Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Краткое описание

Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

В 1997 г. сократилось  производство топливно-энергетических ресурсов, нефтехимической и другой продукции, а также мяса, молока, картофеля по сравнению с 1996 г. По отдельным продуктам питания  доля импорта из третьих стран  составляет в среднем по СНГ до 40%. Это диктует необходимость  создания общего рынка продовольствия наших стран, а также осуществления  более скоординированной политики по рынку ТЭР, конструкционных  материалов, нефтехимической продукции, цветным металлам и др.  

Разная скорость реформирования экономик порождает  неэквивалентный  межотраслевой  обмен как внутри отдельных государств, так и по Содружеству  в целом. В результате этого, а также из-за несовершенства национальных  законодательств взаимная торговля в ряде случаев ведется по ценам, значительно превышающим стоимость экспорта и импорта в третьи страны.  

Становление общих  рынков сдерживается диспропорциями в  развитии производственной, финансово-кредитной, банковской сфер. Особую озабоченность  вызывает диспропорция между потребностями  в инвестициях и фактическими их размерами. В 1997 г. общий объем инвестиций в основной  капитал в среднем по странам Содружества составил 29% по отношению  к 1991 г. при потребности в 70%. Внешний долг государств Содружества  на начало 1998 г. достиг около 150 млрд. долл. Для ряда из них отношение  внешнего долга к ВВП превысило критический уровень.[34]  

Решению проблем  развития общих рынков Содружества  помогут  следующие меры: создание системы государственного маркетинга, при которой государство оказывает  помощь предприятиям в определении  и активном формировании рынков сбыта  соответствующей  продукции, подготовка ежегодных аналитических докладов о социально-экономической ситуации, интеграционных процессах и состоянии  общих рынков в странах СНГ, включая  анализ их конъюнктуры по важнейшим  товарным группам, оценку фондового  рынка, рынка ссудных капиталов, развития банковского, финансово-кредитного, страхового секторов национальных экономик; ежегодная разработка балансов спроса и предложения по важнейшим товарам, представляющим взаимный интерес для стран СНГ, формирование информационного банка данных, обеспечивающего поиск взаимовыгодных партнеров, содержащего сведения о конъюнктуре рынков и ценах на них; подготовка и принятие межгосударственных  соглашений (конвенций) о координации рынков ценных бумаг, единых принципах залоговых сделок и страхования рисков, финансовом и товарном  лизинге, единых принципах валютного и экспортного контроля; создание  благоприятных условий для работы двусторонних и многосторонних торгово-промышленных палат, бизнес-центров и представительств в странах Содружества. Необходимы меры по экономической поддержке товаропроизводителей,  формированию страховых и залоговых фондов, кредитованию  внешнеторговых операций; урегулированию платежно-расчетных отношений между предприятиями и организациями, включая возможное частичное (или полное) погашение задолженностей в имущественной форме и ценными бумагами, а также переоформление части дебиторской задолженности в государственный долг стран СНГ; созданию благоприятных условий и содействию хозяйствующим субъектам в развитии различных форм совместного предпринимательства; координации внешнеторговой политики,  способствующей улучшению условий для торговли и инвестирования  на многосторонней субрегиональной и двусторонней основе.  

Потребуются также  методические рекомендации и модели для анализа и оценки конъюнктуры  сегментов рынков отдельных видов  промышленной и сельскохозяйственной продукции, рынков инвестиций, а также  организационно-методическое  обеспечение  вопросов, связанных с созданием  Зоны свободной торговли, включая: временное  применение запретных мер и поэтапной  отмены зафиксированных в общем перечне пошлин, квот, лицензий  и других тарифных и нетарифных ограничений; переход к взиманию НДС по принципу страны назначения товара (работ, услуг); разработка предложений по соблюдению принципа свободы транзита и упрощению процедур таможенного оформления транзитных грузов; улучшение порядка подготовки и принятия межгосударственных соглашений, совместных проектов  и программ на базе технико-экономического обоснования объемов спроса и предложения и бизнес-планов. Критерий реализации совместных мер - их взаимовыгодность для национальных бюджетов. Необходимо также совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы формирования  и развития общих рынков: ведение банка данных о договорно-правовых и нормативно-законодательных актах; принятие нормативно- правовых актов и законов, создающих условия для свободного перемещения товаров, услуг, труда и капитала на территории стран СНГ; разработка законов об основах внешнеэкономической деятельности, общих принципах валютного регулирования и валютного контроля, рынке ценных бумаг, транспортной деятельности, о регионах приграничного сотрудничества, ратификация межгосударственных соглашений и других документов, касающихся  экономического сотрудничества наших стран.  

