Максимизация прибыли в чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 86.88 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Исторически сложилось так, что длительное время  на рынках экономически развитых стран  преобладали многочисленные и относительно небольшие предприятия. Но с середины XIX века ситуация начинает меняться. Рост промышленности сопровождается концентрацией  производства, соответственно, более  крупные производители ведут  себя на рынке не совсем так, как  многочисленные мелкие предприниматели. Условия функционирования субъектов  рынка меняются, то есть появляются новые рыночные структуры (модели рынка).

Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными  правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как  заданную, решая, сколько производить  и продавать, а потребители принимают  ее как заданную, решая, сколько купить.

Монополия представляет собой модель рынка, которая  характеризуется тем, что одна фирма  является единственным производителем продукта, у которого нет близких  заменителей. Но такое явление бывает достаточно редко. Для монополии  характерно максимальное проявление рыночной власти — т.е. возможности диктовать  цены на рынке.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает  их наличие за рубежом.

Однако  анализ чистой монополии необходим  в силу двух причин. Первая состоит  в том, что значительный объем  экономической деятельности ведется  в условиях, близких к чистой монополии. Кстати, чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем общенациональных. Мы сталкиваемся с местными монополиями  в небольших городах и поселках: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач, один книжный  магазин и т.п.

Вторая  причина заключается в том, что  изучение чистой монополии дает возможность  лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на цену и ограничивать объем производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Российская  экономика в силу наследования определенных черт плановой экономики имеет большое  количество монополий. Это касается, прежде всего, сырьевых отраслей, энергетики и транспорта. Они играют огромную роль в жизни каждого гражданина нашей страны. Например, повышение  цен на электроэнергию или резкое удорожание нефтепродуктов в  2005 года есть отражение деятельности крупнейших российских монополий. 

Таким образом, тема работы является актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Чистая монополия.

Чистая монополия— это рыночная структура , в которой существует единственный продавец товара , не имеющего заменителей ; этот продавец не находится под влиянием и не влияет на цены и выпуск других продаваемых продуктов .

Подобно чистой конкуренции, чистая монополия  является теоретической абстрактной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры монополии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР существовало единственное предприятие по производству швейных машинок в Подольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР. Советское руководство, основываясь известным высказыванием В. И. Ленина, стремилось превратить социалистическую экономику «в единую фабрику», в чем немало преуспело.

Несмотря  на то что в реальности примеры чистой монополии чрезвычайно редки, некоторые элементы этой рыночной структуры проявляют себя как постоянно действующая сила, в том числе и на конкурентных по своей сути рынках. К примеру, появление принципиально новой технологии приводит к постоянному притоку на рынки абсолютно новых типов товаров. И фирма, впервые внедряющая такие товары, какое-то время может удерживать монопольное положение (до тех пор, пока данную технологию не освоят другие фирмы).

Рассмотрим  чистую монополию как одну из четырех  главных рыночных структур на основе структурных переменных, приведенных в главах 7 и 8.

Таблица;№1 
Структурные переменные чистой монополии

    1) Условия спроса Продукт не имеет близких заменителей
Институциональные 2) 3) 4) Количество  продавцов Количество покупателей  Вход в отрасль и выход  Один

Много

Невозможен

    5) Целевая функция  Максимизация  прибыли в краткосрочном периоде 
Поведенческие 6) Стратегическая  Уровни цены и выпуска 
    7) переменная 

Ожидания  относительно

Отсутствуют, так  как 
       действии соперников соперников  нет 

Чистая  монополия (табл. №1) отличается от чистой конкуренции тремя параметрами из семи: во-первых, в отрасли существует лишь один продавец (а не много, как в условиях чистой конкуренции); во-вторых, продукт не имеет заменителей, т. е. абсолютно дифференцирован. Это означает, что перекрестная эластичность спроса по цене между продуктом монополиста и другими продуктами либо очень низка, нулевая, либо даже отрицательна, в-третьих, вход в отрасль новых фирм невозможен.

В реальной жизни даже монополисты испытывают своего рода периферийную конкуренцию  отдаленных и частичных субститутов: так, почта ощущает некоторое  соперничество со стороны телефонных компаний. Газовые компании могут  соперничать с электроэнергетическими как поставщики топлива. Однако перекрестная эластичность спроса товара монополиста и дальних заменителей не столь высока.

