Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Краткое описание

Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

Переориентация инвестиций из сферы обращения в сферу  производства. Рынок в России, как  в эпоху первоначального  накопления капитала, начал развиваться в  сфере обращения, дающей быструю  отдачу от вложений капитала. Это - предприятия  розничной и оптовой торговли,  реализующие в основном товары, закупаемые по импорту, товарные биржи, коммерческие банки и другие фирмы-посредники, занятые внутренней и внешней  торговлей  и ее обслуживанием. Однако эти звенья рыночной  системы не могут оказать должного воздействия на стабилизацию экономики и решение социальных проблем, поскольку происходит «бегство» накопленных капиталов за рубеж, отсутствуют надежные гарантии для иностранного  инвестирования, иностранные кредиты не используются  на капиталовложения, средства от необоснованного «сброса» крупных объектов государственной собственности  в частную пошли не на увеличение и обновление производственных  мощностей, а на покрытие бюджетного дефицита. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов,  за границу ушли громадные капиталы - от 120 до 300 млрд. долл.[17].  

К региональным факторам развития относятся следующие.  

Во-первых, общность решаемых задач поэтапного вывода экономики  из кризиса: замедления спада при  сохранении кризисных явлений, стабилизации и восстановления  народного хозяйства, экономического подъема. По глубине  рыночного реформирования впереди  оказались  страны Балтии и Россия, к ним примыкает Киргизия.  На Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Казахстане  и Туркмении сохраняются  значительное государственное  регулирование  и контроль за экономикой. В Азербайджане,  Армении, Грузии, Молдавии и Таджикистане экономическое реформирование сдерживалось острым межнациональным и политическим противоборством. Асинхронность развития осложняет создание в рамках СНГ однородных  хозяйственных условий и общего рыночного пространства.  

Во-вторых, сохраняющаяся  высокая степень взаимозависимости, базирующаяся на отраслевом, внутриотраслевом,  территориальном разделении труда, общности используемых технологий и  стандартов. Возрождение старых производственных связей и (или) развитие новой кооперации производства и инвестиций определяются объективными принципами экономии на масштабе (внутренней и внешней) и  сравнительных издержек.  

Эффект масштаба состоит в сокращении средних  издержек  производства и, следовательно, себестоимости единицы  продукции  при увеличении объемов производства. Экономия на масштабе позволяет производителю  предлагать  свою продукцию по более  конкурентоспособным ценам и, таким  образом, захватывать большую долю рынка.  

Внутренняя экономия на масштабе имеет место  в тех  случаях, когда удается достичь  более производительного  использования  факторов производства и возросший  объем производства позволяет оплачивать более высокие расходы маркетинга, финансирования и развития  производства и т. д. Небольшим государствам только  их экономическое объединение позволит создавать крупные эффективно работающие предприятия, поставляющие  свою продукцию  на общий рынок (например, решение  энергетической проблемы путем совместного  строительства  и использования атомной электростанции, что не под силу и в таких масштабах не нужно одной стране).  Внешняя экономия на масштабе возникает в результате  использования фирмой, регионом, государством рыночных условий и технологических достижений, например,  развитой системы связи и транспорта, включая трубопроводный,  высокого уровня образования.  

Принцип сравнительных  издержек означает: совокупный  объем  выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар (услуга) будет  производиться там, где сравнительные  и абсолютные издержки ниже. Еще  Адам Смит, формулируя теорию абсолютных преимуществ,  писал: «Если какая-либо чужая страна может снабжать нас  каким-нибудь товаром по более дешевой  цене, чем мы сами изготовлять его, гораздо лучше покупать  его  у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного  труда, прилагаемого а той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»[18]. Специализация стран, основанная на принципе сравнительных издержек, способствует  эффективному размещению производства, сокращению  транспортных расходов благодаря приближению производства к источникам ресурсов или к потребителям продукции, увеличению объемов выпуска продукции, снижению цены, повышению качества товаров. Ни одна страна мира не способна производить с достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления, кроме того, имеет место неравномерность распределения ресурсов между регионами.  

Большую роль в рассматриваемых  процессах должны сыграть транснациональные  корпорации - наиболее распространенные  рыночные структуры в мировой  экономике в 80-е гг., на которые  приходилось более 1/7 глобального  производства товаров и услуг. Транснациональные  воспроизводственные  структуры  во многом способствуют созданию межстрановой интеграции, объединяя национальные  экономики не столько географически (общность границ), сколько на основе глубоких воспроизводственных связей.  