Преодоление экономического кризиса и экономическая интеграция  стран Содружества невозможны без  регулирования государствами экономических  процессов. Наряду с традиционными  для рыночной экономики  функциями  регулирования денежного обращения, прав собственности,  поддержания  правопорядка, внешнеэкономических  отношений и т.д. активизация государственного регулирования должна проходить  по следующим  направлениям: формирование новой системы отношений собственности,  специфической для многоукладной  экономики, становление малого  и  среднего предпринимательства; развитие конкурентоспособных хозяйствующих  структур, способствующих взаимодействию науки и производства;  формирование финансового и фондового рынков, инфраструктуры 

рыночной экономики  в целом, обеспечение социальных гарантий. Реализации  задач государственного регулирования производства будут  содействовать:  разработка стратегии  экономического и социального развития стран СНГ, концепции единой научно-технической  политики, ориентированной на переход  к новым, более высоким технологическим  укладам. Важно определить  цели экономического взаимодействия, методы их реализации с учетом  разных уровней  и форм интеграционного сближения, приоритетов экономической  и  социальной политики, этапов достижения результатов. Приоритеты  могут быть конкретизированы в комплексных  и целевых программах,  которые  будут совместно разрабатываться  и осуществляться.  

Необходимо создание системы законов о регулировании  экономики государством,  чтобы  закрепить его роль в условиях новых экономических отношений.  Для преодоления кризисных явлений  и обеспечения экономического  роста потребуются серьезные  изменения в финансовой и денежно-кредитной  политике государств Содружества. Прежде всего имеются в виду меры по повышению доходов бюджета - налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины, увеличение доходов неналогового характера. Целесообразны снижение бремени налогообложения до уровня не более 35% вновь созданной стоимости, упрощение налоговой системы, перераспределение тяжести налогообложения малоимущих граждан на лиц с высокими и сверхвысокими доходами. Активизация неналоговых источников дохода бюджета предполагает увеличение поступлений в него части природной ренты, акцизов на потребление вредных для здоровья и природной среды товаров, прибыли от использования государственной собственности.  

Совершенствованию бюджетной политики и смягчению  бюджетного кризиса помогут: упорядочение расходной части бюджета путем  расширения  расходов на выполнение функций государства с одновременным  ростом  доходной части; прекращение  практики извлечения сверхдоходов из обслуживания бюджетных денежных потоков, соответствие бюджетной деятельности приоритетам государственной экономической, структурной, научно-технической и  социальной политики; разработка правовых норм, устанавливающих ответственность  органов исполнительной власти за реализацию  закона о бюджете. Чтобы осуществить перечисленные меры необходимы  принятие Бюджетного и Налогового кодексов, закона о преодолении бюджетного кризиса, внесение поправок в ряд действующих законов, а также унификация национальных законодательств в области внешнеторгового,  таможенного, валютно-финансового и налогового регулирования.  

Преодоление бюджетного кризиса позволит перейти к активной промышленной,  инвестиционной и  научно-технической политике. Промышленная  политика включает: определение приоритетов  долгосрочного технико-экономического  развития, их реализацию на основе государственных  гарантий, инвестиционных и научно-технических  программ, роста конкурентоспособности  предприятий. Она создает условия  для развития интеграционных  процессов  в промышленности путем разнообразных  форм кооперации,  интеграции, специализации  производственных, научно-исследовательских,  торговых и финансовых организаций. Государственная политика не должна подменять предпринимательскую  инициативу, а формировать предпосылки  для инвестиционной активности и  экономического подъема на основе освоения перспективных технологий. Для реализации промышленной  политики необходимо разработать прогноз развития промышленности  стран Содружества.  

Особое значение для экономики России приобретает  продуманная государственная политика в сфере топливно-энергетического  комплекса как стабилизирующего фактора. С учетом того, что доля страны в мировой добыче нефти  и угля составляет 12%, а газа - 28%, развитие топливно-энергетических отраслей является одним из важнейших  условий подъема  народного хозяйства. Вместе с тем  продолжающиеся  неплатежи, растущие дебиторская и кредиторская задолженности, просчеты в денежно-кредитной и  налоговой политике привели производителей  ТЭКа к финансовому кризису, углубившемуся  из-за необоснованной реструктуризации (особенно угольной отрасли).  