1.1. Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.

Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций. Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными качествами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения, порождает монополию. Пока кто-то способен производить принципиально новый и уникальный продукт, держать технологию его создания «в секрете» — до тех пор существует возможность монополии.

Вторая экономическая сила, которая имеет возможность создать монополию, — это экономия от масштаба. Существуют отрасли, в которых рыночный спрос может быть недостаточным для поддержания большого числа (или даже нескольких) эффективных фирм. Возможна ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ (энергетика, железнодорожный транспорт и т. п.). К примеру, в городе самым эффективным решением будет создание одной водопроводной городской сети, а не двух, трех конкурирующих между собой: невозможно представить ситуацию, при которой, к примеру, четные дома на Невском проспекте обслуживались бы одной водопроводной компанией, а нечетные — ее конкурентом. Если такая ситуация и возникнет, то двум конкурирующим между собой фирмам все же выгоднее будет слиться, превратиться в монополию, так как при этом они способны существенно снизить свои издержки производства.

Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одной фирме удовлетворять весь рыночный спрос. Другими словами, экономия от масштаба настолько значительна по отношению к рыночному спросу, что на рынке не может эффективно существовать больше одного производителя.

Особенность формы кривой долгосрочных средних  издержек(LAC) естественной монополии: кривая представляет собой нисходящую линию. А это значит, что самый дешевый способ удовлетворить потребности в продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного продукта в руках одной фирмы.

Например, на рисунке №1 отражено, что единственная фирма может производить Q * единиц продукции при средних издержках LAC ( Q *), в то время как если бы тот же рынок поделили между собой две фирмы, то долгосрочные средние издержки выросли бы до величины LAC ( Q */2).'

Третьим фактором возникновения монополии является исключительная собственность на важнейшие средства и приметы производства. Одним из наглядных примеров такой монополии является деятельность фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз», которая контролирует большинство мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань.

Рисунок №1. Естественная монополия

Четвертым фактором существования монополии является государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставив исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий или определенных привилегий.

1.2. Цена и выпуск в условиях чистой монополии.

Главное, что отличает монополию от конкуренции, состоит в том, что монополист является ценоустановителем, а не ценополучателем. В условиях чистой монополии кривая спроса фирмы и отрасли — это одно и то же. Действительно: монополист контролирует выпуск всей продукции отрасли. Тем самым монополист способен манипулировать ценой, чтобы найти на линии спроса наиболее приемлемую для себя точку, которой соответствует объем выпуска, максимизирующий прибыль фирмы. Чисто конкурентная фирма, напротив, не способна самостоятельно устанавливать цену, так как является ценополучателем.

1.2.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.

При взаимосвязи между прямой эластичностью спроса по цене и совокупной выручкой, если кривая отраслевого спроса (D) линейна, то линия предельной выручки (MR) также линейна, причем угол наклона MR в два раза круче, чем угол наклона D. К примеру, если алгебраическое выражение линии спроса составляет  D (P) = а bQ , то выражение линии предельной выручки: MR = а 2 bQ . Условие максимизации прибыли монополии (MR = МС) изображено на рисунке №2. Фирма устанавливает объем выпуска в точке (F), где предельный доход MR) равен предельным издержкам (МС).

Рисунок №2. Определение цены и выпуска монополиста

Точка пересечения линий MR и МС, определяющая комбинацию монопольной цены ( Р т ) и монопольного выпуска ( QJ , называется точкой Курно .

Объем выпуска (СУ), соответствующий точке Курно, обеспечивает фирме максимальную прибыль.

Монопольному  объему выпуска Q ) соответствует монопольная цена Р. При этом краткосрочные издержки фирмы на единицу продукции составят величину ()В, выручка на единицу продукции — QJG , а прибыль на единицу продукции — GB. В связи с этим совокупная выручка от продажи всей продукции составит: TR = Р т х () или равна площади прямоугольника P m GQJ). Совокупные издержки равны площади прямоугольника CBQJ), а прибыль монополии в краткосрочном периоде — разнице между совокупной выручкой и совокупными издержками, т. е. площади заштрихованного прямоугольника P m GBC

Информация о работе Максимизация прибыли в чистой монополии