Экономические реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:36, реферат

Краткое описание

О ТЕНДЕНЦИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

Очень спорная концепция  «минимального государства» продолжает определять характер российской бюджетной  политики. Абсолютно не случайно, что  правительство сделало упор именно на силы саморегулирования. Показательно отношение к притоку валюты в  страну. Профицит государственного бюджета - это хорошее дело, но это хорошее  дело, когда вы его не планируете, а он, тем не менее, получается.

Поэтому задача ответственного государства - разработать приоритеты своей структурной политики и  финансировать их под строгим  контролем.

Как бы то ни было, в  максимально короткие сроки должны быть проведены инвентаризация еще  сохранившегося научно-технического потенциала, с одной стороны, и с другой, - под давлением и контролем  правительства, консолидация капитала в тех областях, которые еще  можно спасти как потенциальных  международных конкурентов. А для  финансирования этих приоритетов нужно  систематическое вливание бюджетных  средств - наряду с частными, чье  поступление обеспечивается «хорошим инвестиционным климатом».

 

Выводы

Перспективы экономического развития страны на текущий год нельзя назвать пугающими, - но они довольно безрадостные.

Как преодолеть эти  сложности?

Во-первых, исключительно  важно укреплять государство, не жертвуя демократическими ценностями. Здесь необходимо жесткое разграничение  сфер функционирования и ответственности  частного капитала и государственной  активности.

Во-вторых, для России важно организовать вокруг себя экономическое  пространство, куда войдут заинтересованные страны СНГ. Россия - большое государство, но оно недостаточно велико, чтобы  быть самодостаточным, таким, как, например, Индия или Китай. Теоретически и  эмпирически установлено, что для  нормального функционирования и  развития рынка необходимо, чтобы  в рамках единого экономического пространства проживало 300-350 миллионов  человек. Только в этом случае проявляются  в полной мере все положительные  эффекты такого пространства с точки  зрения емкости рынка и его  ресурсообеспеченности.

Главная причина отсутствия консолидированного постсоветского сообщества заключается в том, что большинство  стран СНГ действует во взаимных экономических отношениях по принципу: максимум экономических выгод и  минимум политических обязательств. Не может быть эффективного регионального  блока без ограничения национальных суверенитетов входящих в него стран. Теперь ситуация начинает меняться. По-видимому, постепенно исчезает иллюзия, что в  одиночку можно быстрее попасть  в клуб цивилизованных наций.

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТАНДАРТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  РЕФОРМ

§ 3.1. Ошибки реформирования Российской экономики 

Начиная с 1917 г. Россия живет в состоянии перманентного  шока от масштабных институциональных  изменений, и почти сто лет  российские просторы являются полигоном  для проверки ошибочных социально-экономических  концепций. Западный мир немало почерпнул  из Российского неположительного опыта. Научился избегать резких социальных конфликтов, сохраняя стимулы к труду  и накоплению, сочетать государственную  политику стимулирования роста со свободой предпринимательства, защиту интересов  своих граждан с уважением  к государствам-партнерам. Россия, несмотря на революцию, войны, диктатуру и  «большие скачки», тоже не стояла на месте. Но основная задача модернизации - догнать  передовые страны - так и осталась нерешенной. Согласно А. Мэдисону, авторитету в области измерения экономического роста, в 1913 г. российский душевой ВВП  составлял 28% от американского уровня. Сейчас - около 25%. Мюрелл П. Эволюция экономической  теории и экономических реформ в  странах с централизованным плановым хозяйством // Становление рыночной экономики в странах Восточной  Европы. М., 2003. С. 28

Некоторым утешением  может служить тот факт, что  РФ не одинока в своих неудачах. Более того, она принадлежит к  подавляющему большинству незападных государств, которые, несмотря на все  усилия и помощь старших «братьев по разуму», остались на прежнем относительном  уровне или снизили его.

