Экономические реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:36, реферат

Краткое описание

О ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

Прошло уже десять лет с распада СССР, десять лет государственной независимости Российской Федерации, но все меры и шаги, предпринимаемые для реформирования российской экономики, пока еще далеки от достижения своих целей. Кардинальные экономические реформы русскому народу не в новинку, но, как свидетельствует история, масштабные экономические планы, раз за разом оборачиваются самыми непредвиденными последствиями. Не стали исключением и рыночные реформы начала 90-х годов. В курсовой работе рассматриваются причины не только успехов, но и неудач.

ВВЕДЕНИЕ

Россия находится  на седьмом году экономического роста. С 1998 г. ВВП вырос почти в полтора  раза, ВВП на душу населения - на 52%. Пиппер К. Открытое общество и его враги. Журнал "ЭКОВЕСТ", 2004, вып. 3, №2, С. 24

В течение шести  лет душевой ВВП растет со средней  скоростью 7,2% ежегодно. Это именно тот  темп роста, который обеспечивает удвоение душевого ВВП в течение 10 лет. В  прошлом году ряд отраслей промышленности преодолели спад, в котором они  находились в течение 1990-х гг., и  вышли на объемы производства, превышающие  показатели декабря 1991 г. Это нефтедобывающая  и газовая промышленность, а также  черная металлургия. Это еще далеко не все отрасли промышленности. Тем  не менее, важный психологический рубеж - докризисные объемы производства - превышен не только отдельными компаниями-передовиками, но уже и целыми отраслями.

В последние годы отмечен  заметный прирост прямых иностранных  инвестиций. За последние шесть лет  они увеличились более чем  втрое и в 2004 г. достигли $11 млрд. Пиппер К. Открытое общество и его враги. Журнал "ЭКОВЕСТ", 2004, вып. 3, №2, С. 31

Финансовое положение  страны сегодня более устойчивое, чем когда-либо за последние несколько  десятилетий. Шестой год подряд страна имеет бюджетный профицит. Валютные резервы денежных властей приближаются к $140 млрд., из них около $30 млрд. накоплено  в стабилизационном фонде.

Все же российские достижения весьма скромны по международным  стандартам. Главный индикатор экономической  успешности нации - ВВП на душу населения, еще в 1975 г. составлявший 43% от уровня США, а к 1998 г. скатившийся до 18%, в 2004 г. приподнялся лишь до 24%. По современным  критериям благосостояния Россия остается фундаментально бедной страной.

Проблема фундаментальной  бедности страны никогда в истории  не решалась и в принципе не может  быть решена путем распределения  и перераспределения имеющихся  ресурсов. Проблема бедности в России принципиально может быть решена только путем нового, путем ускоренного  экономического роста.

Однако темпы роста  экономики в России последовательно  снижаются. Среди 10 стран СНГ по темпам экономического роста в 2004 г. Россия опустилась на последнее место - рядом  с Киргизией. Другие страны СНГ, как  и многие страны мира, развиваются  быстрее. В начале 2005 г. по сравнению  с 2004 г. темпы роста в России снизились  еще на треть. Пиппер К. Открытое общество и его враги. Журнал "ЭКОВЕСТ", 2004, вып. 3, №2, С. 36

Полученные результаты недостаточно устойчивы. Практически  каждый из упомянутых позитивных трендов  может быть развернут вспять.

Каковы причины  достигнутых за последние годы результатов? Есть три главных ресурса, три  основных фактора, три составляющих элемента, обеспечивших относительно успешное развитие страны в последние  годы. Однако по каждому из этих трех направлений существуют серьезные  проблемы.

Первым фактором является развитие предпринимательского сектора. Именно российские предприниматели  благодаря своей энергии, настойчивости, предприимчивости, готовности брать  на себя риски, способности противостоять  давлению бандитизма и бюрократии обеспечили рост экономики, постепенно выводящий  Россию в иное состояние

Второй фактор представляет деятельность власти. В течение последних 15 лет действия власти были подвержены серьезным колебаниям. Был период начала экономических реформ в 1991-1992 гг., был период масштабного реформаторского  прорыва в 1993 г. Был период 2000-2002 гг., когда был осуществлен значительный пакет экономического реформирования, приведший к повышению кредитных  рейтингов, росту инвестиций, появлению  надежд на то, что Россия становится на путь цивилизованного экономического и общественно-политического развития.

Третьим элементом  является воздействие на Россию внешнего мира. Ни одна страна не может существовать в международной изоляции. Это  тем более верно для страны, желающей создавать современную  экономику, стремящуюся обеспечить высокие темпы ее роста, стать  уважаемым членом мирового Сообщества. Включение России в мировую экономику  продемонстрировало высокую зависимость  результатов деятельности российских экономических и политических субъектов, самого характера действия российской власти от состояния мировой конъюнктуры.

Благоприятная внешнеэкономическая  конъюнктура последних лет обеспечила беспрецедентный приток в страну финансовых ресурсов, существенно повысивших степени свободы российских экономических  и политических субъектов при  осуществлении различных проектов. В отдельные годы вклад "гранта" внешнеэкономической конъюнктуры  в экономический рост составлял  от 6 до 9 процентных пунктов ВВП. В 2004 г. он, очевидно, полностью перекрыл весь фактический прирост ВВП.

ГЛАВА 1. О ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И  ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

§ 1.1. Определение Российской экономики

Период реформ, можно  сказать, завершен. В России они доведены до логического конца. Социальная реформа, которую государственная власть запускает с 1 января 2005 года под  названием «монетизация льгот», «венчает»  преобразования, запущенные в начале 1990х на основе идеологии рыночного  фундаментализма. Ельцинское правительство  эту идеологию реализовало в  экономике. Путин ее реализует в  социальной сфере. Таким образом, Россия построила еще одну утопическую  модель, причем с более плачевным  результатом, чем в предыдущем социально-экономическом  эксперименте, проводившемся под  коммунистическими лозунгами. То есть Россия из одной крайности пошла  в другую. В то же время многие другие страны действуют очень прагматично, осторожно; они стараются ре формировать  свои экономики, удерживая тот позитивный опыт, который был накоплен на предыдущем историческом этапе. В России в полном соответствии с большевистским «Интернационалом»  в очередной раз до основания  разрушен старый мир, а вот новый, лучший мир, построить так и не удалось.

В результате Россия имеет экономику, которую нельзя назвать ни плановой, ни рыночной. Полтеронич В.М. Кризис экономической теории // Труды научного семинара "Неизвестная  экономика". М., 2003. Вып. 2. С. 64

Отношения собственности, которые формально считаются  основанными на Гражданском кодексе, но, по сути, в ней господствуют криминальные, «теневые» отношения. Россия имеет  очень странную, суррогатную экономическую  систему, в которой не работают ни механизмы рыночной конкуренции, ни инструменты государственного регулирования. Такие примеры известны истории, но их немного. «Летальный исход» постиг все страны, которые не сумели создать  эффективную современную экономику, а подменили ее суррогатами. Не хотелось бы, чтобы Россию ожидал такой исход.

§ 1.2. Три сектора  экономических реформ

Фактически экономическая  система реформ распалась на три  сектора, которые функционируют  совершенно по-разному. Стиглиц Дж. Кто потерял Россию? Журнал "ЭКОВЕСТ", 2004, вып. 4, №1 С. 85

Первый, преуспевающий  сектор, - это экспортоориентированные  сырьевые отрасли, которые организованы в крупные корпорации, занимающиеся добычей и вывозом сырья и  имеющие достаточно доходов для  собственного развития. Эта часть  экономики вообще не нуждается в  государственном регулировании. Она  его отторгает. В ней за счет присвоения природной ренты сконцентрирована львиная доля национального дохода.

Как известно, природная  рента представляет собой ту часть  прибыли, которая образуется в экономической  системе не за счет предпринимательской  активности, не за счет работы предприятий, а в силу уникальных особенностей месторождений полезных ископаемых, которые фактически приватизированы  этими предприятиями. Причем государство, собственник этих полезных ископаемых, свою долю прибыли не получает. Фактически государство передало ее частным  компаниям. И парадоксальным образом  в этом секторе видим великолепные показатели прибыльности на фоне удручающих показателей эффективности производства. Динамика производительности труда  в наиболее преуспевающей нефтяной промышленности свидетельствует о  том, что эффективность здесь  снизилась троекратно. В Советском  Союзе на одного занятого в этой отрасли добывалось втрое больше нефти, чем сейчас. Этот сектор российской экономики дает доходы примерно для 10 процентов занятых. Те, кому повезло  работать в этом секторе, получают неплохие доходы - в среднем от 10 до 30 тысяч  рублей ежемесячно, то есть примерно в 2-6 раз больше, чем средняя заработная плата в промышленности, точнее - в производственной сфере. Так что  этот сектор чувствует себя неплохо  в основном потому, что фактически паразитирует на общенациональных природных  ресурсах.