Стали неотложными  задачи разработки единой государственной  политики  в сфере топливно-энергетического  комплекса страны - гаранта ее экономической  безопасности, поэтапного осуществления  мер в денежно- кредитной, инвестиционной, структурной и научно-технической  сфере и налогообложении, способствующих защите интересов отечественных товаропроизводителей.  

В денежно-кредитной  политике важно предусмотреть: механизм реструктуризации задолженности предприятий  комплекса бюджетам всех уровней  с учетом встречной задолженности  потребителей, финансируемых из соответствующих  бюджетов; возможность для поставщиков энергоресурсов сокращать задолженность потребителей, начисляя при этом налоговые сборы  и платежи, исходя из фактических поступлений за энергоносители, уменьшение топливно-энергетическим предприятиям размеров штрафов и пени за долги по налоговым платежам в бюджет с учетом ставок рефинансирования,  действовавших в период образования задолженности, исключив при этом пени и штрафы, соответствующие неплатежи бюджетных организаций  за поставленные энергоресурсы, отсрочку предприятиям комплекса до 10 лет уплаты пени и штрафов в бюджеты всех уровней без условий, определенных  постановлением Правительства РФ от 14 апреля текущего года, законодательное оформление государственных гарантий по оплате энергоресурсов предприятиями и организациями, финансируемыми из бюджета государства и субъектов Федерации, а также по поставкам продукции комплекса в соответствии с перечнем предприятий, утвержденным правительством;  активизацию формирования и согласования графиков погашения странами СНГ долгов перед российскими поставщиками энергоносителей, более жесткую увязку предоставления экономической помощи в виде кредитов  государствам Содружества с погашением ими долговых обязательств; разработку принципов интеграции в топливно-энергетических отраслях стран СНГ на взаимовыгодной основе.  

Вместе с тем  целесообразны: снижение общего уровня налогообложения,  особый его режим  для предприятий комплекса, осваивающих  новые месторождения, осуществляющих строительство магистральных трубопроводов,  газификацию населенных пунктов, обновляющих  производство, проводящих научные исследования и разработки; уменьшение цен энергоресурсов для потребителей на взаимовыгодных условиях; использование механизма  перераспределения налога на прибыль, НДС и других в зависимости  от объема реализации газа на территории каждого субъекта Федерации.  

В структурной и  промышленной политике большое значение будут иметь:  

усиление роли государства  в финансировании инвестиционных и  инновационных  целевых программ в топливно-энергетическом секторе, включая программу  газификации  России;  

сохранение организационно-технологического единства  РАО «Газпром» и РАО  «ЕС России»; 

государственная поддержка  угольной отрасли;  

внесение в структуру  затрат на производство продукции ТЭКа целевых  отчислений в инвестиционный фонд развития отраслей;  

устранение двойного  налогообложения (НДС) материально-технических  ресурсов, поступающих  из стран  СНГ, в частности с Украины, в  счет оплаты российского природного  газа и других энергоносителей;  

оказание содействия в принятии аналогичных  мер по недопущению двойного налогообложения  и на Украине.  

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ  ВОПРОСОВ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ  В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 

Крупнейшим торговым партнером России среди стран  СНГ является Украина, объем торговли с которой в 1997 г. составлял около 14 млрд. долл.[35] К сожалению, в условиях кризиса товарооборот значительно сократился. Если в 1995-1996 годах доля России в товарообороте Украины составляла 47 процентов, в 1997 году - 40, то в 1998 году - примерно 33 процента. Доля Украины во внешнеторговом  обороте России составляет около 8 процентов.  

Современные масштабы, динамика, структура и географическое распределение  внешней торговли России не соответствует реальному  экономическому  потенциалу страны.  

Структура  нашего экспорта такова: энергоносители - 71 процент, продукция  машиностроения - 14, химической промышленности - 6 и металлургической промышленности - 3 процента. В экспорте Украины в Россию картина иная, наоборот, продукция машиностроения  занимает 25 процентов, металлургия - 31, химические товары - 12, продовольствие - 22 процента[36]. Можно сказать, что  Россия является в значительной степени  рынком сбыта для украинской  обрабатывающей промышленности, а сама все больше становится поставщиком  топливно-сырьевых ресурсов.  

Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.