Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Краткое описание

Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

Дальнейшего развития требует начатая либерализация  внешней торговли. Существующие до сих пор административные ограничения  должны быть отменены. Предприятиям всех секторов надо дать возможность  самостоятельно, без вмешательства соответствующего министерства,  проводить внешнеторговые операции. В этой связи вызывают  опасение планы по развитию импортозамещения. Правительство планирует ввести импортные квоты, в частности, на уголь, с целью "защитить национальную промышленность", хотя известно, что защита отечественных производителей приводит к искривлению ценовых пропорций и установлению ложных ориентиров для структурной перестройки предприятий и отраслей. Предприятия сразу начнут  полагаться на защиту со стороны государства и станут уклоняться  от проведения структурных преобразований. При этом практически невозможно избежать ошибок в аллокации и свернуть мощности, которые существуют лишь за счет дотаций. Защита от импорта целесообразна только в том случае, если на мировом рынке имеются очевидные  ценовые дирпропорции.  

При условии продолжения  проводимой сегодня политики и достижения  реальных сдвигов в приватизации Украина уже в текущем году сможет стабилизировать развитие материального  производства. Благодаря этому появятся предпосылки решения среднесрочных  проблем,  например, обслуживания внешнего долга. Достижение этапа экономического роста создаст также условия  для более эффективной социальной защиты населения и поддержки  им экономической трансформации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Региональные связи  становятся все более весомым  компонентом двусторонних отношений  России с зарубежными государствами. Существенно  возрос их объем, расширилась  география, обогатилось содержание.  

Страны СНГ и  Содружество в целом являются для внешней политики  России стратегическим приоритетом.  От того, как складываются отношения с  ними, во многом  зависит прочность  международного положения нашего государства.  Более того, развитие двусторонних отношений является непременным  условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в  рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней  основе приобретает для нас дополнительную актуальность. Углубляя межрегиональные связи, субъекты Федерации вносят свой вклад в решение этой задачи.  

Благоприятствуют  этой работе такие этапные события, как подписание  в декабре 1998 года известных российско-белорусских  документов,  расширение числа участников Таможенного союза, ратификация "большого договора" с Украиной.  

К настоящему времени  многие субъекты Федерации сформировали  договорную базу, определились с приоритетными  партнерами из стран СНГ и направлениями  сотрудничества с ними.  

Очевидно, что в  межрегиональных связях торгово-экономическая  составляющая будет и впредь доминировать.  

Российско-украинские отношения занимают одно из приоритетных мест во внешней политике России. Они  стали реальным  фактором, оказывающим  воздействие на политическую ситуацию в Европе и на постсоветском пространстве, в сотрудничестве  государств, образующих СНГ. После распада Советского Союза  российско-украинские отношения складывались неровно и порой напряженно, однако диалог двух стран, формирование сотрудничества  во всех важнейших областях не прерывались. Россия  последовательно проводит линию на развитие с Украиной дружественных, добрососедских, взаимовыгодных отношений в духе стратегического партнерства. Мы с полным основанием считаем,  что именно такими должны быть наши взаимоотношения с Украиной на пороге XXI века, исходя из многогранных, многовековых  связей двух наших народов, объединенных общностью судеб,  исторического прошлого и славянской культуры.  

Широко распространенным недостатком для субъектов Федерации  является то, что большинство из них ориентируются на поставки на Украину, главным образом по бартеру, энергоносителей  и сырья и  мало внимания уделяют продвижению  на украинский  рынок промышленной продукции. Они слабо участвуют  в торгово-промышленных выставках  на Украине.  

Субъекты нашей  Федерации сталкиваются с немалыми трудностями,  которые являются, однако, в большинстве случаев  общими  сложностями для торгово-экономических  отношений между  Россией и  Украиной.  

Имеются ли резервы  для дальнейшего развития торгово-экономических  отношений между регионами России и Украины? Несомненно. В чем они? В разработке и осуществлении  согласованных  комплексных мер  по устранению прямых и косвенных  барьеров в российско-украинских торгово-экономических  связях, то есть всего того, что мешает реализации Соглашения о свободной  торговле от 24 июня 1993 года.  

