Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования
с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
1. Расходы по физическому
закрытию шахт включают расходы на
демонтаж оборудования, разборку линий
электропередач и связи, на мероприятия
по ликвидации шурфов, стволов и водоотливов,
по разборке непригодных зданий, ликвидации
горных выработок и засыпке стволов. Демонтаж
оборудования предусматривается, если
его износ не превышает 50%, при более высоком
износе оборудование идет на металлолом.
2. Закрытие шахт
предполагает передачу
3. Наибольший удельный
вес в расходах по закрытию
шахт составляют расходы по
социально-экономической
4. Потребуется создание
новых рабочих мест в угольных
регионах за пределами
5. Важное значение имеют
расходы на природоохранные мероприятия,
предполагающие техническое решение
проблем водоотлива (так как все шахты
являются водоносными), меры по предотвращению
взрывов и газовых выбросов, а также озеленению
отвалов.
6. Проекты Минуглепрома
Украины предусматривают и строительство
жилья для шахтеров, стоящих в очереди
на его получение. В последнее время объемы
жилищного строительства существенно
отставали от потребностей в новом жилье,
поэтому соответствующие расходы тоже
могут быть высокими.
Сравнение предварительных
смет финансирования. Были проанализированы
данные о сметной стоимости закрытия
16 шахт, которое предполагалось в 1996
г. Исходя из этих показателей можно оценить
среднюю стоимость закрытия одной шахты:
она составила 13,3 млн. долл.[32]
Наибольший удельный
вес приходится на расходы по социально-экономической
защите работников в связи с их
высвобождением. В расчете на одну
закрываемую шахту на это потребуется
4,2 млн. долл. Создание новых рабочих
мест в угольных регионах за пределами
предприятий отрасли (11,3%) стоит 1,51 млн.
долл., а передача объектов социальной
сферы - 1,12 млн. долл. Всего социальные
расходы (включая строительство
жилья) составляют 65% затрат, связанных
с закрытием 16 шахт. Расходы по физическому
закрытию (27,3 %) достигают 3,6 млн. долл. в
расчете на одну шахту.
По традиции, сложившейся
в 30-е годы, каждый шахтер бесплатно
получает 6 т угля в год. В настоящее
время в отрасли работают около
700 тыс. человек, вместе с пенсионерами
и инвалидами - около 1 млн. человек.
Следовательно, для реализации только
этого мероприятия требуется 6 млн.
т угля, или 7-9 % его годового производства.
Согласно пилотному
проекту Всемирного банка, предусматривающему
закрытие трех шахт, средние расходы
на закрытие одной шахты ниже, чем по проекту
Минуглепрома Украины - 9,5 млн. долл. Максимальные
расходы по физическому закрытию шахт
(включая мероприятия по охране окружающей
среды) не превысят 3 млн. долл. в расчете
на одну шахту (в проекте Минуглепрома
Украины соответствующий показатель составляет
4,7 млн. долл.).
Предполагается, что
данный проект будет осуществлен
на основе конкурсного отбора исполнителей.
Контракты получат те организации,
которые предложат самую низкую
цену. Оплачиваться работы будут после
окончания следующих арапов: а) завершение
подземных работ; б) снос зданий на поверхности;
в) герметизация шахтных стволов.
По оценке экспертов
Всемирного банка, основным удорожающим
фактором является продолжение
работы шахты после завершения срока
ее полезной службы. Иначе говоря, минимальные
издержки можно обеспечить при быстром
закрытии шахты. В соответствии с
проектом Всемирного банка расходы,
связанные с высвобождением работающих,
в два раза ниже, чем по проекту
Минуглепрома Украины, поскольку не предусматривают
оплату создания новых рабочих мест в
отрасли. В обоих проектах расходы по передаче
объектов социальной инфраструктуры и
по созданию рабочих мест в угольных регионах
за пределами предприятий отрасли в расчете
на одну шахту почти одинаковы. Всемирный
банк предусматривает также дополнительные
расходы по техническому сопровождению
проекта и допуск на непредвиденные затраты.
По любому из проектов социальные расходы,
связанные с закрытием шахт Украины, в
два раза превышают расходы по их физическому
закрытию.
Политика реформ
в угольной промышленности должна быть
нацелена на поддержку потенциально
конкурентоспособных шахт. Немедленное
закрытие шахт, планируемое государством,
не является необходимым. Во-первых, оно
непосредственно коснется предприятий
с небольшими объемами производства.
Во-вторых, политические и социальные
издержки таких мер слишком высоки.
В перспективных
угольных регионах необходимо осуществлять
политику, направленную на стимулирование
создания новых рабочих мест для
работников неперспективных шахт.
Позитивно сказаться
на структуре занятости в угольных
регионах может предоставление
небольших кредитов тем, кто выделяется
из состава угольного предприятия
(например, подразделениям сферы услуг).
Вместе с тем такие программы
кредитования следует развивать
с учетом прогресса в реструктуризации,
достигнутого в угольном регионе. Их
цель - содействовать формированию
сети действующих предприятий вокруг
потенциально конкурентоспособных
шахт, что, в свою очередь, окажет положительное
влияние на другие угольные регионы.
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-
По состоянию на
01.01.99. в Печорском бассейне в эксплуатации
находится 12 шахт суммарной мощностью
по добыче 23,97 млн. тонн, из них:
· в Воркутинском
промузле - 7 шахт, на 5 шахтах добываются
коксующиеся угли (марка Ж), а на 2 шахтах
("Аяч-Яга" и "Воргашорская")
- энергетические угли (марка ГЖО);
· в Интинском промузле
- 5 шахт, добывающих только энергетические
угли (марка Д).
По горно-геологическим
условиям большинство запасов на
действующих шахтах являются благоприятными
для разработки.
