Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Краткое описание

Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

Третья группа проблем  определяется выбором  пути развития:  

а) сепаратизма и  автаркии; 

 б) тесного  сотрудничества с развитыми странами  дальнего зарубежья;   

в) региональной экономической  интеграции на постсоветском пространстве.  

Все проблемы тесно  взаимопереплетены: решение проблем одной группы зависит от состояния проблем другой.  

Переход цивилизации  от натурального хозяйства к рыночному  начался в середине XVI в., и в данном отношении страны СНГ' оказались далеко позади передовых государств. Но это историческое отставание обусловливает особенности перехода к рынку: нет необходимости в длительной эпохе первоначального накопления капитала  и в периоде «чистого рынка», потребовавшего затем развития регулирующих функций государства. Реформирование  командной экономики бывшего СССР со сложившейся системой этатизма состоит в соответствующем изменении функций и институтов государства, формировании  рыночных отношений и установлении оптимального  для России и стран СНГ соотношения рыночного и государственного регулирования экономики. Исторический  опыт передовых стран свидетельствует, что существует большое разнообразие сочетаний рыночного и государственного регулирования экономики. 

Тяжелое кризисное  состояние стран СНГ вызвано, кроме указанных выше, иными факторами.  

Во-первых, произошел  разрыв сложившихся многочисленных  связей с бывшими странами - членами  СЭВ и с бывшими союзными республиками СССР, формировавшихся  годами с  учетом специализации и концентрации производства. Для восстановления старых связей и (или) формирования новых требуются  дополнительные затраты ресурсов и  времени.  

Во-вторых, устаревшие технологии производства, кроме  некоторых  отраслей, делают подавляющую часть  продукции неконкурентоспособной  не только на мировом, но и на внутреннем рынке даже по отношению к продукции  далеко не самых развитых стран. Примером может служить деятельность «челноков», объем ежегодных операций  которых в 1995-1996 гг. оценивался примерно в 1012  млрд. долл., что сопоставимо с экспортом нефти из России. Товары завозились преимущественно из Китая, Польши, Турции и т. п.[12].  

В-третьих, сохраняется  устаревшая отраслевая и региональная  структура экономики республик. Структурная перестройка экономики передовых стран мира во второй половине XX в. с учетом новейших технологий принципиально  изменила соотношение отраслей: повысился удельный  вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими,  получили значительное развитие инфраструктура  и сфера услуг, произошли глубокие внутриотраслевые  изменения и т. д. В СССР вследствие отсутствия кризисов, «оздоравливающих» структуру экономики, сохранились  текстильные и металлургические регионы, искусственно  поддерживавшиеся государственными субсидиями,  чрезмерной металлоемкостью народного хозяйства и благополучно дожившие до наших дней. Сейчас они оказались в тяжелейшем положении. Например, Уральский регион переживает одновременно  структурный кризис, общий экономический кризис, крайне неблагоприятную экологическую ситуацию, истощение многих своих месторождений, наконец, вследствие распада СССР утрату поступавших из Казахстана руд для черной и цветной металлургии.  

В-четвертых, криминализация экономики на всех уровнях  и укрепление ее теневого сектора наносят огромные убытки государству и деформируют  нормальные экономические  процессы. На начало 1997 г. в сфере криминального  влияния и контроля находилось более 40 тыс. хозяйствующих  субъектов  России с разными формами собственности,  в том числе 1,5 тыс. государственных  предприятий,  4 тыс. акционерных  обществ, свыше 500 совместных  предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных  рынков. Во внешнеэкономической деятельности России с криминогенными факторами  было связано много проблем в  алюминиевом комплексе,  добыче золота и алмазов, заготовках и экспорте биопродукции, морепродуктов, рыбы, леса, энергоресурсов, в сфере производства и оборота алкогольной продукции[13].  

  

1.2.2 Выбор пути  развития стран СНГ 

Выбор пути развития стран СНГ неоднозначен, ведь каждый путь имеет свои плюсы и минусы, соответственно  своих сторонников  и противников. Курс на сепаратизм  и автаркию исторически обречен, так как соответствует  натуральному хозяйству и противоречит законам  рынка: утрата рынка означает, что  деградация производства приобретает  необратимый характер. В мировой  экономике  выигрывают те страны, чья  продукция пользуется спросом. Напротив, проигрывают те государства, чья  продукция  потеряла в силу неконкурентоспособности  рынок сбыта за рубежом и внутри страны.  

Тем не менее сторонники данного курса приводят правомерные доводы в его пользу с учетом конкретной ситуации. Это:  

а) освобождение молодых  государств от притязаний соседней России, поскольку они опасаются, что  интеграция  будет сопровождаться утратой части суверенитета и  усилением влияния России. Например, планы строительства  трубопроводов  из Закавказья и Центральной Азии в обход России для экспорта каспийской и казахстанской нефти, туркменского газа направлены против монополии РФ на транспортировку нефти и газа, доставшейся ей от Советского Союза;  

б) необходимость  создания народнохозяйственных комплексов каждого государства с переоценкой  прежнего состояния экономики,  

в) способность самостоятельно более быстро выйти из кризиса, не обременяя себя еще решением проблем  интеграции (как правило, с такой  позицией выступают богатые ресурсами  республики);  

г) временное дистанцирование от стран СНГ для подъема своей экономики без отказа в целом от перспективы интеграции в регионе;  

д) интеграция в регионе может затруднить вхождение в мировое сообщество, укрепление связей с развитыми государствами;  

е) необходимость  качественного изменения характера  взаимоотношений республик как  самостоятельных равноправных  государств и соответствующего перевода всех видов  экономических связей на такой же режим, как и со странами дальнего зарубежья.  

Эти и другие доводы нельзя игнорировать, однако необходимое  согласование интересов бывших союзных  республик, а внутри них отдельных  регионов вполне возможно  в процессе развертывания интеграции, в частности,  путем создания системы органов, увязывающих интересы сторон при  решении многочисленных конкретных  вопросов.  

Курс на тесное сотрудничество со странами дальнего  зарубежья  выразился во внешнеэкономической  переориентации стран СНГ, в обвальном  свертывании взаимных  хозяйственных  связей. Например, в товарообороте  России доля бывших союзных республик, включая страны  Балтии, сократилась  за период 1991-1995 гг. с 58,5 до 26,7% (в том  числе страны СНГ - 24,4 %), а удельный  вес дальнего зарубежья возрос с 41, 5 до 73 %[14]. Последствиями такого курса  могут быть развертывание борьбы разных государств, включая развивающиеся  страны,  за сферы влияния на экономически и политически ослабленном постсоветском  пространстве в ущерб интересам  стран СНГ, а также топливно-сырьевая ориентация экономики, которая приведет к тому, что огромными природными  ресурсами богатейшего в мире региона воспользуются  страны дальнего зарубежья. В дальнейшем, например,  Россия может утратить роль «моста», связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом. Между  тем для России укрепление ее геополитического положения в евразийском регионе  будет способствовать восстановлению ее геостратегического положения как великой державы, оказывающей решающее влияние на мировую политику.  

Наконец, курс на региональную экономическую интеграцию  на постсоветском  пространстве является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Региональная экономическая  интеграция - закономерность развития современных  международных  отношений. Мировое хозяйство все  более формируется под воздействием межгосударственных  интеграционных объединений, торгово-экономических  блоков и т. п. В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики  и укреплению международных  позиций  не только развивающиеся страны, но и мировые державы, такие как США, ФРГ, Великобритания,  Франция. Стратегический курс на интеграцию со странами СНГ закреплен указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г.  

Одним из факторов, препятствующих этому процессу является увеличение разрыва в экономических уровнях  бывших союзных республик СССР по валовым показателям,  по показателям  на душу населения, по производству,  по динамике цен и реальных доходов  населения и т. п. В целом по странам СНГ совокупный ВВП сократился за 1992-1996 гг. почти на 45 %, объем промышленного  производства - на 52 %. В республиках, наиболее зависимых от межреспубликанских  поставок (Закавказье, Молдавия, Киргизия, Таджикистан), снижение показателей достигло от 2 до 4 раз. В то же время в Беларуси и Туркменистане падение оказалось меньше, чем в среднем по СНГ, а в Узбекистане промышленное производство удалось удержать  в основном на уровне 1991 г.[15]  

