Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование различных видов и форм монополий и их возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен и получения более высоких (монопольных) прибылей.
Для реализации данной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение монополии и исследовать её характерные черты;
Охарактеризовать различные виды и формы монополий;
Рассмотреть сущность и признаки чистой монополии;
Проанализировать вопросы ценовой политики монополистических образований и правила ценообразования в условиях чистой монополии.

Оглавление

Введение
1. Чистая монополия: сущность, виды и условия образования
1.1. Сущность монополии, подходы к ее определению
1.2. Виды и формы монополий
1.3. Понятие, причины, признаки чистой монополии
1.4. Ценовая политика чистой монополии
2. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии
2.1 Максимизация прибыли монополией
2.2 Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение
2.3 Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии
3. Пример монополии в России на основе ОАО «Газпрома»
3.1. Реформирование газовой отрасли
3.2.Статистические данные
3.3.Выводы по ОАО «Газпрому»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Опред. цены и объема произвю в услов. чистой монополии..docx

— 72.17 Кб (Скачать)

Иран. ОАО «Газпром» участвует  в проекте обустройства 2-й и 3-й  очередей месторождения Южный Парс. Реализацией проекта занимается консорциум в составе: «Тоталь» (Франция) - 40 %, «Петронас» (Малайзия) - 30 %, ОАО «Газпром» - 30 %. Официальная передача иранской стороне функций оператора над береговым газоперерабатывающим комплексом состоялась в июне 2004 года. В настоящее время проект находится в стадии возврата инвестиций, завершение которой ожидается во второй половине 2009 г.

Венесуэла. В августе 2005 года ОАО «Газпром» было объявлено  победителем тендера Фазы «А»  проекта «Рафаэль Урданета» и получило соответствующие лицензии на разведку и разработку природного газа на блоках «Урумако 1» и «Урумако 2» в Венесуэльском заливе. Лицензии предоставлены сроком на 30 лет. В течение первых четырех лет предусматривается осуществление программы геологоразведочных работ, включающей проведение сейсморазведки и бурение разведочных скважин.

Газопровод «Северный  поток» (Nord Stream)

Проект Nord Stream - принципиально новый маршрут экспорта российского природного газа в Европу через акваторию Балтийского моря, минуя страны-транзитеры. Реализация данного проекта повысит надежность поставок на европейский газовый рынок, будет способствовать расширению газоснабжения европейских стран. Проект Nord Stream включен Европейским Союзом в перечень приоритетных проектов трансъевропейской газовой сети.

Газопровод СРТО - Торжок

С 1995 г. ОАО «Газпром» осуществляет строительство газопровода от Уренгойского месторождения, расположенного в северных районах Тюменской области (СРТО), до города Торжок. Этот газопровод станет важной частью действующей в настоящее время многониточной газотранспортной системы Уренгой - Надым - Перегребное - Ухта - Торжок и позволит увеличить мощности по поставкам газа промышленным и коммунально-бытовым потребителям Северо-Западного региона России, а также обеспечит экспортные поставки по газопроводу Ямал - Европа. Газопровод планируется вводить в эксплуатацию поэтапно до 2007 г.

Расширение газотранспортной системы «Средняя Азия - Центр»

В целях обеспечения транспортных мощностей для транзита туркменского, узбекского и казахстанского газа ОАО  «Газпром» ведет разработку и  согласование «Обоснования инвестиций в развитие газотранспортной системы  «Средняя Азия - Центр» со всеми участниками  транспортной цепочки Туркменистан - Россия на территориях Туркменистана, Узбекистана и Казахстана.

Наиболее важными факторами  проведения окончательных расчетов по проекту развития ГТС САЦ являются результаты независимого аудита запасов  туркменского газа, а также данные о техническом состоянии газотранспортных мощностей в Туркменистане, Узбекистане  и Казахстане.

Выход на рынки  сжиженного природного газа

К настоящему времени разработана  стратегия деятельности компании по производству и морской транспортировке  СПГ. В 2005 году Газпром осуществил первые поставки сжиженного природного газа в США, в 2006 году - в Великобританию, Японию и Южную Корею.

ОАО «Газпром» совместно  с компанией «Петро-Канада» прорабатывает  возможность строительства в  Ленинградской области завода по производству СПГ для дальнейшего  экспорта на рынки Северной Америки.

