключать контракты на поставку сырья, энергоресурсов, металлов и полуфабрикатов, что подчас и происходит, но далеко не решает проблемы сбыта товаров, произведенных в странах СНГ. Поэтому для последних  единственно перспективным решением является восстановление взаимных экономических  связей, отношений между предприятиями и регионами для удовлетворения спроса прежде всего на собственном рынке (что, конечно, не исключает выхода за его пределы, когда он рационален). Таким примером являются торгово-экономические отношения между Россией и Украиной. В частности совершаются бартерные поставки между ОАО «Воркутауголь» и машиностроительными заводами Украины. ОАО «Воркутауголь» поставляет в Украину уголь, а получает горношахтное оборудование. Такие торгово-экономические отношения выгодны обоим государствам в условиях отсутствия единой финансовой системы. 

 Когда страны  ближнего зарубежья действительно   переполнят свой рынок товарами, которые  по качеству и стоимости  сравняются с лучшими  мировыми  аналогами, тогда будут достаточные  основания ставить вопрос о  нашем полноценном  выходе  на мировой рынок. Случится  это, однако, отнюдь не в ближайшее  время, а пока требуется уделять  максимум внимания развитию  экономических  связей в пределах СНГ в  целом.  

При всех реальных и  потенциальных плюсах  интеграции для ее участников развитие этого  процесса испытывает немалые трудности. Прежде всего следует указать на неплатежи, в которых вязнет экономика стран СНГ.  Никак нельзя допустить обострения проблемы  оплаты продукции настолько, что экономические связи в очередной раз зайдут в тупик,  и процесс интеграции будет поставлен под вопрос. Есть и другие препятствия. К примеру, фактором, увеличивающим цену продукции, является  взимание налога на добавленную стоимость с комплектующих изделий, поставляемых в порядке кооперации.  

В целом же есть многочисленные свидетельства  того, что сотрудничество на уровне предприятий и регионов стран СНГ имеет огромный и  уже используемый, хотя пока далеко не в полной мере, потенциал. Поэтому  одной из задач настоящей работы было раскрыть содержание сотрудничества конкретных организаций по осуществлению  финансово-промышленной деятельности со странами ближнего зарубежья, реализуемой  на региональном уровне. 

ГЛАВА I 

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 

Вследствие нарастающей  взаимозависимости  мирохозяйственные  отношения начали переходить в новое  качественное состояние, характеризуемое  тем, что экономическое сообщество  из рыхлой совокупности более или  менее взаимозависимых стран  превращается в Целостную  экономическую  систему, где национальные (страновые) социумы оказываются как бы составными элементами единого всемирного  хозяйственного организма, а их судьбы в возрастающей  мере определяются ходом развития этого организма как целого.  

Как и другие постсоциалистические страны, Россия быстро врастает в эту систему, испытывая на себе и благотворные, и отрицательные ее воздействия. Баланс плюсов и минусов такого  врастания изменчив: на каких-то этапах плюсы решительно перевешивают, на других этот перевес неочевиден, а в отдельные периоды кажется,  что верх одерживают отрицательные его последствия. Один из таких периодов, знаменуемый острейшим финансовым и бюджетным кризисом, начавшимся летом 1998 г. (не в последнюю очередь вследствие снижения мировых цен на нефть, потрясений в Юго-Восточной Азии и бегства иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг), наша страна переживает  сейчас.  

Экономическая открытость страны имеет два аспекта: функциональный и торгово-политический.   

Функциональная открытость - это степень вовлеченности национальной экономики  в систему международного разделения труда,  соответственно - степень зависимости ее воспроизводственного процесса от внешнеэкономических  связей как по линии экспорта товаров,  услуг и капиталов, так и по линии их импорта.  Экспортная и  импортная составляющие этой зависимости  -два канала, посредством которых  каждая национальная экономика органически  сопрягается с внешней средой.  

Функциональная открытость национальной экономики измеряется процентным отношением  объема внешнеторгового  оборота страны к ее ВВП.  

Торгово-политическая открытость национальной  экономики  определяется степенью либерализации  трансграничных перемещений товаров,  услуг, капиталов и рабочей силы. 

На протяжении большей  части XX столетия Россия по существу выпадала из системы нормальных  внешнеэкономических  связей. С одной стороны, это объяснялось  известными политическими  причинами, с другой стороны, жестко централизованная, командно-распределительная  советская  экономика с ее планово-нормативными  издержками производства и искусственными ценами по самой своей природе трудно совмещалась с мировым рыночным хозяйством и могла поддерживать  обмен с ним лишь в ограниченном диапазоне.  

Неудивительно, что  уровень функциональной  открытости СССР на протяжении всей его истории  оставался низким. Если экспортная квота России в 1913 г. составляла 10,4 %, то в 20-е годы в СССР она не превышала 3-3,5, а к 1937 г. упадало 0,5 %. В послевоенный период она вновь стала расти - главным образом по линиям торговли со странами СЭВ и экспорта военной  техники в развивающиеся страны «социалистической  ориентации». К концу 80-х годов  экспортная квота достигла 5,6 %, к 1990 г. - 6,1%. Полная же внешнеторговая квота СССР в 1990 г составила 13,2 %, а при пересчете  ВВП по паритету покупательной способности  рубля (что точнее отражает реальный объем ВВП) -12,3, в том числе по РСФСР -13,3 %. Лишь с началом реформ положение стало меняться:  после некоторого спада в 1991-1992 гг. внешнеторговая квота России начала расти, а с 1992 г. по 1997 г. она повысилась в 2,4 раза (см. рис. 1). Это значит, что вовлеченность России в мирохозяйственные процессы через внешнюю торговлю более чем удвоилась. Особенно наглядно это видно на примере экспортоориентированных отраслей. Так, доля вывоза в производстве древесины повысилась с 6,8% в 1992 г. до 19 в 1997 г.; нефтепродуктов -  соответственно с 14,8 до 33,0; природного  газа - с 32,2 до 36,5; нефти - с 35,4 до 42,0; минеральных удобрений - с 69,3 до 74,4; целлюлозы - с 40,8 до 83%[2]. Это играет важную позитивную роль в нашей кризисной ситуации, когда внутренний потребительский спрос и инвестиции продолжают падать (см. рис. 2). Внешние рынки сбыта позволяют держаться на плаву ряду отраслей российской промышленности,  получать устойчивые экспортные  доходы, пополнять бюджет и тем самым поддерживать общий тонус экономики, удерживая ее от еще более глубокого спада. Но это лишь одна сторона медали.  

Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.