Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Краткое описание

Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

Основными поставщиками в Россию машин, оборудования и транспортных средств остаются страны дальнего  зарубежья, в то время, как доля стран СНГ в российском импорте данной продукции сокращается (5,6% в 1995 г., 4,7% в 1996 г) [25].  

Россия продолжает ввозить такие товары производственно-технического назначения, как железо, сталь прокат (1,8% импорта в 1995 г. и 2,2% в 1996 г.) и трубы  стальные (1,6% и 2%). Основными поставщиками товаров по последним  двум позициям выступают государства СНГ, на долю которых приходилось в 1995 г. 78,7 %, а в 1996 г. - 77,6 % российского импорта  железа, стали и проката, а также  соответственно  55 % и 63,3 % стальных труб[26].  

Удельный вес экспортно-импортных  операций со странами СНГ общем объеме товарооборота России возрос с 18 % в 1992 г. до 23 % в 1997 г. Более 80 % его приходится на три государства - Украину, Казахстан  и Белоруссию.[27]   

Ряд особенностей характеризуют  нынешнее  состояние платежно-расчетных  отношений России со странами, входящими  в СНГ.  

Взаимный экономический  обмен находится на очень низком уровне, причем несмотря на бесконечные разговоры о необходимости усиления интеграции  положение практически не меняется. Объем торговли со странами СНГ в 3 раза меньше, чем с дальним зарубежьем, а валютный оборот, если судить  по суммарному итогу кредитовых и дебетовых статей платежного баланса, - примерно в 5 раз. За период 1994 - 1996 гг. стоимость годового экспорта в страны дальнего зарубежья возросла на 19,4 млрд. дол., а со странами СНГ - лишь на 3,3 млрд. дол., вследствие  чего доля последних в общем объеме российской  экспортной торговли еще более снизилась - с 23 до 21%. Правда, в темпах роста импорта разница была меньшей (10,6 млрд. дол, и 5,8 млрд. дол.), и это отразилось на повышении доли СНГ в российском импорте с 28 до 30%.[28]  

Что же касается качественного  состояния платежного  баланса  России со странами СНГ, то его итоги  по главным разделам и показателям  в сравнении с дальним зарубежьем складываются прямо противоположным  и, следовательно, более благоприятным  образом.  

Табл. 1.2 
 
 

Источник: С. М. Борисов  Статистика свидетельствует: страна живет  взаймы  

(заметки о платежном  балансе России) // Деньги и кредит  № 12 1997 г. 

Платежный баланс России со странами СНГ не страдает пассивностью. Его общее сальдо, исчисленное  по правилам аналитического представления, в 1995 - 1996 гг. было положительным (3,6 млрд. дол., и 1,5 млрд. дол., соответственно), а  в 1996 г. имело практически нулевой  результат (плюс 13 млн дол.). Торговый баланс, активный в 1994 - 1995 гг., сменился  в 1996 г. пассивом, поскольку Россия получила  от стран СНГ несколько больше товаров, чем отдала взамен. Напротив, по балансу услуг, пассивному  в предыдущие годы, образовался небольшой актив, уменьшивший, хотя и не устранивший пассивный результат по всей группе текущих операций.  

Никаких кредитов от стран СНГ Россия, естественно, не привлекает, но зато постепенно растет сумма средств, поступающих в  погашение ранее предоставленных  российских кредитов (в 1996 г. эти поступления  приблизились к 1 млрд дол.). Тем не менее во взаимоотношениях с некоторыми странами СНГ проблема своевременного взыскания внешних долгов становится все более серьезной из-за сложностей  в изыскании средств для оплаты российских энергоносителей. В противовес утечке капиталов на Запад наблюдается постепенно растущий приток в Россию частных капиталов из стран СНГ, прежде всего в оплату за наличную иностранную валюту, поступающую туда через российские каналы в порядке реэкспорта. В конечном итого сравнительно небольшой пассив по текущим операциям компенсируется  положительным результатом движения капиталов и, таким образом, платежный баланс в целом пребывает в относительно уравновешенном состоянии. В свою очередь, равновесие платежей и расчетов способствует стабилизации курса рубля по отношению к национальным валютам стран СНГ.  

ГЛАВА II 

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ  СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ С УКРАИНОЙ 

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 

Пocлe распада в 1991 г. СССР Украина начала проводить экономические реформы. Однако в 1991-1994 гг. они шли крайне медленно. Это было связано с отсутствием стратегии рыночных реформ, а также с пассивностью  тогдашнего руководства. В результате все отчетливее проявлялось отставание Украины от России в темпах реформирования экономики. 

В 1994 г. экономика  республики оказалась на грани краха. ВВП по сравнению с предыдущим годом упал на 23%, производство промышленной продукции - на 27.8, сельскохозяйственной -на 16.5%. Финансовая система государства оказалась практически разрушенной. В октябре 1994 г. дефицит бюджета достиг 18.5% ВВП. Цены по сравнению с 1991 г. выросли в 102 раза. 

После избрания в 1994 г. президентом Украины Л. Кучмы  ситуация начала меняться к лучшему. Именно 1994 год можно считать началом  реального реформирования экономики, которое, переживая спады и подъемы, продолжается и по настоящее время. В 1995 г. в стране началась реальная приватизация 

Табл. 2.1

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ УКРАИНЫ 

  

1992г. 

1993 г. 

1994г. 

1995г. 

1996г. 

1997 г. 

ВВП (в сопоставимых ценах)11 -16.8 -14.2 -23.9 -11.8 -10.1 -3.2 

Объем промышленного  производства1 -8.0 -8.0 -37.0 -13.0 -7.0 -1.8 

Инфляция (по динамике

 розничных цен) 1 2100 10260 501.0 280.0 40.0 17.0 

Дефицит государственного бюджета, % ВВП -4.0 -5.0 -9.5 -6.9 -5.2 -6.4 

Экспорт товаров, млрд. долл. 11.3 12.8 11.8 12.2 13.7 18.3 

Импорт товаров, млрд. долл. 11.9 15.3 14.2 14.0 14.6 19.7 

Сальдо платежного баланса по текущим операциям, млрд. долл. -0.62 -0.85 1.40 -1.0 - - 
 

Источник: МЭ и МО №9, 1998 с. 129 

Другим важным итогом ускорения экономических реформ явилось достижение в 1996 г. фи­нансовой стабилизации. Либерализация цен в 1992 г. вызвала гиперинфляцию в стране, однако лишь в 1994 г. начала проводится действенная антиинфляционная политики. В результате темпы роста цен снизились с 400% в 1992 г. до 40% в 1996 г. Ситуация оставалась достаточно стабильной и на протяжении 1997 г. Ежемесячные темпы инфляции снизились с 2.2% в январе до 0.9% в октябре. 

Снижение инфляции благотворно сказалось на стабилизации курса национальной валюты по отношению  к доллару. В сентябре 1996 г. была проведена  денежная реформа. Суть ее состояла в  фактической деноминации в 100 тыс. раз ходившего тогда в обращении  карбованца и замене его гривной. На Украине, хотя и с некоторым  опозданием, начал развиваться рынок  ценных бумаг. Сейчас он представлен  рынком государственных ценных бумаг  и фондовым рынком. 

Экономическая ситуация в Украине в 1997 г. в целом отражает тенденции, сложившиеся в республике за последние годы. По предварительным  данным Госкомстата Украины, ВВП  равнялся 90.2 млрд. гривн (1 долл. = 1.9 гривны), или ниже, чем в предыдущем году, на 3.2%. Объемы производства промышленной продукции составили 73.5 млрд. грн., сельскохозяйственной -28.3 млрд. Сводный бюджет за 1997 г. был сведен с дефицитом в 5087.9 млн. грн. (6.4% ВВП). На его покрытие затрачено 4131.4 млн. грн. из внутренних источников финансирования и 1501.9 млн. внешних займов. Индекс потребительских цен в 1997 г. по сравнению с 1996г. возрос до 116.7%. Среднемесячная заработная плата составляла 159.9 грн. 

 Меры, предпринятые  правительством в области макроэкономической  стабилизации - либе­рализация цен, валютного курса, внешнеэкономической деятельности - дали положительные результаты. Это нашло отражение в уменьшении темпов падения ВВП. Если до 1994 г. ВВП постоянно сокращался, то в 1995г. впервые это сокращение не превысило уровень предыдущего года. Те же тенденция имела место и в 1996 г. В 1997 г. темпы падения ВВП еще более замедлились - 3.2% против 10.1 % в 1996 г. 

Несмотря на некоторую  стабилизацию производства, наметившуюся в 1997 г. в ряде отраслей, финансовое положение большинства промышленных предприятий остается крайне тяжелым. В 1997 г. убыточным было каждое второе предприятие (в 1995 г. - каждое пятое, в 1990 г. -каждое одиннадцатое). Общая сумма убытков достигла 5 млрд. грн. За год кредиторская задолженность возросла в 1.4 раза (70% - просроченная) и превысила ВВП на треть При этом платежная дисциплина практически отсутствует, а на бартерные операции приходится почти половина оборота товаров и услуг. 

