Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения – монополист. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Оглавление

Понятие «чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии………………………………………………………………...3
Фискальная политика государства и ее инструменты………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Контрольные тестовые задания………………………………………………...17
Задача……………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

эконом.теория контрольная.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ В  Г.УФЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине  

«Экономическая  теория» 

Вариант №20 
 
 
 
 

                                                                              Выполнила

                                                                                          Файзуллина Г.Д.

                                                                                          Факультет:                  УС

                                                                                          Специальность:          БУАиА

                                                                                          Группа:                       3 курс 2 в/о

                                                                                          № зачетной книжки:  10УБД60824

                                                                             Руководитель:

                                                                                         Профессор Силантьев В.Б.  
 
 

Уфа-2011

      План  работы 

  1. Понятие «чистая  монополия». Максимизация прибыли в  условиях чистой монополии………………………………………………………………...3
  2. Фискальная политика государства и ее инструменты………………….10

Заключение………………………………………………………………………16

Контрольные тестовые задания………………………………………………...17

Задача……………………………………………………………………………..23

Список  литературы………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие «чистая монополия».

    Максимизация  прибыли в условиях чистой монополии

     Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — ситуация на рынке, когда существует только один продавец  данного товара,  который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения – монополист. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

      Чистая (совершенная) монополия предполагает выполнение следующих условий:

  • монополист является единственным производителем данного товара;
  • продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
  • проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  • степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

      Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Однако захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

     Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).

     Спрос на продукт монополиста.

     Если  кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы горизонтальна (каждая дополнительная единица продукции добавляет к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную её цене), то кривая спроса на продукцию монополиста иная. Кривая спрос на выпуск продукции монопольной фирмы совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополией (рис. 1). Это позволяет сделать три важных вывода.

     

     Рис. 1. Кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии. 

     1. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только снижая цену, что напрямую следует из нисходящей формы кривой. Это является причиной того, что предельный доход фирмы MR (marginal revenue) становиться меньше, чем цена P (price) для каждого выпуска, кроме первого. Если монополист понижает цену, то это касается всех единиц продукции, а это значит, что предельный доход – доход от одной дополнительной единицы продукции - будет меньше.

     2. Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма-монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара, поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

     3. Спрос будет эластичным по цене (эластичность спроса по цене – степень изменения величины спроса с изменением цены товара), если при снижении цены происходит рост величины спроса, а значит, и валового дохода TR (total revenue). Следовательно, монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D.

     Стремящийся к максимизации прибыли монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентной фирмы. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. То есть фирма-монополист будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС).

     Графически  это выглядит так (рис. 2):

     

     Qm - количество продукции, которое будет производить монополист; Рm - монопольная цена. 

     Рис. 2. Прибыль монополии в краткосрочном периоде. 

     Здесь также показаны кривая предельного  дохода МR и кривые средних общих  и предельных издержек - АТС и  МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Qm. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Рm, которая соответствует данному количеству продукции Qm.

     На  рис. 2 совокупная прибыль, получаемая монополистом, будет равна площади  четырехугольника АРmВС. Отрезок АРm отражает прибыль на единицу продукции. Совокупную прибыль можно получить умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства.

     Поскольку фирма-монополист представляет собой  отрасль, то равновесие в краткосрочном  периоде будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения в эту отрасль других фирм.

     Такой подход к исследованию монополии  разрушает некоторые несправедливые обвинения в ее адрес. Во-первых, монополист вовсе не стремится "заломить" свою монопольную цену. Она, как и в случае со свободной конкуренцией, устанавливается при условии MR = МС. И если монополист установит цену выше Рm, то, как уже было сказано, это повлечет за собой снижение количества продукции ниже Qm, а также прибыли. Это невыгодно монополисту. Во-вторых, монополист всегда заботится о максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И ради этого он скорее станет продавать больше и дешевле ради большей совокупной прибыли, чем меньше и дороже ради меньшей совокупной прибыли. В-третьих, чистая монополия не всегда получает прибыль. Она может терпеть и убытки (рис. 3).

     

     Рис. 3. Убытки монополии.

     Когда издержки велики настолько, что спрос  не покрывает их, то монополист терпит убытки, размер которых определяет площадь РmАВС. Но фирма будет продолжать функционировать до тех пор, пока ее убыток не превысит постоянные издержки. На рис. 3 при Q = Qm Pm > AVC, следовательно, монополист будет продолжать работать, так как его совокупный убыток меньше его средних постоянных издержек AFC (AFC = АТС - AVC).

     Но  чем же все-таки "плоха" монополия?

     Если  говорить о чистой конкуренции, можно  отметить ее эффективность, как производственную, так и в области распределения ресурсов. О чистой монополии этого сказать нельзя. Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем  продукции (Qm) и назначать более высокую цену (Pm), чем сделал бы конкурирующий производитель (Qc и Pс) (рис. 4).

     

     Рис. 4. Соотношение цены и объема в монополии. 

     Если  максимизирующая прибыль монополиста  цена больше конкурентной цены, то это  значит, что общество более высоко оценивает продукцию монополиста. Если максимизирующий прибыль монополиста объем производства меньше конкурентного, то это означает, что монополистом производится недостаточное количество продукта.

     Трудно сделать вывод об эффективности монополии. Но вывод есть. И он таков:

     1. Если экономика статична, если эффект от масштаба равно доступен всем фирмам (и чисто конкурентным, и монопольным), то чистая конкуренция эффективнее чистой монополии, так как она стимулирует использование лучшей из известных технологий и распределяет ресурсы в соответствии с потребностями общества.

    2. Если экономика динамична, если эффект от масштаба доступен

лишь  монополисту, то чистая монополия более  эффективна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Фискальная политика  государства и  ее инструменты

     Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях чистой монополии