Резервы кроются  в общем оздоровлении торгово-экономических  отношений между Россией и  Украиной. В частности требует  особого внимания проблема ликвидации задолженности прежде всего украинской задолженности на общегосударственном и региональном уровне.  

Требуется повышать защиту интересов регионов в их отношениях с Украиной. В том числе настораживать  в отношении недобросовестных партнеров. Украинцы делают это. Например, Министерство внешних экономических связей и  торговли Украины  на регулярной основе публикует материалы с названием "Внимание: иностранные партнеры-должники". Это иностранные субъекты предпринимательской  деятельности, работающие на рынках Украины, которые своими недобросовестными  действиями  наносят ущерб украинским партнерам. В таком материале  за ноябрь 1998 года большинство перечисленных  фирм, к сожалению,  были российскими.  

Положение дел в  сфере торгово-экономического сотрудничества в 1998 году было серьезно осложнено финансово-экономическим  кризисом, разразившимся в России и прямым образом затронувшим  Украину. Его прямым следствием стало  снижение двустороннего товарооборота  почти на 40 процентов по сравнению  с 1997 годом. 

Выступая главным  инициатором развития многостороннего  валютно-финансового сотрудничества в рамках СНГ, Россия пока не предприняла  активных реальных шагов для практического  осуществления этой идеи. Но если Россия не хочет утратить уже сильно пошатнувшийся  статус великой державы, ей придется найти новые подходы  к экономическому взаимодействию со странами СНГ в  целом и к валютным  отношениям в частности.  

Полномасштабная реализация промышленного потенциала сотрудничества стран СНГ, с нашей точки  зрения, требует, чтобы в ближайшее время  было достигнуто следующее:  

1) принято решение   о согласованных принципах исчисления  и взимания косвенных налогов;  

2) завершено формирование  зоны свободной торговли;  

3) установлен  единый  транспортный тариф;  

4) сформирована  общая  энергосистема;  

5) созданы адекватные  условия льготирования деятельности  инвесторов;  

6) выработаны единые  подходы к формированию общего  таможенного пространства;   

7) задействованы  унифицированные правовые параметры  возникновения, изменения и прекращения  права собственности, движения  капиталов, обращения ценных бумаг.

ЛИТЕРАТУРА 

1.   Балабанов  И.Т., Балабанов А.И. Внешне-экономические связи - М., 1998 

2.   Баранова  Е. Современная международная  торговля // РЭЖ 10 - 98 

3.   Ближнее  и дальнее зарубежье в геоэкономической стратегии России. - М., 1997 

4.   Белова В.Л., Быкова М. А. Некоторые проблемы  региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания № 1 1999 г. 

5.   Борисов  С. М. Статистика свидетельствует:  страна живет взаймы  

6.   (заметки  о платежном балансе России) // Деньги и кредит № 12 1997 г. 

7.   Бофнигер П., Флассбек Г., Хоффманн Л. Экономика ортодоксальной монетарной стабилизации: пример России, Украины и Казахстана // Вопросы экономики,  1995, № 12;  

8.   Бюллетень  банковской статистики Центрального  банка РФ. - 1998. - № 9 

9.   Вахрамеев  А. В. Геополитическое положение   и внешняя политика России // Социально-политический  журнал, 1998, № 2 

10.Внешнеэкономический  бюллетень. - 1998. - № 9.  

11.Внешнеэкономический  комплекс России: современное состояние  и перспективы. - М., 1997 

12.Внешняя торговля. - 1997. - № 1-3.  

13.Гринберг Р. Постсоюзное экономическое пространство: коллизии и сценарии // Российский экономический журнал. - 1996. - № 10 

14.Кириченко В.  Факторы, условия и направления  экономической интеграции стран  СНГ // Российский экономический  журнал. - 1996. - № 9 

15.Козик Л. Экономико-правовые  аспекты интеграции государств  СНГ // Юридический мир. - 1998. - №  1  

16.Козик Л., Кота  П. Таможенный союз «четверки»  сегодня и завтра // РЭЖ № 2 1999 г. 

17.Лебедев В. Привлечение  иностранных инвестиций: оценка  ситуации // Российский экономический  журнал. - 1998. - № 3.  

