Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования
с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
В 1997 г. сократилось
производство топливно-энергетических
ресурсов, нефтехимической и другой
продукции, а также мяса, молока,
картофеля по сравнению с 1996 г. По
отдельным продуктам питания
доля импорта из третьих стран
составляет в среднем по СНГ до
40%. Это диктует необходимость
создания общего рынка продовольствия
наших стран, а также осуществления
более скоординированной
Разная скорость
реформирования экономик порождает
неэквивалентный межотраслевой
обмен как внутри отдельных государств,
так и по Содружеству в целом.
В результате этого, а также из-за
несовершенства национальных законодательств
взаимная торговля в ряде случаев ведется
по ценам, значительно превышающим стоимость
экспорта и импорта в третьи страны.
Становление общих
рынков сдерживается диспропорциями в
развитии производственной, финансово-кредитной,
банковской сфер. Особую озабоченность
вызывает диспропорция между потребностями
в инвестициях и фактическими
их размерами. В 1997 г. общий объем инвестиций
в основной капитал в среднем по странам
Содружества составил 29% по отношению
к 1991 г. при потребности в 70%. Внешний долг
государств Содружества на начало
1998 г. достиг около 150 млрд. долл. Для ряда
из них отношение внешнего долга к
ВВП превысило критический уровень.[34]
Решению проблем
развития общих рынков Содружества
помогут следующие меры: создание
системы государственного маркетинга,
при которой государство
Потребуются также
методические рекомендации и модели
для анализа и оценки конъюнктуры
сегментов рынков отдельных видов
промышленной и сельскохозяйственной
продукции, рынков инвестиций, а также
организационно-методическое обеспечение
вопросов, связанных с созданием
Зоны свободной торговли, включая: временное
применение запретных мер и поэтапной
отмены зафиксированных в общем перечне
пошлин, квот, лицензий и других тарифных
и нетарифных ограничений; переход к взиманию
НДС по принципу страны назначения товара
(работ, услуг); разработка предложений
по соблюдению принципа свободы транзита
и упрощению процедур таможенного оформления
транзитных грузов; улучшение порядка
подготовки и принятия межгосударственных
соглашений, совместных проектов и
программ на базе технико-экономического
обоснования объемов спроса и предложения
и бизнес-планов. Критерий реализации
совместных мер - их взаимовыгодность
для национальных бюджетов. Необходимо
также совершенствование нормативно-правовой
и законодательной базы формирования
и развития общих рынков: ведение банка
данных о договорно-правовых и нормативно-законодательных
актах; принятие нормативно- правовых
актов и законов, создающих условия для
свободного перемещения товаров, услуг,
труда и капитала на территории стран
СНГ; разработка законов об основах внешнеэкономической
деятельности, общих принципах валютного
регулирования и валютного контроля, рынке
ценных бумаг, транспортной деятельности,
о регионах приграничного сотрудничества,
ратификация межгосударственных соглашений
и других документов, касающихся экономического
сотрудничества наших стран.
Преодоление экономического
кризиса и экономическая
рыночной экономики
в целом, обеспечение социальных
гарантий. Реализации задач государственного
регулирования производства будут
содействовать: разработка стратегии
экономического и социального развития
стран СНГ, концепции единой научно-технической
политики, ориентированной на переход
к новым, более высоким технологическим
укладам. Важно определить цели
экономического взаимодействия, методы
их реализации с учетом разных уровней
и форм интеграционного сближения,
приоритетов экономической и
социальной политики, этапов достижения
результатов. Приоритеты могут быть
конкретизированы в комплексных
и целевых программах, которые
будут совместно
Необходимо создание
системы законов о
Совершенствованию
бюджетной политики и смягчению
бюджетного кризиса помогут: упорядочение
расходной части бюджета путем
расширения расходов на выполнение
функций государства с
Преодоление бюджетного
кризиса позволит перейти к активной
промышленной, инвестиционной и
научно-технической политике. Промышленная
политика включает: определение приоритетов
долгосрочного технико-
Особое значение
для экономики России приобретает
продуманная государственная
Стали неотложными
задачи разработки единой государственной
политики в сфере топливно-
В денежно-кредитной
политике важно предусмотреть: механизм
реструктуризации задолженности предприятий
комплекса бюджетам всех уровней
с учетом встречной задолженности
потребителей, финансируемых из соответствующих
бюджетов; возможность для поставщиков
энергоресурсов сокращать задолженность
потребителей, начисляя при этом налоговые
сборы и платежи, исходя из фактических
поступлений за энергоносители, уменьшение
топливно-энергетическим предприятиям
размеров штрафов и пени за долги по налоговым
платежам в бюджет с учетом ставок рефинансирования,
действовавших в период образования задолженности,
исключив при этом пени и штрафы, соответствующие
неплатежи бюджетных организаций за
поставленные энергоресурсы, отсрочку
предприятиям комплекса до 10 лет уплаты
пени и штрафов в бюджеты всех уровней
без условий, определенных постановлением
Правительства РФ от 14 апреля текущего
года, законодательное оформление государственных
гарантий по оплате энергоресурсов предприятиями
и организациями, финансируемыми из бюджета
государства и субъектов Федерации, а
также по поставкам продукции комплекса
в соответствии с перечнем предприятий,
утвержденным правительством; активизацию
формирования и согласования графиков
погашения странами СНГ долгов перед российскими
поставщиками энергоносителей, более
жесткую увязку предоставления экономической
помощи в виде кредитов государствам
Содружества с погашением ими долговых
обязательств; разработку принципов интеграции
в топливно-энергетических отраслях стран
СНГ на взаимовыгодной основе.
Вместе с тем
целесообразны: снижение общего уровня
налогообложения, особый его режим
для предприятий комплекса, осваивающих
новые месторождения, осуществляющих
строительство магистральных
В структурной и
промышленной политике большое значение
будут иметь:
усиление роли государства
в финансировании инвестиционных и
инновационных целевых программ
в топливно-энергетическом секторе,
включая программу газификации
России;
сохранение организационно-
государственная поддержка
угольной отрасли;
внесение в структуру
затрат на производство продукции ТЭКа
целевых отчислений в инвестиционный
фонд развития отраслей;
устранение двойного
налогообложения (НДС) материально-технических
ресурсов, поступающих из стран
СНГ, в частности с Украины, в
счет оплаты российского природного
газа и других энергоносителей;
оказание содействия
в принятии аналогичных мер по
недопущению двойного налогообложения
и на Украине.
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ
ВОПРОСОВ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ
Крупнейшим торговым
партнером России среди стран
СНГ является Украина, объем торговли
с которой в 1997 г. составлял около 14 млрд.
долл.[35] К сожалению, в условиях кризиса
товарооборот значительно сократился.
Если в 1995-1996 годах доля России в товарообороте
Украины составляла 47 процентов, в 1997 году
- 40, то в 1998 году - примерно 33 процента.
Доля Украины во внешнеторговом обороте
России составляет около 8 процентов.
Современные масштабы,
динамика, структура и географическое
распределение внешней торговли
России не соответствует реальному
экономическому потенциалу страны.
Структура нашего
экспорта такова: энергоносители - 71 процент,
продукция машиностроения - 14, химической
промышленности - 6 и металлургической
промышленности - 3 процента. В экспорте
Украины в Россию картина иная,
наоборот, продукция машиностроения
занимает 25 процентов, металлургия - 31,
химические товары - 12, продовольствие
- 22 процента[36]. Можно сказать, что
Россия является в значительной степени
рынком сбыта для украинской
обрабатывающей промышленности, а сама
все больше становится поставщиком
топливно-сырьевых ресурсов.
Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.