Другим негативным фактором является значительный дисбаланс  во внешней торговле и кредитных  отношениях.  При нынешнем положении  дел Россия выступает кредитором  стран СНГ за счет превышения экспорта над импортом и хронической несбалансированности торгово-платежных отношений. Предоставленные странам СНГ российские государственные кредиты составили в 1997 г. 5,8 млрд. долл., не считая просроченной задолженности этих стран по неплатежам за продукцию топливно-энергетического  комплекса и прямым связям предприятий, которая  превышает 6 млрд. долл. Прямые субсидии странам  бывшего СССР со стороны России неуклонно сокращаются,  а приближение российских цен, в частности на энергоресурсы, к мировым грозит свести на нет главный источник косвенных субсидий.[16]  

Названные и другие факторы в своем взаимодействии создают в экономическом пространстве стран СНГ самоподдерживающийся хозяйственный механизм, препятствующий  экономической реинтеграции. Этот механизм в общих чертах выглядит следующим образом. Экспорт стран - участниц СНГ базируется на продукции добывающих  отраслей (топливно-энергетических, минерально-сырьевых),  которая обменивается на продукцию обрабатывающих  отраслей дальнего зарубежья (пищевой, легкой, химической, машиностроительной), так как аналогичная продукция ближнего зарубежья на мировом рынке не конкурентна. Продукция добывающих отраслей стран СНГ становится малодоступной для отечественных ресурсообрабатывающих отраслей, поскольку последние в силу своей значительно более низкой, чем мировая, эффективности производства не могут приобретать продукцию первых по мировым (или близким к мировым) ценам. Чем прочнее связи с мировым рынком добывающих отраслей стран СНГ, тем глубже спад производства отечественных обрабатывающих отраслей, но тем энергичнее усилия по развитию торговли с дальним зарубежьем, в основе которой лежит ускоренное развитие добывающих отраслей и их втягивание в мирохозяйственные связи. Под воздействием  этого процесса неминуемы структурная деформация  производства стран СНГ, превращение их в ресурсные сегменты мирового рынка. 

Значительная либерализация  внешней торговли, сопровождающаяся сближением  цен в СНГ и мировых  цен, в условиях стагфляции только усиливает  деформационные и дезинтеграционные  процессы, направляемые мировым рынком, мощь которого многократно превышает суммарные возможности стран СНГ.  

Вместе с тем  на постсоветском пространстве имеются  условия для стабилизации и роста  экономики посредством объединенных усилий стран СНГ с учетом интересов  как национальной безопасности каждой из них, так и геополитического  состояния региона в целом. Эту  возможность подтверждает исторический опыт ныне передовых западноевропейских  государств, поднявшихся из руин после Второй мировой войны на основе объединения усилий всех заинтересованных сторон, которое в дальнейшем вылилось  в создание Европейского объединения угля и стали в 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 г., а также Европейского экономического сообщества, которое возникло тогда же.  

Применительно к  странам СНГ проблема состоит  не в изначальном создании сообщества, а в реинтеграции их экономик с учетом изменившихся условий и накопленного  мирового опыта. Причем процессы внешней интеграции  тесно связаны с процессами внутренней интеграции экономик отдельных регионов каждого государства.  

Для СНГ необходим  научно обоснованный учет объема внутренних ресурсов каждой страны, потребностей  в конечном продукте и в ресурсах, анализ способности  стран удовлетворить  потребности за счет собственного  производства и за счет импорта, выбор  приоритетных направлений развития с учетом возможностей их финансирования  и т. д.  

В настоящее время  многие предприятия не могут адаптироваться к рыночным условиям:  полной экономической  самостоятельности, переориентации  на конечного потребителя, смене  суверенитета производителя суверенитетом  потребителя на рынке, необходимости  предпринимательства и постоянной заботы об эффективности производства в условиях конкуренции, опоре на собственные силы. Болезненное становление  рыночной системы происходит не только на микроуровне, но и на макро- и региональном уровнях.  

  

1.2.3 Оптимальное сочетание  рыночных методов хозяйствования  с государственным регулированием  экономики в странах СНГ.   

Необходимость этого  обусловлена не только тенденциями  развития мирового рынка, формированием  смешанной  экономики, но для стран  СНГ прежде всего тяжелым депрессивным состоянием их хозяйства. Не случайно кейнсианство, как теория регулируемого капитализма, появилось в годы Великой депрессии 30-х гг. При этом следует иметь в виду изменение функций государства на протяжении последнего столетия. Поэтому перед странами  СНГ стоит задача отбора тех функций и механизмов государственного регулирования экономики, которые означали  бы переход от командной экономики к рыночной и позволяли бы решать насущные проблемы.  

Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.