Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Краткое описание

Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6

1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся

экономическим условиям 14

1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16

1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования

с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20

1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24

ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29

2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

С УКРАИНОЙ 41

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

СО СТРАНАМИ СНГ 44

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ

ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48

3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ 

3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ  СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ ВЕУТРЕННИХ  МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 

  

Серьезные трудности  для углубления интеграции возникают  из-за разрыва  хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических  неплатежей и преимущественно бартерного характера взаимной торговли. В результате физический объем взаимного товарооборота  за 1992-1997 гг. сократился в 3,1 раза. Характерно и то, что это происходит  на фоне более медленного сокращения совокупного  валового продукта,  который за данный период уменьшился примерно в 1,7 раза. Удельный вес взаимного товарооборота  стран СНГ в общем объеме их внешней торговли  снизился в 2,6 раза - с 78,6 % в 1991 г. до 30,8 % в 1997 г.[33] Ослабевает взаимодействие национальных экономик, а внутренние воспроизводственные  процессы становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными.  Это ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов,  финансовой помощи и товарного импорта.  

Существенные различия в законодательствах, хозяйственных  механизмах  препятствуют формированию общего рыночного пространства. Экономические  интересы все чаще расходятся, обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания интеграционных процессов.  

Низкая эффективность  деятельности СНГ во многом определяется слабостью  институционального и  правового механизма сотрудничества. Отсутствуют четкие цели интеграции, многие положения  соглашений и договоров  носят декларативный характер, большинство  из которых не выполняется. Недостает  контроля за реализацией договоренностей.  

Серьезным просчетом  было чрезмерное увлечение интеграцией  на межгосударственном  и межотраслевом  уровнях без должного внимания развитию  объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые бы заинтересовывали их в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении. Не стимулируются связи на уровне малого и среднего бизнеса.  

Следовательно, без  серьезных изменений Содружество  может превратиться  в конкурирующие  субрегиональные блоки. Важнейшая  альтернатива связана с движением  по пути реальной интеграции, помогающая государствам  СНГ развивать передовые  отрасли производства, стать равноправными  партнерами в мировом хозяйстве. Такая перспектива обусловлена  особенностями развития мировой  экономики на пороге XXI в. и опытом хозяйственной интеграции. Межгосударственная экономическая интеграция,  создание и развитие все новых региональных образований - неотъемлемая  черта современных мирохозяйственных связей. Интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного  процесса, чем отдельные государства.  

Странам Содружества  предстоит сделать выбор между  двумя путями приобщения к мировому хозяйству: решать эту задачу практически  в одиночку,  что для большинства  из них может обернуться поглощением  одним из формирующихся мировых  «полюсов», или ускорить создание собственного  интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных  делах. Прямая интеграция стран СНГ  в мировую экономику ведет  к превращению их в периферию  внешнего рынка. Невозможен  и масштабный выход на международные финансовые и товарные рынки, которые в основном заняты и распределены.  

Но несмотря на трудности, интеграционные процессы будут развиваться,  поскольку у стран Содружества имеются общие экономические и исторические  традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые  природные и другие ресурсы, общие задачи в формировании и совершенствовании рыночных структур и механизмов, демократических институтов,  межгосударственных отношений. Есть и другие факторы, определяющие  объединительную тенденцию. При этом следует учитывать желание и политическую волю всех стран Содружества всемерно углублять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество.  Целесообразно определить приоритетные интеграционные задачи,  решение которых обеспечит поэтапное продвижение по пути формирования  Общего рынка, и в первую очередь создание благоприятных условий для развития хозяйственных связей в рамках СНГ. Речь идет о программе согласованных мер, учитывающей процессы, происходящие в экономиках стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а также между собой в субрегиональные союзы. Осуществление таких мер зависит от степени согласованности интересов партнеров. Анализ свидетельствует, что они сегодня совпадают во многих социально-экономических  областях, в первую очередь в топливно-энергетическом, транспортном,  агропромышленном комплексах, в создании режима свободной торговли, в развитии производственной кооперации, финансово-банковском  секторе, научно-технической сфере.  

Свободному перемещению  товаров и услуг поможет ускорение  реализации  соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить  технические барьеры  и другие ограничения, мешающие развитию взаимных  торговых связей, договориться об основных принципах координации  внешнеторговой политики и защиты внутреннего  рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в  торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества  товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов  и сборов, имеющих  эквивалентное действие, и количественных ограничений  во взаимной торговле.  

Для формирования общего рыночного пространства важно согласование  взаимосвязанных направлений реформирования и структурных преобразований  экономики. Такую работу могли бы проводить экономические ведомства  стран СНГ при содействии Межгосударственного  экономического  комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных  связей на среднесрочную перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности  в рамках Таможенного союза, что  помогло  бы проводить согласованные  изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации  и кооперации производства. Результатом  такой работы должны стать как  межгосударственные, так и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий  и ФПГ.  

Главное направление  интеграции - всемерная поддержка  на национальном  и межгосударственном уровнях процессов организации  и деятельности предпринимательских  структур малого и среднего бизнеса, СП, МФПГ и т.д. Важно стимулировать  создание и развитие технологических  цепочек, товарных и финансовых потоков, направленных на рациональное перепрофилирование ранее сложившейся производственной, финансовой, научной, коммерческой и  иной деятельности. Большое значение имеет сотрудничество  предпринимательских  союзов, торговых палат, объединений  промышленников  и финансистов.  

