Международные экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

На сегодня доля России в мировой торговле составляет 2,26%. С начала 2000-х годов России удалось удвоить свой вес в торговле в мире — он вырос почти на 94%, в основном, благодаря экспорту нефтепродуктов, нефти и газа. Об этом говорится в новом исследовании банка HSBC «Карта мировых торговых связей».

Оглавление

План
Анализ внешней торговли России
Товарная структура экспорта и импорта
Торговая политика, конкретные проявления
Валюта страны, платежный баланс страны
Иностранные инвестиции (приток и отток по странам и отраслям)
Международная миграция населения (статистика).
Международная торговля технологиями

Файлы: 1 файл

эконом2.docx

— 235.61 Кб (Скачать)

     Министерство  общего и профессионального образования  Российской Федерации

     Уральский государственный экономический  университет

     Кафедра мировой экономики 
 
 
 
 
 
 
 

     Внешняя торговля России (анализ)

     По  курсу: « Международные экономические  отношения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Екатеринбург

     2011

 

     План 

  1. Анализ  внешней торговли России
  • Товарная структура экспорта и импорта
  1. Торговая политика, конкретные проявления
  2. Валюта страны, платежный баланс страны
  3. Иностранные инвестиции (приток и отток по странам и отраслям)
  4. Международная миграция населения (статистика).
  5. Международная торговля технологиями
 

 

  1. Анализ  внешней торговли России
 

     На  сегодня доля России в мировой  торговле составляет 2,26%. С начала 2000-х  годов России удалось удвоить  свой вес в торговле в мире —  он вырос почти на 94%, в основном, благодаря экспорту нефтепродуктов, нефти и газа. Об этом говорится  в новом исследовании банка HSBC «Карта мировых торговых связей».

     При этом все больший упор в своих  торговых отношениях Россия делает на развивающиеся страны. Так, если за первый квартал 2010 года торговый оборот России сократился на 0,47%, то товарооборот со странами Ближнего Востока и Северной Африки вырос за это же время на 22,56%. С Северной Африкой объем  торговли прибавил 108%.

     «Максимальный рост российского экспорта за январь-апрель 2010 года был зафиксирован в таких  странах, как Саудовская Аравия (478%), Алжир (408,86%) и Уганда (331,49%). Столь  значительное увеличение экспорта в  Алжир, Уганду, Саудовскую Аравию, а  также Канаду означает, что спрос  на нефтепродукты России возникает  в самых разных точках мира», —  полагают экономисты из HSBC.

 

       

     Главный товар России на мировом рынке  — по-прежнему продукция нефтяной и деревообрабатывающей промышленности, где главными российскими соперниками  являются ЕС, Сингапур, США, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Норвегия и Канада. Появились и  новые отрасли, где нарастает  конкуренция, — это добыча никеля, производство никелевых продуктов, удобрений и минерального топлива. Максимальные темпы роста товарооборота  с Россией в 2000—2009 годы показали Южная Корея (+463,43%), Казахстан (+291,01%) и Турция (+231,38%).

     Помимо  нефтяной отрасли, большое значение для развития торговли в России имеет  деревообрабатывающая промышленность. Ведущими конкурентами страны по объему торговли нефтью и нефтепродуктами  выступают ЕС, Сингапур, США, Южная  Корея, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Норвегия и Канада. Рост конкуренции  отмечается также в добыче никеля, производстве никелевой продукции, удобрений и минерального топлива.

     В HSBC прогнозируют, что Россия будет  постепенно снижать свою зависимость  от экспорта сырья, а также укреплять  свою роль торгового посредника между  Западом и Востоком, улучшать свою инвестиционную привлекательность  и создавать инновационное производство, что в итоге поможет Москве интегрироваться в мировую торговую систему.

     Географическая  структура внешней торговли представляет собой систему распределения  товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и  страны Европейского союза.

     Во  внешней торговли России по группам  стран особое место занимает Европейский  союз, на его долю приходилось 50% российского  товарооборота. На страны СНГ в I полугодии 2010 года приходилось 14,4% российского  товарооборота, на страны ЕврАзЭС - 8,0%, на страны АТЭС - 21,8%.

     Основными торговыми партнерами России в первой половине нынешнего года были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 28,4 млрд долларов США (10,0% в общем товарообороте), Китай - 25,5 млрд долл. (9,0%).

     А также Германия - 22,9 млрд долл. (8,1%), Италия - 17,9 млрд долл. (6,6%), Украина - 15,9 млрд долл. (5,6%), Беларусь - 12,5 млрд долл. (4,4%), Турция - 12,0 млрд долл. (4,2%), Польша - 9,9 млрд долл. (3,5%), США - 9,8 млрд долл. США (3,4%), Франция - 9,7 млрд долл. (3,4%).

     Во  внутренней географической структуре  внешней торговли России, лидером  экспорта и импорта является Центральный  федеральный округ.

     Крупнейшими экспортерами в январе-июне 2010 года в Центральном федеральном округе, доля в общем экспорте которого составила 41,4%, являлись: Москва, Липецкая, Московская, Тульская и Белгородская области.