Инвестиции в  электроэнергетику

Электроэнергетика становится в России перспективным бизнесом. Поэтому ОАО «Газпром», будучи одним  из основных поставщиков топлива  в этот сектор производства, проводит активную политику по приобретению электроэнергетических  активов и инвестированию в данную сферу. Инвестиции в электроэнергетику  застрахуют Газпром от значительного  роста цен на электроэнергию как  ее потребителя, а также позволят получить доступ к важному для  компании сегменту рынка в рамках стратегии диверсификации бизнеса.

3.3.Выводы по ОАО «Газпрому»

Существует несколько  сценариев реструктуризации ОАО  «Газпрома», многие известные экономисты расходятся во мнении о последствиях реформирования газовой отрасли.

Доктор экономических  наук О. Березинская и В. Миронов  в своей статье «Отечественный нефтегазовый комплекс: динамика конкурентноспособности» говорят о том, что изменения в структуре собственности в нефтяном секторе могут послужить основой для усиления рыночных стимулов во всем российском НГК. Имеется в виду, в частности, создание условий для ускорения реструктуризации «Газпрома». Вот уже несколько лет предложения о разделении газовой монополии на добывающие предприятия и транспортирующие компании - для повышения конкуренции в сфере добычи и большей транспарентности - наталкиваются на вполне здравые возражения (в том числе и иностранных инвесторов), связанные с относительно высоким уровнем внешней задолженности «Газпрома» и опасениями требований досрочного ее погашения в случае раздела компании. Однако его превращение из чисто газовой в диверсифицированную нефтегазовую компанию (после покупки нефтяных активов «Сибнефти») в принципе должно снять эти возражения, поскольку такая трансформация существенно укрепляет финансовую устойчивость «Газпрома» с точки зрения кредиторов и облегчает его эффективную реструктуризацию в будущем (по аналогии с планом реструктуризации РАО «ЕЭС России», а также с устройством зарубежных газовых рынков).

Одним из гипотетических вариантов  преобразования отечественного газового сектора может быть выделение  из «Газпрома» трубопроводной компании, как естественной монополии, находящейся  в государственной собственности, и разделение его добывающего  «ядра» на три крупные нефтегазовые компании. Это снизило бы монопольное  влияние единого «Газпрома», усилило  бы конкуренцию между производителями. Одновременно возникли бы мощные компании, конкурентоспособные на мировом  рынке. Конечно, при проведении глубокой реструктуризации отечественного газового сектора надо учитывать не только положительный опыт Канады и США, но и негативный - Аргентины. Следует  также иметь в виду, что число  независимых производителей газа в  США и Канаде исчисляется тысячами. Следовательно, создание условий для  конкуренции на газовом рынке  является императивом. Поэтому, возможно, начинать надо не с разделения добывающих мощностей «Газпрома», а с увеличения числа новых производителей газа. Необходимо учитывать и социальные последствия реформирования; в частности, прежде чем ликвидировать систему  перекрестного субсидирования, нужно  разработать компенсационные меры для малообеспеченных слоев населения.

Важен вопрос и о последствиях доступа новых российских производителей газа на внешний рынок (прежде всего  Германии и ряда других европейских  стран). С одной стороны, либерализация  рынка будет способствовать снижению цен на газ внутри страны, а с  другой, возможно, приведет к снижению цен и на европейском рынке, в  результате уменьшатся налоговые поступления  в бюджет. Здесь требуется скрупулезный анализ.

Ориентация «Газпрома» на диверсификацию основной деятельности представляется прагматичной, поскольку  она присуща крупнейшим нефтегазовым компаниям мира. Его стремление войти в их число оправданно в силу того, что позиции западных конкурентов в последние годы несколько ослабли. В частности, чрезмерно полагаясь на аутсорсинг и на сервисные компании, они начали постепенно терять одно из своих главных конкурентных преимуществ - сильную собственную инновационную, научно-техническую составляющую. Теперь их могут потеснить средние и малые частные компании, а также государственные компании развивающихся стран.