Реформируя экономику  в 1990-е гг., Россия совершила все  мыслимые и немыслимые ошибки. Приватизацию средних по размеру предприятий  следовало отложить на 4-5 лет, как  это сделала Польша, а гиганты  сырьевого комплекса должны были оставаться в государственной собственности  еще лет 20. Вложив средства и усилия, затраченные на приватизацию, в совершенствование  управления государственными предприятиями, можно было избежать и спада в 40% ВВП, и проблем нелегитимности частной собственности, которые  терзают Россию спустя 10 лет после  приватизации. Ошибкой была шоковая  либерализация цен (2 января 1992 г.). Она  породила кризисы неплатежей и бартеризацию экономики - проблемы, для решения  которых «потребовался» кризис 1998 г. Еще в конце 1980-х предлагались проекты постепенной либерализации, которые позволили бы избежать катастрофических последствий. Преждевременным было создание рынка государственных  краткосрочных облигаций, немало способствовавшего  упомянутому кризису 1998 г. Банковское регулирование и регулирование  рынка капиталов должны были быть гораздо более жесткими, чтобы  не допустить создания пирамид типа МММ, масштабной утечки капитала и возникновения  сотен крошечных банков, занятых  отмыванием денег. Этот список неполон  и, похоже, будет расширяться. Есть опасность, что в него придется включить и  реформу пенсионной системы, и административную реформу, и пресловутую монетизацию  льгот, и очередной раунд национализации.

В чем же причины  неудач? Сегодня уже многие авторы реформ согласятся, что реформы шли  и идут не так, как было задумано. Потому что: Полтеронич В.М. Кризис экономической  теории // Труды научного семинара "Неизвестная  экономика". М., 2003. Вып. 2. С. 37

а) в Думе сидели не очень грамотные и ангажированные люди;

б) чиновники все  исказили и «замотали»;

в) политики были недостаточно жестки и последовательны;

г) народ не понимает собственного блага, а разъяснительная  работа была не на высоте.

Возможно, в каждом из этих аргументов содержится частица  правды, однако новая политическая экономия, развившаяся за последние 20 лет, подвергает сомнению подобные оправдания. Составляя проект реформ, реформатор обязан учитывать и расклад политических сил, и особенности массовой культуры, и распространение коррупции, и  технологический уровень страны. Слово «проект» несет важную смысловую  нагрузку. Реформа обычно - весьма затратное  мероприятие. Ни один проект строительства  не будет принят, если он не удовлетворяет  определенным стандартам, не содержит детального плана и технического обоснования. Для проектов реформ какие-либо стандарты отсутствуют вовсе. Стандартизация проектов институциональных реформ и процедур их оценки целесообразна  и возможна благодаря накопленному опыту, недавно развитой теории и  усовершенствованию методов прикладных социально-экономических исследований. Но, конечно, при этом следует учесть специфику объекта проектирования.

§ 3.2. Возникновения  и осуществление проекта реформ

Естественный мотив  реформирования - повысить эффективность  социально-экономического и политического  механизма. Но, с другой стороны, каждая законодательная инициатива в той  или иной мере влияет на распределение  богатства и власти в обществе, и политические партии должны отстаивать интересы своих избирателей. Более  того, нередко законодателями движет весьма узкий групповой интерес. Тогда возникает задача - скрыть истинные цели и последствия предлагаемого  закона, представить его так, как  будто он необходим обществу в  целом. Важно подчеркнуть, что политическое хитрованство плохо совместимо с  открытой квалифицированной экспертизой, ибо ее язык и методы как раз  и нацелены на выявление и исследование последствий вводимых изменений.

Ни одна из российских политических партий не сумела привлечь для разработки реформ сколько-нибудь значительную группу авторитетных специалистов. Боязнь упреков в политической ангажированности отпугивает академических ученых, а  отсутствие авторства и достаточной  компенсации за труд не восполняется энтузиазмом исполнителей. У государства  возможностей для привлечения экспертов  гораздо больше, и их труд подчас хорошо оплачивается. Однако ведомство, заказавшее экспертизу, оставляет за собой право доводить или не доводить ее результаты до законодателей. В последнем  случае, даже если результаты исследования публикуются, они становятся известными лишь узкому кругу специалистов. Поэтому  не случайно результаты принятых законов  оказываются неожиданными не только для публики, но во многих случаях  и для их авторов.

Приняв закон, парламент  мало интересуется его последствиями. А как было бы важно для общества, если бы результаты законотворчества подвергались экспертизе и докладывались  законодателям.

Важнейший источник идей - современные западные экономики. Россия стремится внедрить самые передовые  механизмы. Ввела налог на доходы физических лиц в 1992 г. - сразу же пятиуровневую прогрессивную шкалу  с декларацией на 10 листах, невзирая на то, что к этому времени контроль за доходами практически отсутствовал, а работа по заполнению такой декларации была не под силу большинству физических лиц. Нужно создать массовую ипотеку - примем за образец современную  американскую систему, которая и  на европейской-то почве прививается  с большим трудом.

