Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Содружество в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.
Вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической - не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК СФЕРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ 6
1.1 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ 6
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
СТРАН СНГ 14
1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся
экономическим условиям 14
1.2.2 Выбор пути развития стран СНГ 16
1.2.3 Оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования
с государственным регулированием экономики в странах СНГ 20
1.3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И СОСТОЯНИЕ
ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ СО СТРАНАМИ СНГ 24
ГЛАВА II ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ С УКРАИНОЙ 29
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ 29
2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ 31
2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В 1992-1998 ГГ. 35
2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
С УКРАИНОЙ 41
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
СО СТРАНАМИ СНГ 44
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ
ВНУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ 48
3.3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
Другая состоит в том,
что внешний рынок предъявляет спрос
главным образом на российские топливно-сырьевые
ресурсы и полупродукты, почти не принимая
наших готовых изделий вследствие
их низкой конкурентоспособности. В 1997
г. доля минерального сырья и топлива в
российском экспорте в «дальнее зарубежье»
составила 47 %, черных и цветных металлов
- 23,4, тогда как удельный вес машин и транспортных
средств не превышал 8,3, а химических
продуктов - 8,2%. Тем самым объективно
поощряется закрепление топливно-сырьевой
специализации России, оттесняемой, таким
образом, на обочину мирового рынка,
в ряды развивающихся стран.
Рисунок 1. Динамика
объемов ВВП (по паритету
Источник: Ю. Шишков
Россия в глобализируемой системе международных
хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г., с.
84
Рисунок 2. Индексы
ВВП, экспорта, внутреннего потребительского
и инвестиционного спроса в
России в 1991-1997 гг (1990 г. = 100 %).
Источник: Ю. Шишков
Россия в глобализируемой системе международных
хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г., с.
85
В то же время состояние
экспортоориентированных отраслей, да
и всей российской экономики все больше
зависит от конъюнктуры мирового рынка.
Это убедительно показало снижение к середине
августа 1998 г до рекордно низкого за
последние десять лет уровня (1,5 долл. за
баррель) мировых цен на нефть, приведшее
к существенным потерям экспортных
доходов России и уменьшению налоговых
поступлений в бюджет, что в свою очередь
потянуло за собой цепочку других осложнений,
усугубивших и без того тяжелый финансовый
кризис. [3]
За последние годы
произошло быстрое насыщение
внутреннего рынка новыми для
россиян продовольственными и другими
потребительскими товарами. Под
давлением конкуренции извне
отечественные производители, оказались
перед необходимостью значительно
повышать качество своей продукции,
улучшать ее дизайн, расширять ассортимент,
налаживать послесбытовое обслуживание.
Впрочем, хлынувший в страну поток зарубежных
товаров застал врасплох многих отечественных
производителей готовых изделий. Промышленность,
выпускающая товары широкого потребления,
нередко оказывается бессильной противостоять
внешним конкурентам и сдает позиции.
Так, например, в первом полугодии 1998 г.
в магазинах России ассортимент импортных
парфюмерно-косметических товаров был
вдвое более разнообразен, чем отечественных,
электротоваров - в 2,3 раза, фототоваров
- в 4, телевизоров и стиральных машин
- в 10, видеомагнитофонов - в 65 раз[4].
Конечно, рост зависимости
от зарубежных поставок товаров бытового
назначения решающей опасности
для России не представляет. Гораздо
серьезнее обстоит дело с импортом
продовольствия и машинного оборудования.
В результате сокращения отечественного
сельскохозяйственного производства
(почти на 43 % с 1990 г.) даже сравнительно
небольшое увеличение импорта
привело к тому, что доля внешних
поставок мяса и других пищевых товаров
во внутреннем потреблении превысила
50 %, перекрыв допустимый предел продовольственной
безопасности страны. Нечто подобное
произошло и на рынке станочного
оборудования. Будучи в прошлом
одной из ведущих мировых станкостроительных
держав, Россия к 1998 г. сократила производство
станков до 17% от уровня 1990 г.[5] Но и эта
продукция в основном поставляется
в развивающиеся страны. Внутренние же
заказы на отечественные станки почти
отсутствуют: отчасти по причине нехватки
средств на закупку, отчасти из-за того,
что они значительно уступают по качеству
импортным аналогам, на приобретение
которых российские предприятия получают
связанные кредиты иностранных фирм-поставщиков.
В результате отечественное станкостроение
оказалось на грани вымирания.