18.Лукинов И. Социальная  переориентация структуры экономики   Украины // Вопросы экономики, 1995, № 12  

19.Лунина И. Реструктуризация  угольной промышленности: Европейский  опыт и ситуация в Украине  // Вопросы экономики 5-98 

20.Международные  валютно-кредитные и финансовые  отношения /под ред. Красавиной  Л.Н./ - М., 1994 

21.Мировая экономика  и международные отношения. - 1995. - № 5 

22.В.Мусатов Непростая  судьба договора с Украиной // Международная жизнь № 2, 1999 г. 

23.Новожилов Г.  Где «четверка» лидирует в  масштабах Содружества // Вестник  Содружества. - 1997. -№ 2(3) 

24.Новожилов Г.  Где «четверка» лидирует в  масштабах Содружества // Вестник  Содружества. - 1997. -№ 2(3) 

25.Народное хозяйство  СССР в 1990 году - M., 1991 

26.Общество и экономика. - 1996. - № 6.  

27.Ориентиры международного  сотрудничества стран СНГ.  По  материалам Петербургского экономического  форума 1998 г. //  Экономист № 10, 1998 г. 

28.Павленко Ф., Новицкий  В. Тенденции структурных изменений  и промышленная политика в  странах СНГ // Вопросы экономики  № 1 1999 г. 

29.Пинзеник В. Макроэкономическая  стабилизация в Украине: итоги  и проблемы первого года // Вопросы  экономики,  1996, №  2.  

30.Предприятие на  внешних рынках: Внешнеторговое  дело /под ред. Долгова С.И., Кретова И.И./ - М., 1997 

31.Развитие корпоративных  форм хозяйствования в России // РЭЖ № 2 1999 г. 

32.Секарев А. Экономическая  реформа в Украине // Вопросы  экономики № 5 1996 г. 

33.Смит А. Исследование  о природе и причинах богатства   народов. М., 1962 

34.Социально-экономическое  положение России // Деловой мир, 1996, 17 января  

35.Черняк В. Экономика  Украины: ростки надежды. Голос  Украины, 1995, 30 ноября 

36.Шишков Ю. Россия  в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г. 

37.Шурубович А.  Экономическая интеграции с Беларуссией как фактор народнохозяйственного развития России // Российский экономический журнал. - 1997. -№ 4 

38.Экономическая  безопасность России // Социально-политический  журнал, 1997, № 5 

39.Business  Central Еurope. Annual 1995  

40.Economist Intelligence Unit/Ostwirtschaftsreport, Nr. 22/27.10.1995 

41.Economic Survey of Euroре. - 1998. - № 2 

42.Economic Trends in the Soviet Union. - Cambridge (Mass), 1963 

43.Economic Welfare and the Economics of the Soviet Socialism.-Cambridge , 1981 

44.Handbook of International Trade and Development Statistics. - UNCTAD, 1994  

45.IMF Survey. Washington, January 8, 1996  

46.IMF calls off $1.6 bn loan to Ukraine. Financial Times, April 9, 1996 

47.International Trade Statistics. - GATT, 1985/86 

48.Kaser М. Privatization in the CIS. London, 1995 

49.Lichter W. Ukraine: Wirtschaftstrends zum Jahreswechsel 1995/96. Bundesstelle fur Aubenhandelsinformation.  Koln, November 1995.  

50.Monthly Bulletin of Statistics. - NY: UN, 1997. - № 5.  

51.Russian Economic Trends. - 1997. - № 4.  

52.Sachs J. D. and Wаrпеr А. Economic Reform and the Process of Global Integration // Brооkings Papers on Economic Activity. Vol. 1. - Wash.. 1995 

53.Schipke А., Taylor А. (Eds.). The Economics of Transformation. Theory and Practice in the New Market Economies. Berlin-Heidelberg, Springer Verlag,  1994 

54.Slow to reform Ukraine irks IMF. - Financial Times, January 9, 1996  

55.Ukrainian Economic Trends. Kiev, October 1995 

56.Ukraine's blueprint. President Leonid КцсЬгоа outlines the case for further  aid. Financial Times, September 30, 1994.  

57.Ukraine: Reformen im Aufwind. Deutsche Bank Research. Frankfurt am Main, Nr. 138, September 21, 1995;  

Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.