В-третьих, взаимовыгодная торговля между странами  СНГ. В ЕЭС доля межстрановой торговли в общем объеме экспорта превышает 51 %, в СНГ доля взаимных поставок 12 стран-членов составляла  в 1995 г. - 36,5 %.[19] Для большинства бывших союзных республик даже в условиях резкого сокращения взаимных  связей торговля в рамках СНГ остается основным каналом реализации экспортной продукции и импорта недостающих товаров, причем ведущее место е этой торговле  продолжает занимать Россия. Так, в 1996 г. товарооборот  России с Украиной, например, превышал весь объем украинской торговли с дальним зарубежьем в 1,6 раза, аналогичное соотношение, для Беларуси составляло 2,8 раза, Казахстана - 3,3 раза. Тем не менее для России имеется угроза потери рынков тех стран, с которыми  уже сейчас наметилось ослабление позиций: сократилась  доля РФ в торговле с Азербайджаном, Грузией, Таджикистаном, Туркменистаном, Эстонией. Бывшие союзные  республики были крупными потребителями продукции  российской обрабатывающей промышленности, особенно  машиностроения, сейчас наблюдается снижение удельного веса российских машин и оборудования, продукции  легкой промышленности, металлов в их импорте.  

Сокращение рынков сбыта российской готовой продукции  усиливает кризисные явления  в стране. В основном сохраняется  вывоз топливно-энергетических ресурсов, доля которого более чем удвоилась  в российском экспорте  в страны СНГ. В свою очередь, серьезную проблему  для экономической безопасности России создает утрата надежного  доступа к ряду сырьевых ресурсов, которые после распада СССР остались на территории других стран СНГ и  без которых невозможно нормальное экономическое развитие страны (уран, марганец, хром, титан, свинец, многие редкоземельные минералы, хлопок и др.). За счет поставок из бывших союзных республик в прошлом покрывалось 70-100 %) соответствующих потребностей  российской экономики.  

В-четвертых, сохранение государственных границ: 99 % новых  границ России со странами СНГ практически  не охраняется, так как нет денег  и времени на их обустройство.  Поэтому российское руководство  по соглашению с Киргизией, Арменией, Грузией, Таджикистаном взяло на себя обязательство охранять их границы. В ином случае создалась бы возможность для беспрепятственного проникновения  в Россию контрабандных товаров, оружия, наркотиков через Центральную Азию и Закавказье, а также распространения через Таджикистан) исламского фундаментализма не только на этот регион, но и на сопредельные территории РФ, где проживает значительная  часть мусульманского населения России. Наконец, при открытой границе в Россию хлынул бы поток беженцев,  только из Центральной Азии не менее 12,5 млн. человек. Принять и обустроить их сейчас Россия не в состоянии[20].  

В-шестых, состояние  обороноспособности стран СНГ. В  связи с распадом СССР ослабла  оборонная мощь России, которая лишилась трех военных округов на Украине,  а также Белорусского, Прибалтийского, Закавказского,  Туркестанского военных  округов. Большинство бывших  социалистических стран стремится стать членами  НАТО, в НАТО хотят войти страны Балтии, а в перспективе,  возможно, Украина, Грузия, Азербайджан. Это означает  принципиальное изменение соотношения  сил разных  государств в мире.  

Особая роль и  ответственность за развитие событий  на постсоюзном пространстве принадлежат России, обладающей  самым крупным производственным, научно-техническим потенциалом, наиболее емким рынком, занимающей  лидирующие позиции в экономическом реформировании,  сохраняющей традиции совместного развития в рамках единого государства". Современная Россия - это 4/5 территории бывшего Советского Союза, чуть больше половины его населения, около 1/2 ВНП бывшего СССР. Приоритетные экономические интересы России заключаются  в том, чтобы сформировать вокруг себя пояс дружественных,  устойчивых в социально-политическом и экономическом  отношениях государств, развернуть центростремительные  силы в регионе и затормозить действие центробежных  сил, которые до настоящего времени реально доминируют в постсоветском пространстве.  

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  РОССИИ И СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖНОГО  БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ. 

В 90-х годах на внешнеторговые позиции России оказывал влияние комплекс факторов, многие из которых следует отнести к  числу дестабилизирующих.  Негативное влияние на ее экспортный потенциал  оказали: падение добычи  энергоносителей  и других сырьевых ресурсов,  традиционно  обеспечивающих основные валютные поступления  в страну; снижение производства  готовой промышленной продукции (в  первую очередь в наукоемких, высокотехнологичных  отраслях).  

Распад СЭВ и  СССР повлек за собой разрушение  традиционных кооперационных связей между  предприятиями и регионами бывших союзных  республик и государств-членов СЭВ. Переход  к рыночным отношениям в ряде случаев привел к разрыву  сложившихся хозяйственных связей между предприятиями и регионами  и внутри Российской Федерации, что  в свою очередь  усложнило поставку продукции на экспорт.  

Значительное влияние  на внешнеторговые позиции России оказало  изменение организации внешней  торговли вследствие обретения Россией  суверенитета и в ходе реформирования экономики. Указом Президента РФ от 15 ноября  1991 г. «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР» была ликвидирована государственная  монополия  внешней торговли. Право  на участие во внешнеэкономических  связях получили все субъекты хозяйственной  деятельности независимо  от форм собственности. Либерализация внешнеторговой деятельности вызвала лавинообразный  рост как числа ее участников, так и негосударственного участия во внешнеторговых связях (коммерческих организаций, частных предприятий, в том числе мелких и «челноков»). Так, в 1993 г. в общем объеме заключенных контрактов  по импорту доля коммерческих структур  составила 54 %, промышленных предприятий-импортеров -  11,1 %, внешнеторговых объединений -  3,1 %, совместных предприятий - 28,1 %; в экспорте лидирующее положение заняли  промышленные предприятия-экспортеры (67,2 %), опередившие коммерческие структуры (12,8 %) и внешнеторговые объединения (9,3 %). Усиление во внешнеторговых связях позиций негосударственного сектора привело к тому, что в 1995 г. на внешнеэкономические объединения приходилось лишь около 8 % российского экспорта  и 10% импорта[21]. Выход на мировой рынок российских предприятий-товаропроизводителей,  представителей коммерческих структур несомненно активизировал экспорт товаров из РФ, хотя и содержала ряд негативных моментов.  

Дестабилизирующее воздействие на внешнеторговые  позиции страны оказывали: ухудшение  конъюнктуры мирового рынка вследствие падения цен на сырьевые товары, преобладающие  в российском экспорте; сохранение высоких  торговых барьеров для выхода на рынки зарубежных стран  ряда товаров, экспортируемых  из РФ; незавершенность формирования новой  договорно-правовой основы торгово-экономических  отношений России с зарубежными государствами (в частности, до сих пор продолжаются  начатые еще в 1993 г. переговоры о вступлении России в ГАТТ/ВТО).  

Вместе с тем  кризисное состояние экономики  РФ в начале 90-х годов оказывало  определенное  стимулирующее воздействие  на экспорт, так как выход на внешний  рынок давал российским  предпринимателям доступ к платежеспособным  потребителям их продукции, что не всегда  обеспечивал  внутренний рынок.  

Возросло значение экспорта как источника валютных поступлений. Спад производства в России, низкая платежеспособность предприятий  и населения в условиях инфляции и обострения  кризиса платежей вызывают периодическое  сокращение импорта.  В результате для внешней  торговли России стало характерным  такое новое явление, как нарастание  положительного сальдо торгового баланса  за счет роста объема экспорта при  сохранении на прежнем уровне либо при незначительном увеличении закупок  по импорту, что способствовало увеличению валютных резервов  России (табл. 1.1).  

Таблица 1.1 
 
 

Особенностью 90-х  годов стало выделение нового сектора внешней торговли России - товарооборота со странами СНГ (с 1994 г. его объем учитывается в  долларах США и включается  в  общий внешнеторговый оборот страны). В 1995 г доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России составила 21,9%. Крупнейшими  торговыми партнерами ныне являются Украина ( 8,5% экспорта и 14,2% импорта России), Белоруссия (3,7 и 4,2), Казахстан (3,3% экспорта  и 5,9% импорта). Показатели торговли с другими государствами СНГ значительно уступают  лидирующей тройке. Так, на Азербайджан приходится 0, 1 % экспорта и 0,2 % импорта России,  Армению - 0,2 и 0,2, Грузию - 0,6 и 0,1, Киргизию - 0,1 и 0,2, Молдавию - 0,5 и 1,4, Таджикистан - 0,2 и 0,4, Туркмению - 0,1 и 0,2, на Узбекистан - 1% и 1,9% соответственно[22]. Характерно, что в отличие от внешней торговли  России в целом в данном секторе российский  импорт растет быстрее экспорта. Сокращение  положительного сальдо России в торговле  со странами СНГ означает уменьшение задолженности последних по отношению к РФ.  

Роль стран СНГ  как рынков сбыта существенна лишь в ряде секторов  внешней торговли России. Так, в эти страны  экспортировалось: каменного угля в 1995 г 28,2%, в l996 г. - 20,6%, соответственно, природного  газа- 27,1 и 31,6, синтетического каучука-  27,7 и 27,9, газетной бумаги 12,4 и 16,4, нефтепродуктов - 9,5 и 4, пиломатериалов - 9,8 и 13,9, черных металлов - 7,4 и 6,7, чугуна - 3,5% и 5,3%.[23]  

В структуре российского  импорта возросла (почти на треть  по сравнению с 1991 г.) доля продовольствия  и сельскохозяйственного сырья, превысившая  в середине 90-х годов 35%. Среди товаров  российской импортной  номенклатуры выделяются: алкогольные  и безалкогольные напитки (в 1995 г. - 4,2% импорта, в 1996 г. - 2,3%), сигареты (1,1 и 0,9), мясные консервы (1 и 0,5), сахар белый (1,7 и 1,5), сахар-сырец (1,0 и 1,3), мясо птицы (1,5 и 1,1), свежемороженая рыба (0,4 и 0,5), сливочное масло (1,0 и 0,5), цитрусовые (0,5 и 0,4), зерновые культуры (0,9 и 0,3), подсолнечное масло (0,5 и 0,3), шоколадные  изделия (0,9% и 0,4%). Значителен импорт  таких товаров как медикаменты (2,2% в 1995 г. и 2,5 % в 1996 г.), мебель ( 1,6 и 1,2), одежда ( 1,3 и 0,9), кожаная обувь (0,6% и 0,3%)[24].  

Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.