Проект любой реформы  должен включать разделы, посвященные  анализу опыта передовых экономик, включая те периоды, когда их душевой  ВВП был сопоставим с нашим  нынешним уровнем. Не менее, если не более, важно изучить опыт стран, лишь немного  обогнавших Россию в институциональном  развитии. Чехия и Словакия сумели развить массовое жилищное кредитование отнюдь не за счет вторичного рынка  закладных, а благодаря внедрению  стройсберкасс - института, который  в передовых экономиках уже сыграл свою роль и вытеснен или вытесняется  более современными формами ипотеки. Налоги на доходы физических лиц приобрели  ведущую роль в западных странах  сравнительно недавно, так что нелепо было ожидать от них серьезного вклада в бюджет на заре российского перехода к капитализму.

Детальный анализ опыта  других стран позволил бы избежать и частой ошибки другого рода - скороспелых  доморощенных изобретений. В свете  этого опыта отрицательные последствия  внедрения плоской шкалы налога на доходы физических лиц были очевидны: ослабление стимулов к инвестированию, рост неравенства и как следствие  усиление социальной напряженности. А  выиграл, очевидно, узкий класс высокооплачиваемых граждан, в первую очередь высокопоставленные чиновники и политики, для которых  риски, связанные с неуплатой  налогов, особенно велики. Но, пожалуй, самое удивительное, что, по крайней  мере, некоторые из инициаторов этого  закона искренне полагали, что он сыграет  позитивную роль для общества, заставив крупных предпринимателей выйти  из тени.

Еще одна часто встречающаяся  ошибка - стремление решить все проблемы одним ударом. Нередко это делается специально, чтобы не дать оппонентам опомниться; кроме того, так можно  пропустить через машину голосования  все, что кому-то нужно. Полтеронич В.М. Кризис экономической теории // Труды  научного семинара "Неизвестная  экономика". М., 2003. Вып. 2. СМ. 54

Стандарт должен препятствовать подобным хитростям. Проектировщик  реформы обязан стремиться разбить  ее на этапы, понятные и парламентариям, и избирателям и допускающие  оценку. Должны быть предусмотрены  возможные корректировки последующих  этапов реформы в зависимости  от результатов предыдущих этапов. Разделение реформ на этапы, экспериментирование - трудное искусство, но опыт ряда стран, в особенности Китая, показал, сколь  важно им овладеть.

§ 3.3. Государственный  стандарт на проектирование реформ

Государственный стандарт на проектирование реформ должен регламентировать структуру подобных проектов и процедуры  их формирования и оценки.

Некоторые необходимые  элементы проекта - ясная формулировка целей, анализ аналогичных реформ в  других странах, разбиение реформы  на этапы - уже были указаны выше. Остановимся еще на нескольких моментах.

При рассмотрении проектов реформ сопоставление издержек и  ожидаемых выгод чрезвычайно  важно. Нужно ли было в 2000 г. увеличивать  пошлины на ввоз иномарок? Очевидно, что в краткосрочной перспективе  эта мера нанесла ущерб потребителям. А действительно ли выиграли производители? Были ли основания полагать, что  они сумеют расширить производство настолько, чтобы компенсировать обществу потери от увеличения тарифов? И что  получилось на самом деле? Государственный  стандарт должен обязать проектировщиков  реформ и законодателей ответить на эти вопросы. Абсолютно необходим  анализ результатов осуществленных институциональных изменений. Критерии и процедуры оценки должны содержаться  уже в исходном проекте.

Обществу было бы немаловажно  знать, например, что до недавнего  времени приватизированные предприятия  в среднем не обнаруживали преимуществ  в эффективности по сравнению  с государственными. Таков результат  ряда исследований, проведенных как  российскими, так и западными  экономистами. Зная это, законодатели могли бы принимать более квалифицированные  решения о реформировании естественных монополий.

Специальное внимание следует уделить социально-политическим последствиям институциональных изменений  и анализу перераспределительных  эффектов реформы. Любая реформа  создает временные или перманентные возможности для извлечения прибыли  теми, кто оказался в нужное время  в нужном месте. Проект должен предусматривать  изъятие государством чрезмерной «переходной  ренты» и компенсацию потерь слоям  населения, которым реформа в  противном случае могла бы нанести  ущерб.

Информация о работе Экономические реформы в России