Не менее основательно
Россия врастает и в мировую финансовую
систему. Прежде всего в качестве заемщика:
ее внешний долг увеличился с 95,3 млрд.
долл. (унаследованных в 1991 г. от СССР) до
130,8 млрд. на 1 января 1998 г.[6] Известно, что
в условиях рыночной экономики в долг
живут все государства (как развивающиеся,
испытывающие дефицит финансовых ресурсов,
так и капиталоизбыточные развитые страны),
а самым большим должником в мире являются
США, государственный долг которых достигает
сегодня около 5,5 трлн. долл. Величина
накопленного Россией долга сравнительно
умеренна: он составляет 128 % от экспортных
доходов страны. Согласно международным
меркам, это не выходит за пределы нормы:
в 1997-1998 гг. для развивающихся стран соотношение
внешнего долга и экспорта составляло
в среднем около 140 %. С учетом реструктурирования
задолженности в рамках Парижского
и Лондонского клубов международных кредиторов
ежегодные выплаты процентов и погашения
основной суммы российского долга тоже
невелики: в 1996 г. они составили 7,5 % от экспортных
доходов страны, в 1997 г. - 7,4 % (у развивающихся
стран эта пропорция составляет в среднем
22,2-22,7 %).
Зарубежные займы
при разумном их использовании способны
смягчить остроту финансовых и
социальных проблем в период кризиса
и вывести страну на траекторию экономического
подъема. Предоставление России финансовых
ресурсов находится и в русле интересов
самих стран-кредиторов, поскольку при
нынешней степени экономической взаимозависимости
потрясения на российских валютном и фондовом
рынках, как показали события августа
1998 г., немедленно и весьма болезненно
сказываются на финансовых рынках
Германии, США, Франции и других государств.
Крах же реформ в России чреват непредсказуемыми
последствиями для ее больших и малых
партнеров.
Крупные внешние
займы по линии МВФ и Всемирного
банка получали в свое время Мексика
и некоторые другие страны, сумевшие
благодаря этому успешно выйти
из финансового кризиса и за полтора-два
года обеспечить высокий экономический
рост. У нас же нарастание внешнего
долга сопровождается хроническим
дефицитом федерального бюджета, сокращением
инвестиций в реальный сектор экономики
и почти неуклонным свертыванием
производства. Это значит, что Правительство
России так и не научилось рационально
использовать поддержку мирового экономического
сообщества, «проматывая» полученные
кредиты на текущее латание бюджетных
дыр и поддержание курса рубля.
Врастание России в
мировое хозяйство происходит
и по линии обмена капиталовложениями.
Сначала это был односторонний
вывоз отечественного капитала
за границу, начавшийся еще в 60-х годах,
когда в СССР ослаб контроль за «теневой»
экономикой и несколько расширились
внешнеэкономические связи, и интенсифицированный
в годы «перестройки». К моменту распада
СССР за его пределами оказалось около
100 млрд. долл. отечественного капитала[7].
Продолжился этот процесс и в ходе рыночных
реформ. Общий объем вывезенных в 90-х годах
из России капиталов точно не известен.
По оценкам Центрального банка РФ, он составил
от 50 до 80 млрд. долл., по данным Интерпола,
- 150-300 млрд.[8] Большая часть этих капиталов
используется непроизводительно: вкладывается
в недвижимость, оседает на счетах зарубежных
банков и т.п.
Однако с началом
реформ трансграничное движение капиталов
стало двусторонним: несмотря на
продолжающийся кризис, с 1992 г. в российскую
экономику сначала робко, а потом
активнее потекли прямые иностранные
инвестиции, т.е. долгосрочные вложения
в уставной капитал совместных либо
полностью принадлежащих нерезидентам
предприятий на территории нашей
страны. В 1992 г. приток таких инвестиций
составил 700 млн. долл., в 1993 г. - 900 млн., в
1994 г. - 640 млн., в 1995 г. - 2016 млн., в 1996 г. - 2479
млн., в 1997 г. - уже 6241 млн. долл. К началу
1998 года объем накопленных прямых иностранных
инвестиций в России достиг 13 млрд.
долл., а общее число совместных или
чисто иностранных предприятий приблизилось
к 26 тыс.