Второй, тоже весьма преуспевающий  сектор, - это, прежде всего, естественные монополии, которые в силу коррумпированности государства и его неэффективности  систематически злоупотребляют монопольным  положением на рынке, взвинчивая тарифы и цены на свои услуги и свою продукцию. Достаточно сказать, что тариф на электроэнергию и на тепло завышен, по подсчетам специалистов, примерно втрое против реальной себестоимости  производства электроэнергии и тепла. И в этом тарифе опять же заложены роскошные условия жизни руководителей  естественных монополий. Об этом свидетельствует  хотя бы их заработная плата, исчисляемая  десятками тысяч долларов ежемесячно. То есть фактически люди, руководящие  естественными монополиями, просто лезут в карман наших граждан, перераспределяя в свою пользу значительную часть национального дохода.

И, наконец, это криминальные монополии, которые охватывают оптовую  и розничную торговлю практически  во всей стране и диктуют цены на товары массового потребления. Достаточно посмотреть на московский и любой  другой городской рынок торговли продовольствием, чтобы убедиться  в том, что молоко покупаем примерно втрое выше себестоимости, колбасу - вдвое, хлеб - в пять раз выше себестоимости. За арбузы российские покупатели платят в 10 раз больше, чем стоит их выращивание  и поставка на городские рынки. То есть организационная (нередко криминализированная) монополия чувствует себя вольготно  и относится ко второму преуспевающему сектору российской экономики. В  совокупности эти два сектора - экспортоориентированный  сырьевой и монопольный - дают доходы при мерно 15 процентам граждан. При  этом внутри этих 15 процентов львиную  долю доходов присваивают лишь несколько  сотен человек. Кое-что перепадает остальным.

Оставшаяся же часть  занятых - в перерабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, в бюджетной  сфере - практически получает до ходы на уровне, близком к прожиточному минимуму и даже ниже. Предприятия, организации, работающие в сельском хозяйстве, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, имеют низкую, в большинстве  своем отрицательную рентабельность. Этот сектор замыкается исключительно  на внутренний рынок. Фактически он отрезан  от доступа к кредитным ресурсам, потому что предприятиям здесь нечего дать в залог, а у банков нет  де нег для того, чтобы предоставлять  им долгосрочные кредиты под низкие процентные ставки. Государство не предпринимает необходимых мер  для создания условий расширения воспроизводства в этом секторе, и он попросту вымирает.

§ 1.3. Порок экономических  реформ

Мы уже потеряли целые отрасли нашей экономики. Это, прежде все го, инвестиционное машиностроение, которое почти умерло и работает сегодня на 10 процентов  своих мощностей. Штайльманн К. Природа  экономического кризиса в России и сценарий выхода из него. Журнал "ЭКОВЕСТ", 2004, вып. 4, №1, С. 21

Мы почти лишились таких перспективных отраслей, как  микробиологическая промышленность, высоко технологическая химическая промышленность. И имея колоссальную сырьевую базу, используем ее от силы на 2-3 процента существующего  потенциала. Самый яркий пример - это лесопромышленный комплекс. Рос  сия, как известно, обладает самыми большими в мире лесными массивами, но продуктов переработки леса мы производим меньше, чем маленькая  Финляндия. Происходит это потому, что  на один кубометр леса мы получаем в 10 раз меньше продукции, чем финны.

Аналогичная ситуация с нефтью и газом. Известно, что  стоимость готовых изделий, вырабатываемых на основе природного газа, в сотни  раз выше стоимости самого газа.

Все это - примеры того, как можно было бы поднимать производство на нашей сырьевой базе. Созданы  производственные мощности для изготовления готовой продукции, но они не используются, потому что сложившийся экономический  механизм делает производство товаров  конечного потребления неэффективным. Предприятия не могут взять кредиты. Они вынуждены конкурировать  с дешевым импортом товаров, нередко  поставляемых по демпинговым ценам, а иногда и фальсифицированного  качества. Они поставлены в заведомо неконкурентные условия по отношению  к иностранным соперникам - условия  кредитования, налогообложения, защиты прав собственности. И этот ущербный экономический механизм, который  действует в нашей стране, практически  обрекает на деградацию.

Информация о работе Экономические реформы в России