Главная причина  перехода украинских предприятий на бартер, как и в других странах  СНГ, -удручающее состояние их оборотных средств и особенно острая нехватка наличности. С другой стороны, предприятия не могли пополнять свои оборотные средства за счет кредита, так как ставки были непосильны для большинства из них. В результате доля кредитов в финансировании инвестиций сократилась с 49% ВВП в 1992 г. до 5% в 1996 г. 

Важной причиной роста бартерных операций является действующая налоговая система. Она вынуждает предпринимателей, которые в принципе имеют возможность  рассчитываться "живыми" деньгами, идти на осуществление товарообменных операций, ибо только так они могут  ослабить действие налогового пресса. Другой причиной бартеризации является резкое падение рентабельности (с 23% в 1990 г. до 2.6% в 1996 г.) вследствие значительного опережения роста цен на топливо по сравнению с действующими тарифами на электроэнергию. 

По сути дела государство  фактически признало бартер как одну из форм расчетов. Часть бартера  является результатом государственных  соглашений. Недавний пример - бартерная  операция по Госнефтегазпрому, по которому всю сумму оплаты услуг за транспортировку газа Рос-сия погашает газом. Вследствие этого возник долг в бюджете в размере 258.7 млн. гривен. 

Показателем кризисного состояния является также продолжающийся стремительный рост задолженности  по заработной плате, которая за 1997 г. увеличилась на треть и достигла 5 млрд. грн 

  Правительство   намерено сократить бюджетные  расходы и уменьшить дефицит  гос­бюджета с 3.3 до 2.5%. Дополнительные доходы предполагается получить за счет увеличения внешних заимствований и средств от приватизации. 

Острая нехватка денег заставила руководство  пойти на беспрецедентный шаг. Оно  было вынуждено разместить евробонды  под крайне невыгодные проценты - 16% годовых вместо прогнозировавшихся 9-10%. Это негативно сказывается на внешнем долге республики. Внешний долг по состоянию на 1 ноября 1997 г. достиг 9568 млн. долл. Одним из крупнейших кредиторов Украины является Россия, задолженность ей составляет 2105 млн. доллар том числе "Газпрому" -120 млн. долл. В ближайшее время внешний долг Украины может увеличиться, так как правительству катастрофически не хватает денег для выплат пенсий и заработной платы.  

  

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ  УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ  ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ  

Во многих странах  Европы реструктуризация угольной промышленности  представляет собой одну из труднейших социально-экономических  проблем. До второй мировой войны считалось, что наличие запасов отечественного угля является необходимым условием индустриализации  и развития базовых  и оборонных отраслей промышленности.  Однако в результате либерализации  торговли углем, а также  существенного  снижения трансакционных издержек в 60-70-е годы в Западной Европе он превратился в стандартный товар (commodity) и потерял свое стратегическое значение.  

Почти во всех постсоциалистических странах решение структурных проблем угольной промышленности играло центральную (а в некоторых из них - даже решающую) роль при проведении экономических реформ. Возникающие при этом сложности обусловлены действием ряда факторов:  

- с технической  точки зрения добыча угля характеризуется  высокими  постоянными издержками  по поддержанию шахт в рабочем  состоянии, а при их закрытии  неизбежны крупные расходы;  

- с идеологической  точки зрения в угольной промышленности  происходили наиболее типичные  классовые конфликты, в результате  любые реформы в данном секторе  экономики приобретают  большое  общественное значение; угледобыча  является также одним из немногих  видов производственной деятельности, в которой  много людей работают  в тяжелых условиях (под землей) и с риском для жизни; по  этой причине в отрасли были  созданы прочные  материальные  стимулы;  

- социальный компонент  отрасли определяется многофункциональностью  угольных шахт, иначе говоря, тесной  взаимосвязью между процессами  производства и социальной сферой, а также высокой концентрацией   рабочих мест;  

- с политической  точки зрения работники угольной  промышленности  долгое время  представляли собой мощную группу  избирателей,  которые могли серьезно  повлиять на ход политических  событий  в стране;  

- геостратегическии аспект связан с желанием многих стран вопреки экономическим потерям поддерживать отечественное производство  угля для уменьшения зависимости от импорта энергоносителей;  

- с экономической  точки зрения до недавнего  времени существовала  сильная  региональная сегментация рынков, что в значительной  степени  обусловливало дуополию покупателей  угля, в число которых  входят  электростанции (для энергетического  угля), коксовые батареи и сталелитейные  заводы (для коксующегося угля).  

Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.