Обмен прямыми инвестициями
- такая же обычная практика стран
рыночной экономики, как и товарный
обмен. В 1996 г приток подобных капиталов
в промышленно развитые страны
составил в среднем 0,9 % их ВВП, в том
числе в США - 1,0 %, Францию - 1,4, Нидерланды
- 2,0, Швецию - 2,2. Норвегию - 2,5, в Англию
- 2,8 %. У стран с переходной экономикой
этот показатель выше: в среднем
за 1996 г. он составил здесь 1,5 %, в том
числе в Польше - 3,3 %, Венгрии - 4,4,
Латвии - 6,5, Китае - 4,9 %, в России же он
не превысил 0,6 % ВВП.
Потребность России
в притоке прямых инвестиций
очень велика. Ведь только для первичной
модернизации ключевых отраслей промышленности
(обрабатывающей, топливной, металлургической)
до 2000 г потребуется почти 150 млрд. долл.,
а потребность в них на ближайшие 15 лет
составляет от 800 до 2500 млрд. долл.[9] Основную
массу этих финансовых ресурсов предстоит,
конечно, мобилизовать внутри страны.
Вместе с тем предполагается возможность
ежегодного привлечения до 10 млрд. долл.
прямых инвестиций извне. Но на международном
рынке производительных капиталов, годовой
объем которого оценивается в 200 млрд.
долл., идет острая борьба за иностранные
инвестиции между десятками стран-претендентов.
Побеждает тот, кто может создать благоприятный
инвестиционный климат: обеспечить
политическую и экономическую стабильность,
грамотную систему налогов, гарантии репатриации
прибыли и основного капитала. Россия,
увы, не может похвастать успехами ни
в одной из этих областей. В 1997 г. в мировом
рейтинге инвестиционных рисков она
находилась лишь на 79 месте, сильно
уступая Чехии (37 место), Китаю (40), Венгрии
(41), Польше (47 место) и ряду других стран
с переходной экономикой. Осенний ( 1998
г.) финансовый и банковский крах отбросил
Россию далеко назад даже с этого непрестижного
места.
Сложнее обстоит
дело с иностранными портфельными инвестициями,
т.е. с вложениями капиталов нерезидентов
в отечественные акции и долговые
ценные бумаги. Такие капиталы весьма
подвижны: под влиянием тех или
иных причин они могут быстро и
широкомасштабно хлынуть на фондовый
рынок страны с целью скупки их
владельцами акций
Ситуация изменилась
с появлением в 1993 г на отечественном
рынке ценных бумаг государственных
краткосрочных обязательств (ГКО), а
позднее - облигаций федерального займа
(ОФЗ) и других долговых обязательств
государства на очень выгодных для
покупателей условиях. Вначале
этот общепринятый в мировой практике
инструмент пополнения бюджета занимал
в России скромное место. Но далее
эмиссия государственных ценных
бумаг вышла за разумные пределы.
Приток портфельных инвестиций
извне стал быстро расти, а их доля
в общем импорте иностранных
капиталов стремительно увеличилась.
Их пирамида стала с невероятной
скоростью расти. К августу 1998 г.
общий объем рынка ГКО-ОФЗ
Все вышесказанное
свидетельствует: врастание России
в мировую экономику - процесс
сложный и небезопасный.
Стратегия врастания
России в мирохозяйственную систему
была и остается единственно правильной.
Это подтверждается всем мировым
опытом, в особенности опытом большинства
развивающихся стран. Эмпирический
факт: на протяжении двух десятилетий
(с 1970 г. по 1989 г.) у развивающихся стран
с закрытой экономикой среднегодовой
темп экономического роста составил
0,69 %, с открытой - 4,49 %[10]. В пользу открытости
убедительно свидетельствует и практика
наших ближайших соседей, долгие десятилетия,
также изолированных от мировой экономики,
- Китая, Польши, Венгрии, Чехии, Эстонии
и др.
1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА
ПУТИ РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ
1.2.1 Проблемы адаптации
стран СНГ к изменившимся
В 90-е гг. XX в. произошел
исторически беспрецедентный по
масштабам распад единого народнохозяйственного
комплекса целостного государства
СССР на многочисленные усеченные
хозяйства новых государств, имеющий
геополитическое и
Проблемы, стоящие
перед этим регионом, многогранны
и могут быть сгруппированы следующим
образом.
Первая группа проблем
обусловлена сменой экономических
систем, а именно командной экономики
смешанной, т. е. преимущественно
рыночной, экономикой, где наряду с
рынком социально-экономические задачи
решаются государством.
Вторая группа проблем
вызвана тяжелым кризисным состоянием
стран и необходимостью стабилизации
экономики, обеспечения экономического
подъема.
Информация о работе Принципы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья.