Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования
с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
Основными поставщиками
в Россию машин, оборудования и транспортных
средств остаются страны дальнего
зарубежья, в то время, как доля стран
СНГ в российском импорте данной продукции
сокращается (5,6% в 1995 г., 4,7% в 1996 г) [25].
Россия продолжает
ввозить такие товары производственно-технического
назначения, как железо, сталь прокат
(1,8% импорта в 1995 г. и 2,2% в 1996 г.) и трубы
стальные (1,6% и 2%). Основными поставщиками
товаров по последним двум позициям
выступают государства СНГ, на долю
которых приходилось в 1995 г. 78,7 %,
а в 1996 г. - 77,6 % российского импорта
железа, стали и проката, а также
соответственно 55 % и 63,3 % стальных труб[26].
Удельный вес экспортно-
Ряд особенностей характеризуют
нынешнее состояние платежно-расчетных
отношений России со странами, входящими
в СНГ.
Взаимный экономический
обмен находится на очень низком
уровне, причем несмотря на бесконечные
разговоры о необходимости усиления интеграции
положение практически не меняется. Объем
торговли со странами СНГ в 3 раза меньше,
чем с дальним зарубежьем, а валютный оборот,
если судить по суммарному итогу кредитовых
и дебетовых статей платежного баланса,
- примерно в 5 раз. За период 1994 - 1996 гг.
стоимость годового экспорта в страны
дальнего зарубежья возросла на 19,4 млрд.
дол., а со странами СНГ - лишь на 3,3 млрд.
дол., вследствие чего доля последних
в общем объеме российской экспортной
торговли еще более снизилась - с 23 до 21%.
Правда, в темпах роста импорта разница
была меньшей (10,6 млрд. дол, и 5,8 млрд. дол.),
и это отразилось на повышении доли СНГ
в российском импорте с 28 до 30%.[28]
Что же касается качественного
состояния платежного баланса
России со странами СНГ, то его итоги
по главным разделам и показателям
в сравнении с дальним
Табл. 1.2
Источник: С. М. Борисов
Статистика свидетельствует: страна живет
взаймы
(заметки о платежном
балансе России) // Деньги и кредит
№ 12 1997 г.
Платежный баланс России
со странами СНГ не страдает пассивностью.
Его общее сальдо, исчисленное
по правилам аналитического представления,
в 1995 - 1996 гг. было положительным (3,6 млрд.
дол., и 1,5 млрд. дол., соответственно), а
в 1996 г. имело практически нулевой
результат (плюс 13 млн дол.). Торговый баланс,
активный в 1994 - 1995 гг., сменился в 1996
г. пассивом, поскольку Россия получила
от стран СНГ несколько больше товаров,
чем отдала взамен. Напротив, по балансу
услуг, пассивному в предыдущие годы,
образовался небольшой актив, уменьшивший,
хотя и не устранивший пассивный результат
по всей группе текущих операций.
Никаких кредитов от
стран СНГ Россия, естественно, не
привлекает, но зато постепенно растет
сумма средств, поступающих в
погашение ранее
ГЛАВА II
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ
СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ С УКРАИНОЙ
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
Пocлe распада в 1991 г.
СССР Украина начала проводить экономические
реформы. Однако в 1991-1994 гг. они шли крайне
медленно. Это было связано с отсутствием
стратегии рыночных реформ, а также с пассивностью
тогдашнего руководства. В результате
все отчетливее проявлялось отставание
Украины от России в темпах реформирования
экономики.
В 1994 г. экономика
республики оказалась на грани краха.
ВВП по сравнению с предыдущим
годом упал на 23%, производство промышленной
продукции - на 27.8, сельскохозяйственной
-на 16.5%. Финансовая система государства
оказалась практически разрушенной. В
октябре 1994 г. дефицит бюджета достиг 18.5%
ВВП. Цены по сравнению с 1991 г. выросли
в 102 раза.
После избрания в 1994
г. президентом Украины Л. Кучмы
ситуация начала меняться к лучшему.
Именно 1994 год можно считать началом
реального реформирования экономики,
которое, переживая спады и подъемы,
продолжается и по настоящее время.
В 1995 г. в стране началась реальная приватизация
Табл. 2.1
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ УКРАИНЫ
1992г.
1993 г.
1994г.
1995г.
1996г.
1997 г.
ВВП (в сопоставимых
ценах)11 -16.8 -14.2 -23.9 -
Объем промышленного
производства1 -8.0 -8.0 -37.0
Инфляция (по динамике
розничных цен)
1 2100 10260 501.0 280.0 40.0
Дефицит государственного
бюджета, % ВВП -4.0 -5.0 -9.5 -6.9 -5.2 -
Экспорт товаров, млрд.
долл. 11.3 12.8 11.8 12.2 13.
Импорт товаров, млрд.
долл. 11.9 15.3 14.2 14.0 14.
