Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования
с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ
СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
Серьезные трудности
для углубления интеграции возникают
из-за разрыва хозяйственных связей,
различий в содержании и темпах проводимых
реформ в странах СНГ, спада производства,
неустойчивости национальных валют, хронических
неплатежей и преимущественно бартерного
характера взаимной торговли. В результате
физический объем взаимного товарооборота
за 1992-1997 гг. сократился в 3,1 раза. Характерно
и то, что это происходит на
фоне более медленного сокращения совокупного
валового продукта, который за данный
период уменьшился примерно в 1,7 раза.
Удельный вес взаимного товарооборота
стран СНГ в общем объеме их
внешней торговли снизился в 2,6 раза
- с 78,6 % в 1991 г. до 30,8 % в 1997 г.[33] Ослабевает
взаимодействие национальных экономик,
а внутренние воспроизводственные
процессы становятся все менее взаимодополняемыми
и взаимосвязанными. Это ведет к переориентации
внешнеэкономических приоритетов на рынки
третьих стран, откуда черпается большая
часть инвестиционных ресурсов, финансовой
помощи и товарного импорта.
Существенные различия
в законодательствах, хозяйственных
механизмах препятствуют формированию
общего рыночного пространства. Экономические
интересы все чаще расходятся, обусловливая
различные подходы к целям, формам
и методам развертывания
Низкая эффективность
деятельности СНГ во многом определяется
слабостью институционального и
правового механизма
Серьезным просчетом
было чрезмерное увлечение интеграцией
на межгосударственном и межотраслевом
уровнях без должного внимания развитию
объединительных связей на микроуровне.
Предпринимательские и банковские структуры
слабо вовлечены в интеграционную деятельность.
Не созданы экономические и правовые условия,
которые бы заинтересовывали их в работе
на рынках друг друга. Не отработан механизм
государственной поддержки такой деятельности,
включая предоставление льготных кредитов
и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Не стимулируются связи на уровне малого
и среднего бизнеса.
Следовательно, без
серьезных изменений
Странам Содружества
предстоит сделать выбор между
двумя путями приобщения к мировому
хозяйству: решать эту задачу практически
в одиночку, что для большинства
из них может обернуться поглощением
одним из формирующихся мировых
«полюсов», или ускорить создание собственного
интегрированного сообщества, способного
играть самостоятельную роль в международных
делах. Прямая интеграция стран СНГ
в мировую экономику ведет
к превращению их в периферию
внешнего рынка. Невозможен и масштабный
выход на международные финансовые
и товарные рынки, которые в основном
заняты и распределены.
Но несмотря на трудности,
интеграционные процессы будут развиваться,
поскольку у стран Содружества имеются
общие экономические и исторические
традиции, сложившаяся хозяйственная
кооперация, взаимодополняемые природные
и другие ресурсы, общие задачи в формировании
и совершенствовании рыночных структур
и механизмов, демократических институтов,
межгосударственных отношений. Есть и
другие факторы, определяющие объединительную
тенденцию. При этом следует учитывать
желание и политическую волю всех стран
Содружества всемерно углублять равноправное
и взаимовыгодное сотрудничество.
Целесообразно определить приоритетные
интеграционные задачи, решение которых
обеспечит поэтапное продвижение по пути
формирования Общего рынка, и в первую
очередь создание благоприятных условий
для развития хозяйственных связей в рамках
СНГ. Речь идет о программе согласованных
мер, учитывающей процессы, происходящие
в экономиках стран СНГ, с их одновременной
интеграцией в систему мирохозяйственных
связей, а также между собой в субрегиональные
союзы. Осуществление таких мер зависит
от степени согласованности интересов
партнеров. Анализ свидетельствует, что
они сегодня совпадают во многих социально-экономических
областях, в первую очередь в топливно-энергетическом,
транспортном, агропромышленном комплексах,
в создании режима свободной торговли,
в развитии производственной кооперации,
финансово-банковском секторе, научно-технической
сфере.
Свободному перемещению
товаров и услуг поможет
Для формирования общего
рыночного пространства важно согласование
взаимосвязанных направлений
Главное направление
интеграции - всемерная поддержка
на национальном и межгосударственном
уровнях процессов организации
и деятельности предпринимательских
структур малого и среднего бизнеса,
СП, МФПГ и т.д. Важно стимулировать
создание и развитие технологических
цепочек, товарных и финансовых потоков,
направленных на рациональное перепрофилирование
ранее сложившейся
Неотложной задачей
является устранение расхождений в
действующих в странах СНГ
нормативно-правовых положениях, устанавливающих
режим деятельности совместного
предпринимательства. В национальных
инвестиционных программах следует
предусматривать меры по поддержке
и стимулированию на льготных условиях
проектов, направленных на обеспечение
взаимодействия предпринимателей стран
СНГ. Важно решить вопросы создания
фондов страхования инвестиций, поддержки
крупных проектов и малого бизнеса,
в том числе на совместной основе.
Интеграционным связям
препятствуют взаимные неплатежи государств
и предприятий, преимущественно
бартерный характер торговли. Поэтому
необходим действенный механизм
платежно-расчетных отношений, основанный
на привлечении потенциала коммерческих
банков, использовании вексельной системы,
долговых обязательств, реструктуризации
задолженности предприятий.
Нужен также механизм
погашения долгов стран Содружества
в имущественной форме путем
их обмена на находящиеся в государственной
собственности акции предприятий,
представляющих взаимный интерес. Важны
согласованное установление официальных
курсов валют, их поддержка, единообразные
условия их конвертации, содействие
банкам в развитии сети филиалов. Целесообразны
взаимная конвертируемость национальных
валют, прежде всего в рамках
Таможенного союза, постепенный
переход к совместному
Крупным резервом сотрудничества
являются экономические связи между
регионами стран СНГ. Поэтому
необходимы адекватные права территориальных
образований в организации
Необходимо привести
правовую базу интеграции в соответствие
с требованиями современного этапа
развития стран СНГ и задачами
реформирования их деятельности. Сегодня
она уже включает свыше тысячи документов
многостороннего характера, многие из
которых устарели и нуждаются в существенном
пересмотре. В то же время по ряду направлений
сотрудничества ощущается правовой
вакуум. В этой связи следует провести
инвентаризацию всей договорно-правовой
базы, определить документы, которые востребованы
жизнью и должны быть реализованы, отклонить
не соответствующие нынешним реалиям.
Предстоит договориться
о скорейшем введении в действие
принятых в СНГ документов путем
их ратификации или осуществления
иных внутригосударственных процедур.
Необходимы действенный
контроль за выполнением совместных
договоренностей, система санкций и утверждение
процедур разрешения споров в рамках
СНГ, в частности, путем усиления роли
Экономического суда.
Повышению эффективности
интеграции способствовало бы реформирование
структуры уставных и рабочих
органов СНГ, четкое разграничение
их функций и компетенции.
Межгосударственные
согласования остаются основным способом
выработки совместных решений в
органах СНГ. По мере углубления интеграции
сложатся условия, позволяющие наделить
эти органы правом самостоятельно решать
некоторые вопросы
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩИХ РЫНКОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА СТРАН СНГ
Социально-экономическая
ситуация, сложившаяся в СНГ, обусловливает
актуальность исследования современного
состояния общих рынков товаров,
инвестиций, финансово-кредитных
ресурсов, ценных бумаг, обоснования
перспектив их развития. Практическая
значимость реализации этих задач определяется
необходимостью стабилизации социально-экономического
положения стран СНГ, перевода их
экономик на постиндустриальный путь
на основе совместного использования
производственно-экономических, научно-технологических,
природно-ресурсных и
Нынешнее состояние
общих рынков стран Содружества
не соответствует ни задачам стабилизации
социально-экономического развития государств
и их национальным интересам, ни имеющимися
возможностями. Ослабление хозяйственных
связей привело к резкому падению
производства ВВП и уровня жизни
населения, к утере позиций СНГ
в мировом сообществе. Постепенно
утрачиваются рынки стран Содружества,
снижается
Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.