Основными потребителями
воркутинских коксующихся углей
являются металлургические и коксогазовые
заводы Центральных районов России
(" Северсталь", АО "Новолипецкий
МК", Московский КГЗ) и ряд Уральских
металлургических и коксохимических заводов
(Нижнетагильский МК, Магнитогорский МК
и Губахинский КХЗ).
В г. Воркуте к перспективным
отнесены 6 шахт ("Северная", "Воркутинская",
"Комсомольская", "Заполярная",
"Аяч-Яга" и "Воргашорская"),
наличие запасов позволяет обеспечивать
их эксплуатацию еще в течение 20-30 лет
на уровне производственных мощностей.
Лишь только на шахте "Октябрьская",
ведущей отработку запасов на последнем
горизонте, остаточный срок эксплуатации
составляет всего около 7 лет.
За период реструктуризации
угольной отрасли (1994-1997 гг.) в Воркутинском
районе прекращена эксплуатация на 4 шахтах
("Хальмер-Ю", "Промышленная",
"Южная", "Юнь-Яга"), а в 1998 году
начаты работы по ликвидации еще двух
шахт: "Гор-Шор" и "Центральная",
из них ликвидация шахты "Гор-Шор"
вызвана отсутствием запасов, а шахты
"Центральная" - вследствие крупной
аварии (взрыв метана) с последующим разрушением
горных выработок, восстановление которых
признано нецелесообразным. Восполнение
выбывающих производственных мощностей
по добыче коксующихся углей будет обеспечиваться
приростом добычи на перспективных шахтах
за счет их реконструкции и технического
перевооружения. Однако после выбытия
в 2004 году шахты "Октябрьская" (отработка
запасов), для поддержания необходимого
уровня добычи коксующихся углей, определенного
конъюнктурой рынка, в перспективе может
возникнуть необходимость в закладке
в Воркутинском районе одной новой шахты.
Стратегия долговременного
развития угледобычи в Печорском
бассейне должна строится, исходя из
потенциальных возможностей действующего
и строящегося шахтного фонда
и наличия устойчивого спроса
на угольную продукции и ее конкурентоспособности
с другими углями на региональных
рынках.
Спрос на воркутинские
коксующиеся угли в период 1998-2002
гг. практически соответствует
В рамках реализации
Программы реструктуризации ОАО "Воркутауголь"
осуществляется ряд мероприятий
по реструктуризации шахтного фонда
за счет средств господдержки и собственных
источников финансирования: в 1995 году
планировалось выполнить работы
по реконструкции 5-ти шахт с освоением
77,8 млн. руб. капитальных вложений,
фактически профинансировано 70.8 млн.руб.
(91,1%), в 1996 году, соответственно 271,6 млн.руб.
- 110,1 млн.руб. (40,6%), в 1997 году - 382,3 млн. руб.
- 26,3 млн. руб. (6,8 %), в 1998 году - 373,1 млн. руб.
- 9 млн. руб. (2,4 %). Из приведенных цифр видно,
что практически в течение З-х лет Программа
реструктуризации в части реконструкции
действующих шахт не выполняется, произошло
структурное изменение: "Общество"
было вынуждено для предотвращения
"срыва" реконструкции шахт начиная
с 1997 года вести основной объем работ за
счет собственных средств: 1997 г. - 62,7 млн.
руб., 1998 г. - 67,2 млн. руб.
Из-за отсутствия выделяемых
инвестиций на реконструкцию обогатительных
фабрик в период 1995-1997 гг. практически
не проводились работы по реконструкции
ОФ ш. "Воркутинская" и ЦОФ "Печорская".
Удельный вес средств господдержки
в доходах ОАО "Воркутауголь" снизился
с 42 % в 1994 году до 16 % в 1998 году, что вызвало
резкий рост дефицита платежеспособности
предприятия.
Финансово-экономическая
ситуация, сложившаяся в ОАО "Воркутауголь"
отражает общую тенденцию в развитии
всей угольной отрасли, связанную со
снижением уровня господдержки отрасли
с 1993 по 1998 гг. с 8,0 % до 1,0 % валового внутреннего
продукта, что не отвечает уровню
проводимых структурных преобразований.
В результате затраты
на техническое перевооружение, не
терпящие переноса на более позднее
время и напрямую связанные с
безопасностью работ сведены
к минимуму.
Ситуация осложняется
организационными возможностями по
созданию и модернизации оборудования,
соответствующего мировому уровню, что
уже сегодня не позволяет восполнить
интенсивный износ основных фондов
(см. справка по износу очистных комплексов
и проходческих комбайнов).
Определенные сложности
в реконструкции угольной отрасли
вызваны произошедшими
Протекционисткая политика,
проводимая независимыми государствами,
вызвала рост затрат на приобретение столь
необходимого горно-шахтного оборудования
за счет роста на 80 % ж.д. тарифов, введения
непомерных таможенных пошлин, сборов,
включая налог на добавленную стоимость.
В настоящее время
таможенные платежи составляют от 30
% до 45 % от стоимости приобретаемого
оборудования.
В свою очередь, машиностроительные
заводы Украины простаивают, сокращают
объемы производства из-за низкой покупательской
способности местной угольной промышленности,
из-за резкого падения объемов
добычи простаивают углеобогатительные
комплексы, снижаются объемы выпуска
кокса, металла, что ведет к сокращению
ВВП Украины в целом.
Теме не менее, несмотря
на наличие экономических
В целях выхода из
сложившейся ситуации необходимо в
кратчайшие сроки заключение межправительственных
соглашений, регулирующих взаимовыгодное
сотрудничество производителей стран
СНГ, а так же расширение прямых
контактов с субъектами Российской
Федерации по примеру соглашения
о сотрудничестве между Правительством
Республики Коми и Республикой Беларусь.
Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.