Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования
с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
В условиях глобального
и регионального кризисов, охвативших
наши страны со второй половины 1998 года,
оба правительства предпринимали
меры по разработке антикризисных шагов,
по координации действий по выходу
из кризиса, ибо на политическом
уровне существует согласие в отношении
того, что из кризиса целесообразно
выбираться не в одиночку. Внимание
было сконцентрировано на устранении
препятствий в торговле, сохранении
в нынешнее трудное время кооперационных
связей, в основном оставшихся с советских
времен, особенно в ВПК, и на решении проблемы
финансовой задолженности.
Основным документом,
на базе которого намечено осуществлять
согласованную линию на развитие
всестороннего взаимодействия,
является Программа долгосрочного
экономического сотрудничества на
1998-2007 годы, подписанная президентами
России и Украины в 1998 году. Ее можно
рассматривать как вторую опору
российско-украинских отношений наряду
с общеполитическим договором. Проблемные
вопросы развития экономического сотрудничества
и пути выполнения долгосрочной программы
были рассмотрены на заседании
Смешанной межправительственной комиссии,
возглавляемой премьер-
Многие неотложные
вопросы экономических связей, в
том числе погашение взаимной
задолженности, были предметом обсуждения
на заседаниях так называемой Антикризисной
группы.
Помимо объективных
причин, с которыми сталкивается особенно
в последнее время торгово-
3 ноября 1998 года был
подписан протокол о поставках
украинского продовольствия
и промышленных товаров в счет
погашения половины долгов
за российский газ,
Со стороны правительства
России в конце 1998 года был остро
поставлен вопрос о наведении
порядка в этой области, но мер
не было принято. Известное письмо Р.И.
Вяхирева, опубликованное в январе
в "Независимой газете", очевидно,
возымело действие, поскольку в Киеве
были приняты административные меры
и кабинет министров своим
решением подтвердил, что Украина
будет выполнять свои обязательства
по погашению накопившейся задолженности.
Можно полагать, что выполнению этих
обязательств будет способствовать
и постановление правительства
Российской Федерации, принятое в
январе, в котором определен порядок
финансирования поставок продукции, поступающей
из Украины для нужд федеральных
органов, в счет погашения задолженности
за российский газ. Острая постановка
этого вопроса с российской стороны
вполне понятна, так как мы не можем
без конца, по существу, кредитовать
Украину, поскольку и сами переживаем
огромные трудности.
Радикальная экономическая
реформа началась в Украине значительно
позже, чем в других странах. Первые
три года после обретения
С утверждением парламентом
программы радикальных экономических
реформ стало реальным предотвратить
углубление кризиса и добиться
первых успехов в области
Поистине катастрофическое
положение в хозяйстве Украины
в 1993 (гиперинфляция) и начале 1994 гг.
способствовало тому, что долгая и
бесплодная дискуссия о выборе стратегии
реформ завершилась в пользу радикального
подхода. Так называемая градуалистская
концепция, сторонники которой по-прежнему
ратуют за сохранение государственного
контроля с целью не допустить "окончательного"
разрушения производственного потенциала,
была отвергнута политическим руководством
страны по целому ряду причин. К ним в первую
очередь следует отнести глубокие нарушения
в экономическом организме Украины вследствие
развала советского планового хозяйства.
Важную роль сыграло также осознание того
факта, что преобладание в структуре
промышленности трудно реформируемых
"тяжелых" отраслей не является
достаточно веским доводом против либерализации
рынков и ослабления прямого государственного
регулирования, так как подобный путь
неизбежно привел бы к поддержанию
ценой затрат огромных средств неэффективных
производств, а стабилизация финансовой
системы была бы в конечном счете сорвана.
К неблагоприятным стартовым условиям
реформ в Украине в последние два года
добавились новые проблемы, такие, как
быстрый рост внешнего долга и общая "запущенность"
социальной и производственной сфер
из-за бездействия администрации.
В данной ситуации спасти
положение могли лишь меры чрезвычайного
характера. Руководство страны решилось
на принятие радикальной программы
социально-экономических
Среди них следует
выделить децентрализацию хозяйственного
управления, ускорение приватизации
и оказание действенной помощи частному
сектору с тем, чтобы усилить
конкурентное давление на государственную
промышленность и вынудить госпредприятия
к отказу от расчета на патернализм
правительства.
Известный риск для
макростабилизации заключается в росте
взаимной задолженности предприятий (ВЗП).
Увеличение объема ВЗП является реакцией
предприятий на нехватку оборотных средств
в условиях, когда долгосрочные кредиты
на финансовом рынке для них недоступны.
Долги предприятий друг другу возникают
быстро и легко, так как отсутствуют
механизм эффективного контроля за платежами
и отлаженная процедура банкротства. Кроме
того, многие по-прежнему надеются, что
государство рано или поздно спишет или
покроет долги дополнительной эмиссией.
По существу, проблема неплатежей связана,
скорее, с системой хозяйственных мотиваций,
чем с системой финансирования. Устойчивый
рост номинального объема ВЗП отнюдь не
свидетельствует о полном развале производства
и необходимости прямого государственного
вмешательства, как об этом любят говорить
популистски настроенные политики. Реальная,
то есть скорректированная на индекс оптовых
цен, задолженность в течение последнего
года имеет тенденцию к снижению.