А известные экономисты Б. Кузьмин, Л. Воробьева, О. Воробьева  В своей статье «Проблемы и  перспективы корпоративного управления ОАО «Газпром»» пишут, что только сложившаяся структура «Газпрома» в сочетании с его широкой  специализацией может способствовать разработке оптимальной системы  управления входящими в него предприятиями. В газовом комплексе России существуют предприятия, работающие на общероссийский и международный рынки, и предприятия  городского и областного масштаба. Для последних конкуренция пагубна и может привести к их краху. Согласно распространенной точке зрения, в результате воздействия конкуренции происходит «естественный отбор», то есть разорение бесперспективных предприятий и укрепление сильных, а применительно к добывающей отрасли - разорение предприятий, работающих на экономически бесперспективных месторождениях. Однако в данном случае с такой точкой зрения нельзя согласиться. Высокие объемы добычи газа в ряде регионов России объясняются тем, что они обладают уникальными запасами углеводородов.

Разделение газодобывающих предприятий «Газпрома» на отдельные  конкурирующие компании негативно  скажется на экономическом и социальном положении в России и может  привести к банкротству перспективных  по международным меркам предприятий. Подобное разделение противоречит внутренней логике развития отрасли и компании.

Однако добавляют они, неверно считать, что развитие конкурентной среды абсолютно противопоказано  отечественному газовому комплексу. Возникшую в последнее десятилетие XX в. тенденцию появления новых компаний, занимающихся добычей газа на территории России, и постепенное увеличение их роли в газодобыче можно оценить положительно (см. рис. 2). Безусловно, сегодня в газовой отрасли формируются элементы конкурентной среды, несмотря на то, что пока ни одна из этих фирм не в состоянии реально конкурировать с «Газпромом».

Опасения по поводу возможных  последствий указанных процессов  для российской экономики вполне оправданы. Во-первых, помимо электроэнергетики  в стратегии «Газпрома» в качестве отраслей, представляющих интерес для  компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений  и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в  переделе активов и в этих отраслях. Какой «монстр» в результате может  получиться - трудно даже представить. Во-вторых, вхождение «Газпрома» в  формирующийся электроэнергетический  рынок в условиях, когда и крупнейшая компания - гидроэнергетическая - также  будет сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных  генерирующих компаний. В-третьих, возможен рост выручки «Газпрома» за счет использования  схемы давальческого сырья. Наконец, в-четвертых, все указанные преимущества специфического рыночного позиционирования «Газпрома» имеют смысл только в  том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому следует ожидать, что  его реформирование, предусматривающее  организационное выделение естественно  монопольной составляющей (то есть «трубы»), скорее всего будет отложено на более отдаленный срок (по меньшей мере за пределы 2010 г.).

Второй специфический  элемент стратегии развития «Газпрома» возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения «Сибнефти» у «Газпрома» был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о  либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепят его позиции.

Сохранение «Газпрома» в  форме вертикально интегрированной  единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли - либерализации рынка газа по схеме, близкой к уже практикуемой на рынке электроэнергии. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постепенным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергосбережения.

Характерно, что сам «Газпром»  выступает за полную либерализацию  рынка с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас закупают значительные объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»). Причем их практика свидетельствует в пользу либерализации: в 2003 г. ценовая надбавка на свободном рынке составляла 50% к регулируемым тарифам, в 2004 г. - 25, в 2005 г. - 15%, а в некоторых регионах, например на Урале, - и еще ниже. В свою очередь, затягивание перехода к биржевым торгам, по экспертным оценкам, может стоить «Газпрому» около 2 млрд долл.

Возникают вполне оправданные  опасения по поводу возможных последствий  указанных процессов для российской экономики. Во-первых, помимо электроэнергетики  в стратегии «Газпрома» в качестве отраслей, представляющих интерес для  компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений  и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в переделе активов и в этих отраслях. Какой «монстр» в результате может получиться - трудно даже представить. Во-вторых, вхождение «Газпрома» в формирующийся электроэнергетический рынок в условиях, когда и крупнейшая компания - гидроэнергетическая - также будет сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных генерирующих компаний. В-третьих, возможен рост выручки «Газпрома» за счет использования схемы давальческого сырья. Наконец, в-четвертых, все указанные преимущества специфического рыночного позиционирования «Газпрома» имеют смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное выделение естественно монопольной составляющей (то есть «трубы»), скорее всего будет отложено на более отдаленный срок (по меньшей мере за пределы 2010 г.).

Второй специфический  элемент стратегии развития «Газпрома» возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения «Сибнефти» у «Газпрома» был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о  либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепят  его позиции.

Сохранение «Газпрома» в  форме вертикально интегрированной  единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли - либерализации рынка газа по схеме, близкой к уже практикуемой на рынке электроэнергии. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постепенным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергосбережения.

Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии