Максимизация прибыли в чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 86.88 Кб (Скачать)

В ситуации, когда общие средние краткосрочные  издержки вырастут до вели чины SAC V монополия получит нулевую прибыль при оптимальном выпуске. Если же средние краткосрочные издержки вырастут до величины SAC 2 — монополия получит отрицательную прибыль, равную величине прямоугольника C m HGP m . Превращение монопольной прибыли в нулевую или отрицательную может быть как по причине роста издержек, так и сокращения спроса (сдвиг линии спроса на монопольный товар влево и вниз).

Таким образом, обладание монопольной  властью на рынке не гарантирует положительной экономической прибыли. Как и в случае совершенной конкуренции, монополист покинет отрасль лишь в том случае, если цена на его товар окажется ниже средних переменных затрат при оптимальном выпуске. Даже если монополия не сможет возместить свои постоянные издержки в коротком периоде (на рисунке №.2 линия SAVC не показана, но она расположена ниже линии SAC), она все же будет продолжать оставаться на рынке.

«Правило большого пальца»

Между предельной выручкой ( MR ), ценой (Р) и прямой ценовой эластичностью спроса (г\) существует следующая зависимость:

MR = MC = P (1 + ). (9 1)

Л v " '

После преобразований формулы 1 получим значение цены:

РМС

1 + 1' (9.2)

Л

Данная  формула представляет собой так  называемое «правило большого пальца»: если известна эластичность спроса по цене и предельные издержки, то можно подсчитать ориентировочную цену продукта монополии.

К примеру, если МС = 10 р., а г) = 3, то оптимальная монопольная цена должна быть установлена на уровне примерно 15 р. При МС = 10 р. и г\ = 4 оптимальная монопольная цена составит примерно 13,33 р.

На основе «правила большого пальца» (формула 2) составим таблицу цен, которые должен устанавливать монополист на свою продукцию  при разных показателях ценовой эластичности спроса (таблица.2) при условии, что МС = 10 р.

Как следует  из данных таблицы, монополист максимизирует  прибыль только при|г)|> 1.

Чем больше величина эластичности \ г \\, тем больше цена Р будет близка к предельным издержкам ( МС ), тем больше монополистический рынок похож на рынок чистой конкуренции, тем больше монопольная цена ( Р т ) приближается к предельным издержкам ( МС ).

При |г)| = 1 цена оказывается неопределенной величиной (в знаменателе фор мулы 9.2 — «ноль»).

Из формулы.2 следует также, что монополист никогда не будет действовать в условиях малоэластичного спроса (при |г|| < 1). В этих условиях MR всегда < 0, в то время как МС всегда > 0. Максимум прибыли монополиста возможен при выпуске, не большем Q = А (на рисунке №2 это также точка Л). В точке А общая выручка монополиста (77?) достигает максимума, а предельная выручка ( MR ) падает до нуля.

Таблица№2.  
Монопольные цены при изменении ценовой эластичности спроса ( «правило большого пальца» )

МС, р. л Р* Р.
10 10,0 11,11
10 5,0 12,50
10 4,0 13,33
10 3,0 15,00
10 2,0 20,00
10 1,0 Неопределенно большая величина
10 0,5 10,0
10 0,4 6,67
10 од 1,11
10 0,0 Неопределенно малая величина

Выбор монопольной цены на основе изопрофит

Величину  монопольной цены (Р т ) и монопольного выпуска ( Q m ) можно вывести аналитическим методом с помощью карты изопрофит 1 , т. е. кривых равных при былей. Обозначим общие издержки монополии в виде функции:

TC = k + IQ .

Тогда n = PQ TC = PQ k lQ .

Решим это уравнение относительно Р. В результате получим уравнение изо профиты:

Р1 + (n + k)/d

0 От Q

Рис№3 . Максимизация прибыли с помощью карты изопрофит

Графики изопрофит (рис.3) имеют вид гипербол. Чтобы определить, какая комбинация значений Р т и Q ^ обеспечивает монопольной фирме максимум при были (тс), нужно на карту изопрофит наложить график отраслевого спроса.

Точка касания линии отраслевого спроса к наиболее отдаленной от начала ко ординат изопрофите даст искомую комбинацию монопольной цены и прибыли.

  • «Изос» (греч.) — равный; профит (англ.) — прибыль.

1.2.2. Монопольная власть и издержки ( потери ) общества.

На монопольном  рынке равновесие устанавливается  при Р > МС. Это значит, что производственные ресурсы используются неэффективно. Этот вывод исходит из того, что если потребители готовы заплатить за единицу дополнительного блага больше, чем требуется для его потребления, то увеличение производства данного блага сопровождается ростом общественного благосостояния.

Если  для конкурентной фирмы цена равна  предельным издержкам, то фирма, обладающая монопольной властью, способна установить цену выше предельных издержек. Следовательно, мерой монопольной власти является величина превышения цены, максимизирующей прибыль, над предельными издержками. Эта мера монопольной власти была предложена в 1934 г. А. Лернером и получила наименование индекса монопольной власти Лернера { Lr ):

Т РМС

Lr = — p — (93)

Причем 0 < Lr < 1. Для чистой конкуренции Lr = 0. Чем больше монопольная власть, тем больше величина Lr . На основании формулы 9.1 можно выразить индекс монопольной власти через ц:

т РМС 1

~ p ~ = ^' (94)

где г\ к — эластичность отраслевого спроса при объеме реализации, соответствующем точке Курно.

Источники монопольной власти. Итак, монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек. Существуют три фактора которые определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой.

  1. Эластичность рыночного спроса на товар данного типа. Если на рынке действует лишь одна фирма, то кривая спроса на ее товар совпадает с кривой рыночного спроса. В этом случае степень монопольной власти зависит только от эластичности рыночного спроса. Но если на рынке конкурируют несколько фирм, то эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел эластичности спроса на товар каждой фирмы. К примеру, если эластичность рыночного спроса равна 2, а эластичность спроса на товар каждой фирмы 3, то эластичность спроса для каждой из них не может быть меньше 2.
  2. Число фирм на рынке. Монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке.
  3. Взаимодействие фирм. Фирмы в отрасли могут и не конкурировать между собой и даже вступить в сговор. Монопольная власть меньше, если фирмы в отрасли агрессивно конкурируют, и больше — если они сотрудничают.

Потери  общества, возникающие вследствие монополизации  производства, можно проиллюстрировать  при помощи излишков потребителя  и производителя (рис.4).

На монопольном  рынке для того, чтобы максимизировать  прибыль, объем производства монополиста  должен соответствовать пересечению  линий MCnMR (точка Курно). Таким образом, монополист должен производить Q ^ выпуска при Р т цене. На конкурентном рынке конкурентная цена (Р) должна соответствовать объему продукции ((У), т. е. находиться на пересечении кривой среднего дохода ( AR ), которая совпадает с кривой спроса ( D ), с кривой предельных издержек (МС). Посмотрим, как меняется излишек, если перейдем от конкурентной цены и выпуска к монопольной цене и выпуску.

Оставшийся  излишек потребителей ( GBP m )

Сокращение излишка потребителей ( P ,„ BFP C + BCF )

Безвозвратные потери (ВСА)

О От Ос О

Рис. №4 .Потери общества от монопольной власти

Потери  потребителей будут состоять из двух частей. Во-первых, из-за повышения цены с уровня Р с до уровня Р т покупатели теряют часть излишка, равного площади прямоугольника P m BFP c Эти покупатели должны платить более высокую цену за прежний товар. Во-вторых, другие покупатели попросту не могут платить более высокую цену за прежний товар. Они теряют излишек в размере площади треугольника BCF . Таким образом, совокупное сокращение излишка потребителя составит величину Р т ВСР с .

Производитель, в свою очередь, получит прибыль, равную площади прямоугольника P m BFP c , так как он продает свой товар по более высокой цене. Но при этом он теряет часть своего излишка (площадь треугольника FCA ) из-за снижения объема выпуска.

Таким образом, в результате установления монопольного выпуска и цены:

  • часть излишка потребителя переходит к производителю (площадь прямоугольника Р BFP C );
  • безвозвратные потери потребителя составляют величину BCF , а безвозвратные потери производителя — величину FCA .

Итак, безвозвратные потери (издержки) общества от монопольной власти составят величину треугольника ABC . Чем больше излишка потребителя переходит к производителю монополисту (величина прямоугольника P m BFP c ), тем больше общественные издержки существования монополии.

По расчетам специалистов, потери общества от деятельности монополий могут достигать от 4 до 13% валового продукта. Во-первых: данные потери включают в себя также расходы, обусловленные так называемым поведением в поисках ренты, т. е. доходы правительственных институтов и чиновников, оберегающих некоторые предприятия от конкуренции. Во-вторых: фирмы платят политикам не только и не столько за улучшающие их положение привилегии, сколько за то, чтобы избежать ухудшения своего положения вследствие тех или иных действий государства. Концепция извлечения ренты в данном случае в центр своего внимания ставит активное рационально-эгоистическое поведение политиков.

1.2.3. Отсутствие кривой предложения монополиста.

Для монополиста кривой предложения не существует. Причина заключается в том, что монополист не является ценнополучателем, т.е. не существует однозначного соответствия между ценой и предельным доходом при перемещении по кривой рыночного спроса.

Рассмотрим  рис. №5 и №6. собственная кривая отраслевого спроса. В данном случае объем выпуска, на который указывает точка Курно, будет предлагаться по разным ценам в зависимости от угла наклона линии спроса.

  • 1. Рисунок №5 показывает, что при заданной кривой предельных издержек (МС) монополии в точке Курно могут пересекаться одновременно две (и больше) кривые предельной выручки ( MR ), каждой из которых соответствует

О Q „ MR X MR 2 Q

Рис . №5. Одинаковый объем предложения по разным ценам

О Qi 0.2 МЙ ?* Q

Рис . №6. Разные объемы предложения по одинаковой цене

Рисунок №6 показывает, что несколько точек  Курно, соответствующих разным кривым спроса, могут показывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное количество продукции. По мнению английского экономиста Ф. Уикстида, никаких кривых предложения вообще не существует, а то, что называют кривой предложения, на самом деле является кривой спроса на деньги со стороны продавцов.

Будем считать, что монополист не имеет  никакой кривой предложения. Состояние его дел характеризуется правилом предложения, которое заключается в приравнивании предельного дохода к предельным издержкам.    

Информация о работе Максимизация прибыли в чистой монополии