Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:36, реферат
О ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.
Очень спорная концепция «минимального государства» продолжает определять характер российской бюджетной политики. Абсолютно не случайно, что правительство сделало упор именно на силы саморегулирования. Показательно отношение к притоку валюты в страну. Профицит государственного бюджета - это хорошее дело, но это хорошее дело, когда вы его не планируете, а он, тем не менее, получается.
Поэтому задача ответственного государства - разработать приоритеты своей структурной политики и финансировать их под строгим контролем.
Как бы то ни было, в максимально короткие сроки должны быть проведены инвентаризация еще сохранившегося научно-технического потенциала, с одной стороны, и с другой, - под давлением и контролем правительства, консолидация капитала в тех областях, которые еще можно спасти как потенциальных международных конкурентов. А для финансирования этих приоритетов нужно систематическое вливание бюджетных средств - наряду с частными, чье поступление обеспечивается «хорошим инвестиционным климатом».
Выводы
Перспективы экономического развития страны на текущий год нельзя назвать пугающими, - но они довольно безрадостные.
Как преодолеть эти сложности?
Во-первых, исключительно важно укреплять государство, не жертвуя демократическими ценностями. Здесь необходимо жесткое разграничение сфер функционирования и ответственности частного капитала и государственной активности.
Во-вторых, для России важно организовать вокруг себя экономическое пространство, куда войдут заинтересованные страны СНГ. Россия - большое государство, но оно недостаточно велико, чтобы быть самодостаточным, таким, как, например, Индия или Китай. Теоретически и эмпирически установлено, что для нормального функционирования и развития рынка необходимо, чтобы в рамках единого экономического пространства проживало 300-350 миллионов человек. Только в этом случае проявляются в полной мере все положительные эффекты такого пространства с точки зрения емкости рынка и его ресурсообеспеченности.
Главная причина отсутствия
консолидированного постсоветского сообщества
заключается в том, что большинство
стран СНГ действует во взаимных
экономических отношениях по принципу:
максимум экономических выгод и
минимум политических обязательств.
Не может быть эффективного регионального
блока без ограничения
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
§ 3.1. Ошибки реформирования Российской экономики
Начиная с 1917 г. Россия
живет в состоянии
Некоторым утешением может служить тот факт, что РФ не одинока в своих неудачах. Более того, она принадлежит к подавляющему большинству незападных государств, которые, несмотря на все усилия и помощь старших «братьев по разуму», остались на прежнем относительном уровне или снизили его.
Реформируя экономику
в 1990-е гг., Россия совершила все
мыслимые и немыслимые ошибки. Приватизацию
средних по размеру предприятий
следовало отложить на 4-5 лет, как
это сделала Польша, а гиганты
сырьевого комплекса должны были
оставаться в государственной
В чем же причины неудач? Сегодня уже многие авторы реформ согласятся, что реформы шли и идут не так, как было задумано. Потому что: Полтеронич В.М. Кризис экономической теории // Труды научного семинара "Неизвестная экономика". М., 2003. Вып. 2. С. 37
а) в Думе сидели не
очень грамотные и
б) чиновники все исказили и «замотали»;
в) политики были недостаточно жестки и последовательны;
г) народ не понимает собственного блага, а разъяснительная работа была не на высоте.
Возможно, в каждом
из этих аргументов содержится частица
правды, однако новая политическая
экономия, развившаяся за последние
20 лет, подвергает сомнению подобные оправдания.
Составляя проект реформ, реформатор
обязан учитывать и расклад
§ 3.2. Возникновения и осуществление проекта реформ
Естественный мотив реформирования - повысить эффективность социально-экономического и политического механизма. Но, с другой стороны, каждая законодательная инициатива в той или иной мере влияет на распределение богатства и власти в обществе, и политические партии должны отстаивать интересы своих избирателей. Более того, нередко законодателями движет весьма узкий групповой интерес. Тогда возникает задача - скрыть истинные цели и последствия предлагаемого закона, представить его так, как будто он необходим обществу в целом. Важно подчеркнуть, что политическое хитрованство плохо совместимо с открытой квалифицированной экспертизой, ибо ее язык и методы как раз и нацелены на выявление и исследование последствий вводимых изменений.
Ни одна из российских политических партий не сумела привлечь для разработки реформ сколько-нибудь значительную группу авторитетных специалистов. Боязнь упреков в политической ангажированности отпугивает академических ученых, а отсутствие авторства и достаточной компенсации за труд не восполняется энтузиазмом исполнителей. У государства возможностей для привлечения экспертов гораздо больше, и их труд подчас хорошо оплачивается. Однако ведомство, заказавшее экспертизу, оставляет за собой право доводить или не доводить ее результаты до законодателей. В последнем случае, даже если результаты исследования публикуются, они становятся известными лишь узкому кругу специалистов. Поэтому не случайно результаты принятых законов оказываются неожиданными не только для публики, но во многих случаях и для их авторов.
Приняв закон, парламент мало интересуется его последствиями. А как было бы важно для общества, если бы результаты законотворчества подвергались экспертизе и докладывались законодателям.
Важнейший источник идей
- современные западные экономики. Россия
стремится внедрить самые передовые
механизмы. Ввела налог на доходы
физических лиц в 1992 г. - сразу же
пятиуровневую прогрессивную
Проект любой реформы
должен включать разделы, посвященные
анализу опыта передовых
Детальный анализ опыта
других стран позволил бы избежать
и частой ошибки другого рода - скороспелых
доморощенных изобретений. В свете
этого опыта отрицательные
Еще одна часто встречающаяся ошибка - стремление решить все проблемы одним ударом. Нередко это делается специально, чтобы не дать оппонентам опомниться; кроме того, так можно пропустить через машину голосования все, что кому-то нужно. Полтеронич В.М. Кризис экономической теории // Труды научного семинара "Неизвестная экономика". М., 2003. Вып. 2. СМ. 54
Стандарт должен препятствовать
подобным хитростям. Проектировщик
реформы обязан стремиться разбить
ее на этапы, понятные и парламентариям,
и избирателям и допускающие
оценку. Должны быть предусмотрены
возможные корректировки
§ 3.3. Государственный стандарт на проектирование реформ
Государственный стандарт на проектирование реформ должен регламентировать структуру подобных проектов и процедуры их формирования и оценки.
Некоторые необходимые элементы проекта - ясная формулировка целей, анализ аналогичных реформ в других странах, разбиение реформы на этапы - уже были указаны выше. Остановимся еще на нескольких моментах.
При рассмотрении проектов
реформ сопоставление издержек и
ожидаемых выгод чрезвычайно
важно. Нужно ли было в 2000 г. увеличивать
пошлины на ввоз иномарок? Очевидно,
что в краткосрочной
Обществу было бы немаловажно
знать, например, что до недавнего
времени приватизированные
Специальное внимание
следует уделить социально-