     Среди импортеров в Центральном федеральном  округе, доля в общем импорте товаров  которого составила 59,3%, крупнейшими  являлись: Москва, Московская, Калужская, Белгородская и Липецкая области.

     По  степени открытости экономики, страны можно разделить на следующие  группы:

  • страны с относительно зарытой экономикой (доля экспорта менее 10 % ВВП);
  • страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП);
  • страны, располагающиеся между первыми двумя.

     Исходя  из этого критерия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой — Северная Корея, Куба.

     Однако  доля экспорта в ВВП — это не единственный индикатор открытости экономической системы. В качестве показателей, используемых для измерения  степени открытости экономики, чаще всего применяются:

     1. Показатели, характеризующие активность  страны в мировой торговле:

     • коэффициент внутриотраслевой международной  специализации: 

       

     Показатель  колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей  тот или иной товар, во втором —  исключительно экспортирующей тот  или иной товар). Показатели, располагающиеся  между крайними точками, характеризуют  степень вовлечения страны во внутриотраслевую международную специализацию;

     • экспортная квота — показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и  отдельных отраслей по тем или  иным видам продукции: 

       

     Увеличение  экспортной квоты свидетельствует  как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности  производимой ею продукции;

     • импортная квота характеризует  значимость импорта для народного  хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции: 

       

     • внешнеторговая квота определяется как соотношение совокупной стоимости  экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах: 

       

     • структура экспорта, т. е. соотношение  или удельные веса экспортируемых товаров  по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции  обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует  о высоком научно-техническом  и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт;

     • структура импорта, особенно соотношение  объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики;

     • сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем  значительнее вовлечена страна в  международные экономические отношения.

     2. Показатели вывоза капитала (международного  движения капиталов):

     • объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение  с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким  уровнем открытости экономики имеет  большие возможности вложения капитала в экономику других стран;

     • соотношение объема прямых зарубежных инвестиций данной страны за рубежом  с объемом прямых иностранных  инвестиций на ее территории. Это соотношение  характеризует развитие международных  интеграционных процессов и тесно  связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов  инвестирования капитала;

     • объем внешнего долга страны и  его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.

     Рост  большинства показателей, характеризующих  участие страны в международной  торговле, отражает растущую активность России на мировом рынке, увеличение доли страны в мировой торговле и  в мировом ВВП свидетельствуют  о возрастающем участии страны во всех формах международных экономических  отношений, о повышении степени  открытости ее экономики.

     Индексы экспорта и импорта (август 2010 г. к  январю 1995 г.)

     За  весь период наблюдения (с января 1995 года по август 2010 года) экспорт товаров  в стоимостном измерении увеличился в 4,3 раза (таблица 9 и приложение 3). Наиболее весомый вклад в прирост экспорта внесли экспорт сырой нефти (45,1% от общего прироста) и нефтепродуктов (38,3%).

     Наиболее  высокие темпы роста характерны для:

  • нефтепродуктов — в 17,7 раза (за счет роста физических объемов поставок — в 4,5 раз; за счет увеличения контрактных экспортных цен — в 4 раза),
  • каменного угля — в 10 раз (за счет увеличения физических объемов поставок — в 3,2 раза; за счет роста контрактных экспортных цен — в 3,1 раза),
  • сырой нефти — в 9,6 раз (за счет увеличения физических объемов поставок — в 2,2 раза; за счет роста контрактных экспортных цен — в 4,4 раза),
  • минеральных удобрений — в 5,9 раза (за счет увеличения физических объемов — в 2,3 раза; за счет роста контрактных цен — в 2,5 раза),
  • обработанных лесоматериалов — в 4,3 раза,
  • машин, оборудования и транспортных средств — в 3,1 раза,
  • природного газа — в 3 раза (за счет увеличения контрактных экспортных цен — в 4,3 раза при сокращении физических объемов поставок — на 30,9%).

     Экспорт пшеницы с января 1997 года по август 2010 года возрос в 49,8 раза в подавляющей  степени за счет роста физических объемов экспорта.

     За  весь период наблюдения (с января 1995 года по август 2010 года) импорт товаров  в стоимостном измерении увеличился в 6 раз.

     Наиболее  весомый вклад в это увеличение внесли приросты закупок машин, оборудования и транспортных средств за исключением  легковых автомобилей (30,8%), прочего  импорта (24,9%), медикаментов (23%), легковых автомобилей (17,6%).

     Наиболее  высокие темпы роста характерны для:

  • легковых автомобилей — в 25,1 раза (за счет роста физических объемов ввоза — в 5,7 раз; контрактных импортных цен — в 4,4 раза),
  • медикаментов — в 21,2 раза,
  • полуфабрикатов и проката из железа и нелегированной стали — в 7,9 раз,
  • машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей) — в 6,4 раза,
  • напитков — в 5 раз.

Информация о работе Международные экономические отношения