В сфере внешней
торговли были отмечены позитивные тенденции,
свидетельствующие о некотором
укреплении позиций Украины в
международном разделении труда. Так,
в 1995 г. совокупный экспорт, по данным Министерства
внешнеэкономических связей и торговли
Украины, возрос на 18,5 % по отношению
к предыдущему году, а импорт - на 16,9
%. В торговле со странами СНГ прирост экспорта
за год составил 17 %, в то время как импорт
вырос на 6 %. В результате Украине удалось
сократить дефицит торгового баланса,
в частности, с Россией с 3,4 млрд. долл.
в 1994 г. до 2,6 млрд. долл. в 1995 г. Кроме того,
отмечается достаточно устойчивая тенденция
переориентации внешней торговли на
западные рынки. В 1994 гг. на страны СНГ
приходилось около 65,8 %, внешнеторгового
оборота Украины, а в 1995 г. снизился до
60,7%. Такая же тенденция характерна и для
России: в 1995 г. удельный вес стран СНГ
в ее общем товарообороте сократился до
22 % (в 1994 г. - 24 %). Растет также удельный
вес внешней торговли в валовом внутреннем
продукте: если соотнести среднюю величину
экспорта-импорта с долларовым эквивалентом
ВВП, то этот показатель составил в
1993 г. 15%, в 1994 г. - 21%, а за десять месяцев
1995 г. - 24 %[40].
Переход к мировым
ценам на энергоносители нанес Украине
большой ущерб из-за ухудшения
условий торговли (terms of trade), особенно
в отношениях с главными поставщиками
- Россией и Туркменией. Украина оказалась
не в силах вовремя и полностью рассчитаться
за поставки. Задолженность по энергоносителям,
накапливающаяся с 1992 г., составляет львиную
долю всего внешнего долга страны. Украине
до сих пор не удалось компенсировать
скачок цен на энергоносители посредством
их экономии и каких-либо заметных структурных
сдвигов. Энергоемкость народного хозяйства
продолжает расти. В конце 1994 - начале 1995
гг. Украина подписала договоры о реструктуризации
долгов с обоими кредиторами. Речь идет
о подлежавших оплате и уже просроченных
обязательствах на общую сумму 5,1 млрд.
долл., из которой 4,1 млрд. долл. приходится
на Россию (в том числе 1,4 млрд. долл. непосредственно
на РАО "Газпром") и 11 млрд. долл. -
на Туркмению. Благодаря этим договорам
Украина смогла гарантировать продолжение
поставок энергоносителей. Во второй половине
1995 - начале 1996 гг. сумма текущих неплатежей
за газ колебалась в пределах 150 - 250
млн. долл., провоцируя время от времени
прекращение его поставок и угрожая
договоренностям о реструктуризации долгов.
Однако и на 1996 г. достигнуты соглашения
о поставках энергоносителей, в которых
четко оговорены сроки и формы расчетов
по нефти и газу[41].
Но даже с учетом
упомянутых выше позитивных тенденций
во внешней торговле, а также соглашений
о долгах внешнеэкономическая ситуация
в Украине остается напряженной.
Так же как и в структуре
промышленного производства, в украинском
экспорте пока не наблюдается прогрессивных
сдвигов. Несмотря на то что страна экспортирует
некоторые виды конкурентоспособной на
мировых рынках продукции, в вывозе ведущую
роль играют металлургия и сельское хозяйство,
то есть отрасли малоперспективные с позиций
экспортной специализации. Еще один источник
напряженности - ситуация с платежным
балансом. Внешний долг брутто достиг
к январю 1996 г. 8,15 млрд. долл.[42] Дело не
столько в абсолютном размере внешней
задолженности, сколько в необходимости
выделения крупных сумм на ее обслуживание.
В 1995 г., например, на эти цели требовалось
порядка 1 млрд. долл., причем такие расходы
будут расти по мере приближения сроков
оплаты реструктурированных долгов. Достижение
равновесия платежного баланса является
едва ли не центральной задачей на ближайшие
годы.
Пока Украина без
международной помощи не в состоянии
преодолеть нехватку финансовых ресурсов,
обслуживать кредиты и накапливать
валютные резервы. Но привлечение внешних
кредитов это не решение проблемы.
Страна стоит перед необходимостью
наращивания экспортного
Программа деятельности
правительства дает основания полагать,
что Украина и впредь будет
придерживаться стабилизационной политики.
При этом возрастет значение мер
по осуществлению структурных
Жесткая денежная политика
оставляет слишком мало простора
для приспособления материального
производства к рыночным условиям.
Надо стремиться к тому, чтобы как
можно скорее вывести энергоемкие
предприятия из производственного
процесса. Это содействовало бы
ослаблению нагрузки на госбюджет и
стабилизации платежного баланса.
Важную роль играет также поддержка
создаваемых малых и средних
предприятий, помощь в выходе этих предприятий
на рынки. Речь идет об устранении административных
преград, предоставлении доступа
к свободному капиталу и недвижимости,
а также о смягчении нагрузки
на частный сектор.
Для проведения структурной
перестройки хозяйства и
Необходимо во что
бы то ни стало добиться запланированного
ускорения приватизации. Важными
предпосылками этого выступают
ликвидация отраслевых министерств
и сокращение правительственного
аппарата, что уменьшит административное
противодействие реформе отношений
собственности. Одновременно будут
высвобождаться кадровые ресурсы, необходимые
для развития институтов инфраструктуры
наблюдательных советов, органов контроля
за государственными финансами и управления
долгами предприятий, антимонопольных
инспекций и т.п.
Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.