Неотложной задачей  является устранение расхождений в  действующих в странах СНГ  нормативно-правовых положениях, устанавливающих  режим  деятельности совместного  предпринимательства. В национальных инвестиционных  программах следует  предусматривать меры по поддержке  и стимулированию на льготных условиях проектов, направленных на обеспечение  взаимодействия предпринимателей стран  СНГ. Важно решить вопросы  создания фондов страхования инвестиций, поддержки  крупных проектов и малого бизнеса, в том числе на совместной основе.  

Интеграционным связям препятствуют взаимные неплатежи государств и предприятий, преимущественно  бартерный характер торговли. Поэтому  необходим действенный механизм платежно-расчетных отношений, основанный  на привлечении потенциала коммерческих банков, использовании вексельной системы, долговых обязательств, реструктуризации задолженности  предприятий.  

Нужен также механизм погашения долгов стран Содружества  в имущественной  форме путем  их обмена на находящиеся в государственной  собственности  акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Важны  согласованное установление официальных  курсов валют, их поддержка, единообразные  условия их конвертации, содействие банкам в развитии сети филиалов. Целесообразны  взаимная конвертируемость национальных валют,  прежде всего в рамках Таможенного союза, постепенный  переход к совместному регулированию  их курсов, что облегчает введение во взаимных  расчетах многостороннего  клиринга. Опыт создания платежной  системы,  накопленный Таможенным союзом, можно использовать для формирования  мультивалютных расчетов в масштабах  всего Содружества.  

Крупным резервом сотрудничества являются экономические связи между  регионами стран СНГ. Поэтому  необходимы адекватные права территориальных  образований в организации торговых, производственных, инвестиционных,  научно-исследовательских и других отношений на региональном  уровне. Целесообразны меры по государственной  поддержке межрегионального  и  приграничного сотрудничества, созданию благоприятных организационно-правовых, финансово-экономических, внешнеторговых и других условий для развития прямых связей между регионами стран  СНГ.  

Необходимо привести правовую базу интеграции в соответствие с требованиями  современного этапа  развития стран СНГ и задачами реформирования  их деятельности. Сегодня  она уже включает свыше тысячи документов  многостороннего характера, многие из которых устарели и нуждаются в существенном пересмотре. В то же время по ряду направлений сотрудничества  ощущается правовой вакуум. В этой связи следует провести инвентаризацию всей договорно-правовой базы, определить документы, которые востребованы жизнью и должны быть реализованы, отклонить не соответствующие нынешним реалиям.  

Предстоит договориться о скорейшем введении в действие принятых в СНГ документов путем  их ратификации или осуществления  иных внутригосударственных  процедур.  

Необходимы действенный  контроль за выполнением совместных  договоренностей, система санкций и утверждение процедур разрешения  споров в рамках СНГ, в частности, путем усиления роли Экономического  суда.  

Повышению эффективности  интеграции способствовало бы реформирование  структуры уставных и рабочих  органов СНГ, четкое разграничение  их функций и компетенции.  

Межгосударственные  согласования остаются основным способом выработки  совместных решений в  органах СНГ. По мере углубления интеграции сложатся  условия, позволяющие наделить эти органы правом самостоятельно решать  некоторые вопросы регулирования  взаимного сотрудничества. 

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ОБЩИХ РЫНКОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА СТРАН СНГ 

Социально-экономическая  ситуация, сложившаяся в СНГ, обусловливает  актуальность  исследования современного состояния общих рынков товаров, инвестиций,  финансово-кредитных  ресурсов, ценных бумаг, обоснования  перспектив  их развития. Практическая значимость реализации этих задач определяется  необходимостью стабилизации социально-экономического положения  стран СНГ, перевода их экономик на постиндустриальный путь на основе совместного использования  производственно-экономических, научно-технологических,  природно-ресурсных и социально-культурных потенциалов  государств, повышения  их конкурентности и эффективности. Решение данных проблем обусловлено также неотлаженностью реализации межгосударственных  соглашений о создании зоны свободной торговли, Платежном союзе, поддержке производственной кооперации, формировании общего аграрного рынка, рынка топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), о тарифной политике при работе транспортных систем и др.  

Нынешнее состояние  общих рынков стран Содружества  не соответствует  ни задачам стабилизации социально-экономического развития государств  и их национальным интересам, ни имеющимися возможностями. Ослабление хозяйственных  связей привело к резкому падению  производства  ВВП и уровня жизни  населения, к утере позиций СНГ  в мировом сообществе.  Постепенно утрачиваются рынки стран Содружества, снижается конкурентоспособность  их экономик. При отсутствии государственной  поддержки  отечественных предприятий, в том числе выпускающих экспортную продукцию, значительно ухудшились условия торговли, структура экспорта и импорта, ухудшились показатели эффективности  вывоза изделий перерабатывающей  промышленности, усилилась сырьевая направленность экспорта.  Наращивание  объемов вывоза «любой ценой» сопровождается валютной  утечкой и декапитализацией экспортного производства.  

Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.