Максимизация прибыли в чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 86.88 Кб (Скачать)

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Максимизация прибыли в чистой монополии.

В западной экономической литературе теория фирмы  построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации  деятельности фирмы:

1. в  одних утверждается, что цель  фирмы максимизация не прибыли,  а объема продаж;

2. согласно  другой концепции, теории «удовлетворения», автором которой является американский  профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать;

3. «эволюционной  теории» С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к  максимальной прибыли, но никогда  ее не получают или же достигают  ее чисто случайно.

Однако  в этих и в других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается  движущей силой в экономике. Большинство  этих теорий рассматривается и критикуется  в книге Монополистическое ценообразование.  

Можно сказать, что сущность монопольной (да вообще любой) прибыли состоит  в ее максимизации. Ведь сама по себе возможность обеспечения прибыли - необходимое, но недостаточное условие  развития монополии. Неотъемлемой чертой  монополии была и есть жажда получения максимального прироста стоимости на весь авансированный капитал. Поэтому капиталы направляются туда, где выше норма прибыли. Максимальная прибыль является не только смыслом существования монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. Факты убедительно свидетельствуют о том, что даже крупнейшие монополии не могут выжить в конкурентной борьбе, не обеспечив себе соответствующих прибылей. Сравнительно невысокая прибыльность приводит к тому, что крупные корпорации скатываются на более низкие ступени монополистической иерархии или терпят финансовый крах.  Можно сказать, что сущность монопольной (да вообще любой) прибыли состоит в ее максимизации. Ведь сама по себе возможность обеспечения прибыли - необходимое, но недостаточное условие развития монополии. Неотъемлемой чертой  монополии была и есть жажда получения максимального прироста стоимости на весь авансированный капитал. Поэтому капиталы направляются туда, где выше норма прибыли. Максимальная прибыль является не только смыслом существования монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. Факты убедительно свидетельствуют о том, что даже крупнейшие монополии не могут выжить в конкурентной борьбе, не обеспечив себе

соответствующих прибылей. Сравнительно невысокая прибыльность приводит к тому, что крупные корпорации скатываются на более низкие ступени  монополистической иерархии или  терпят финансовый крах.

Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять  решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается  в зависимости от кривой рыночного  спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).

Если  кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы горизонтальна (каждая дополнительная единица продукции добавляет  к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную её цене), то кривая спроса на продукцию монополиста иная. Кривая спрос на выпуск продукции монопольной  фирмы совпадает с наклоненной  вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополией. Это позволяет  сделать три важных вывода: 

1.Чистая  монополия может увеличить свои  продажи, только снижая цену, что  напрямую следует из нисходящей  формы кривой. Это является причиной  того, что предельный доход фирмы  становиться меньше, чем цена  для каждого выпуска, кроме  первого. Если монополист понижает  цену, то это касается всех  единиц продукции, а это значит, что предельный доход – доход  от одной дополнительной единицы  продукции - будет меньше.

2.Монополист  может установить либо цену  своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за  любой определенный период времени.  И раз он выбрал цену, то  требуемое количество товара  определится кривой спроса. Аналогично, если фирма-монополист выберет  в качестве устанавливаемого  параметра количество товара, поставляемого  ею на рынок, то цену, которую  потребители заплатят за это  количество товара, определит спрос  на данный товар.

3. Спрос  будет эластичным по цене (эластичность  спроса по цене – степень  изменения величины спроса с  изменением цены товара), если  при снижении цены происходит  рост величины спроса, а значит, и валового дохода. Следовательно,  монополист, стремящийся максимизировать  прибыль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса.

Стремящийся к максимизации прибыли монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентной фирмы. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. То есть фирма-монополист будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

При экономическом  подходе прибыль является разницей между выручкой от реализации и издержками. И фирма стремится максимизировать  эту разницу. Это правило верно, и для условий свободной конкуренции, и для монополии. Производство каждой дополнительной единицы продукции  одновременно увеличивает общие  издержки на величину и повышает общую  выручку на величину предельной выручки. С каждой дополнительно произведенной  единицей продукции предельная выручка  понижается, а предельные издержки повышаются. Настанет момент, когда  предельные издержки будут превышать  предельную выручку и общая прибыль  будет отрицательной. Общая прибыль  будет повышаться, пока предельная выручка будет больше предельных  издержек. Следовательно, первое условие максимальной прибыли гласит: предельная выручка равна предельным издержкам.

В условиях монополии, как мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она  лишь зависит от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса и средней выручки имеют  отрицательный наклон. Предельная выручка  будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней  и предельной выручки не совпадают. Монополист максимизирует прибыль, но предельная выручка меньше цены в отличие от фирмы в свободной  конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы.

1.Р. М. Нуреев, Курс микроэкономики, Москва, 2000. 
2. Экономическая теория, под ред. В. Д. Камаева, Москва 1998. 
3. Данные Интернет: www.infoart.ru,
www.apport.ru

4. Селищев А.С.  « Микроэкономика» 2002 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Максимизация прибыли в чистой монополии