Сальдо платежного
баланса по текущим операциям, млрд.
долл. -0.62 -0.85 1.40 -1.0 -
Источник: МЭ и МО
№9, 1998 с. 129
Другим важным итогом
ускорения экономических реформ
явилось достижение в 1996 г. финансовой
стабилизации. Либерализация цен в 1992
г. вызвала гиперинфляцию в стране, однако
лишь в 1994 г. начала проводится действенная
антиинфляционная политики. В результате
темпы роста цен снизились с 400% в 1992 г.
до 40% в 1996 г. Ситуация оставалась достаточно
стабильной и на протяжении 1997 г. Ежемесячные
темпы инфляции снизились с 2.2% в январе
до 0.9% в октябре.
Снижение инфляции
благотворно сказалось на стабилизации
курса национальной валюты по отношению
к доллару. В сентябре 1996 г. была проведена
денежная реформа. Суть ее состояла в
фактической деноминации в 100 тыс.
раз ходившего тогда в
Экономическая ситуация
в Украине в 1997 г. в целом отражает
тенденции, сложившиеся в республике
за последние годы. По предварительным
данным Госкомстата Украины, ВВП
равнялся 90.2 млрд. гривн (1 долл. = 1.9 гривны),
или ниже, чем в предыдущем году, на 3.2%.
Объемы производства промышленной продукции
составили 73.5 млрд. грн., сельскохозяйственной
-28.3 млрд. Сводный бюджет за 1997 г. был сведен
с дефицитом в 5087.9 млн. грн. (6.4% ВВП). На
его покрытие затрачено 4131.4 млн. грн. из
внутренних источников финансирования
и 1501.9 млн. внешних займов. Индекс потребительских
цен в 1997 г. по сравнению с 1996г. возрос до
116.7%. Среднемесячная заработная плата
составляла 159.9 грн.
Меры, предпринятые
правительством в области
Несмотря на некоторую
стабилизацию производства, наметившуюся
в 1997 г. в ряде отраслей, финансовое
положение большинства
Главная причина
перехода украинских предприятий на
бартер, как и в других странах
СНГ, -удручающее состояние их оборотных
средств и особенно острая нехватка наличности.
С другой стороны, предприятия не могли
пополнять свои оборотные средства за
счет кредита, так как ставки были непосильны
для большинства из них. В результате доля
кредитов в финансировании инвестиций
сократилась с 49% ВВП в 1992 г. до 5% в 1996 г.
Важной причиной
роста бартерных операций является
действующая налоговая система.
Она вынуждает
По сути дела государство
фактически признало бартер как одну
из форм расчетов. Часть бартера
является результатом государственных
соглашений. Недавний пример - бартерная
операция по Госнефтегазпрому, по которому
всю сумму оплаты услуг за транспортировку
газа Рос-сия погашает газом. Вследствие
этого возник долг в бюджете в размере
258.7 млн. гривен.
Показателем кризисного
состояния является также продолжающийся
стремительный рост задолженности
по заработной плате, которая за 1997
г. увеличилась на треть и достигла
5 млрд. грн
Правительство
намерено сократить бюджетные
расходы и уменьшить дефицит
госбюджета с 3.3 до 2.5%. Дополнительные
доходы предполагается получить за счет
увеличения внешних заимствований и средств
от приватизации.
Острая нехватка
денег заставила руководство
пойти на беспрецедентный шаг. Оно
было вынуждено разместить евробонды
под крайне невыгодные проценты - 16%
годовых вместо прогнозировавшихся 9-10%.
Это негативно сказывается на внешнем
долге республики. Внешний долг по состоянию
на 1 ноября 1997 г. достиг 9568 млн. долл. Одним
из крупнейших кредиторов Украины является
Россия, задолженность ей составляет 2105
млн. доллар том числе "Газпрому"
-120 млн. долл. В ближайшее время внешний
долг Украины может увеличиться, так как
правительству катастрофически не хватает
денег для выплат пенсий и заработной
платы.
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ
ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ
Во многих странах
Европы реструктуризация угольной промышленности
представляет собой одну из труднейших
социально-экономических проблем.
До второй мировой войны считалось,
что наличие запасов
Почти во всех постсоциалистических
странах решение структурных проблем
угольной промышленности играло центральную
(а в некоторых из них - даже решающую) роль
при проведении экономических реформ.
Возникающие при этом сложности обусловлены
действием ряда факторов:
- с технической
точки зрения добыча угля
- с идеологической
точки зрения в угольной
- социальный компонент
отрасли определяется
- с политической
точки зрения работники
- геостратегическии
аспект связан с желанием многих стран
вопреки экономическим потерям поддерживать
отечественное производство угля для
уменьшения зависимости от импорта энергоносителей;
- с экономической
точки зрения до недавнего
времени существовала сильная
региональная сегментация
Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.