Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:46, контрольная работа
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды может препятствовать наличие на рынке монополий.
Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части.
Чистая монополия
Контрольная работа по предмету экономика
2
Введение
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды может препятствовать наличие на рынке монополий.
Монополии существуют
во всем мире. Своеобразной монополией
в бывшем СССР была командная
экономика, построенная на всеобъемлющем
директивном планировании, государственном
ценообразовании, централизованном
распределении материальных
При капитализме в монополисты
прорывается предприятие-лидер, которое
использует передовые
Сегодня важно изучать монополии, чтобы ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, создавать конкурентную среду.
3
Чистая монополия
Чистая монополия – ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей.
Монополистический рынок
является полной
4
Признаки монополии
5
Барьеры для входа в отрасль
6
Виды монополии
Монополия
по степени доступа
монополия
монопсония
закрытая
открытая
естественная
искусственная
по месту в сделках
по происхождению
7
Виды монополии
8
Виды монополии
9
Виды монополии
10
Особенности взаимодействия
спроса и предложения на
Предложение продукции
чистой монополией является
Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.
11
Определение цены и
объема выпуска фирмой-
Определение того, насколько
высокой может быть цена
Цены можно повышать, если
соответствующее сокращение
В ином случае монополия
вынуждена ради повышения
Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, и когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки.
12
Определение цены и
объема выпуска фирмой-
Монополия ведет поиск цены и определяет оптимальный объем выпуска, руководствуясь тем же правилом, что и конкурентная фирма:
1. Объем производства
и соответствующего
MC = MR
2. Монополист рассматривает
MC и MR как базу для
MR < P = AR
13
Потеря прибыли
Условие равновесия фирмы-
P1
Q1
Потеря
прибыли
MC
AC
Количество, Q
Цена, P
D = AR
MR
P*
Q*
P2
Q2
Фирма будет наращивать
производство до такого объема,
при котором предельный доход
равен предельным издержкам (MR=MC).
Цена, при которой монополист
будет максимизировать
14
Показатель монопольной власти
Для измерения монопольной власти используют коэффициент Лернера:
L= P – MC / P = – 1 / E, где
L – коэффициент Лернера;
P – монопольная цена;
MC – предельные издержки;
Е – эластичность спроса по цене.
Если L – положительная величина, то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
15
Источник монопольной сверхприбыли
Основным источником
Для того чтобы захватить
потребительский излишек
16
Присвоение излишка
потребителя
Выпуск, Q
Цена, P
D
MR
Рmax
MC
Если цена поднимается выше P*, фирмы потеряют часть выручки и уменьшится их прибыль.
B
За пределами Q*, цена должна будет упасть, чтобы создать излишек потребителя (B).
A
P*
Q*
Между 0 и Q*, потребители будут платить больше, чем P* - излишек потребителя (A).
PC
PC - это цена, которая была бы на совершенно конкурентном рынке.
17
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация – установление разных цен различным группам покупателей.
Цены могут различаться в зависимости от следующих факторов:
18
Ценовая дискриминация
Условия, необходимые для
существования ценовой
19
Последствия монополии
Монополия сопряжена с
целым букетом резко
20
Последствия монополии
Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
21
Последствия монополии
B
A
Потери излишка
потребителя
Безвозвратные
потери
Из-за высокой цены
потребители
теряютA+B ,
а производитель
приобретает A-C.
C
Количество, Q
AR
MR
MC
QC
PC
Pm
Qm
Цена, P
22
Заключение
Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки.
Проблема ограничения
или даже устранения
23
Список литературы