Чистая монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:26, лекция

Краткое описание

4.1. Основные черты чистой монополии. Факторы монополии. Виды монополии. Монопсония.
4.2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста.
4.3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
4.4. Чистая монополия и эффективность.
4.5. Ценовая дискриминация: условиях, формы, последствия.

Файлы: 1 файл

Тема 4.(Чистая монополия).doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Лекция 4. Чистая монополия

4.1. Основные черты  чистой монополии.  Факторы монополии.  Виды монополии.  Монопсония.

4.2. Спрос на продукт  и предельный доход  монополиста.

4.3. Определение цены  и объема производства  в условиях чистой  монополии в краткосрочном  и долгосрочном периодах.

4.4. Чистая монополия  и эффективность.

4.5. Ценовая дискриминация:  условиях, формы,  последствия. 

4.1. Основные черты  чистой монополии.  Виды монополии.  Монопсония.

      Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является единственным поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей.

      Основные  черты чистой монополии представлены в таблице (см. предыдущую лекцию).

      В экономической теории различают  следующие виды монополий:

      1. Чистая монополия – ситуация с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Понятие «чистая монополия» является абстракцией, так как практически отсутствуют продукты, у которых нет заменителей. Ситуация с чистой монополией скорее характерна для местного рынка, чем для общенационального, так как на местном рынке услуги почты, парикмахера, стоматолога могут быть расценены как услуги единственного продавца товара, не имеющего близких заменителей.

      2. Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты, института авторских прав.

      3. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба.

      4. Открытая монополия – фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо, обычно нового, товара, не обладая специальной защитой от конкуренции. Открытая монополия будет существовать до тех пор, пока не появится другой производитель аналогичной продукции.

      5. Простая монополия – фирма-монополист продает свою продукцию по одной цене всем потребителям.

      Выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые фирмы  могут одновременно принадлежать к нескольким видам.

      Сохранению  монополии как вида рыночной структуры способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Основными типами барьеров являются:

      1) исключительные права, полученные от правительства, например, на продажу спиртных напитков, проведение лотереи, услуги связи и т.д.;

      2) патенты и авторские права, гарантирующие на определенный период времени защиту от конкурентов при производстве новых продуктов и услуг;

      3) собственность на все предложения какого-либо ресурса, в том числе и на уникальные способности человека – певца, актера, хирурга и др.;

      4) эффект масштаба, преимущества низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка;

      5) нелегальные методы борьбы с  новыми потенциальными конкурентами.

      Монопсония – рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса. 

4.2. Спрос на продукт  и предельный доход  монополиста.

      Так как чистый монополист является отраслью, его кривая спроса представляет собой  кривую спроса чистого конкурента и имеет вид нисходящей линии (табл. 4.1, стр. 1,2). 

Таблица 4.1.Доход и издержки производителя  в условиях чистой монополии

Количество  произведенной продукции, шт. Цена (средний  доход), у.е. Валовой доход, у.е. MR, у.е. Средние валовые  издержки, у.е. Валовые издержки, у.е. MC, у.е. Прибыль или  убыток, у.е.
0 172 0 -   100   -100
1 162 162 162 190,0 190 90 -28
2 152 304 142 135,0 270 80 34
3 142 426 122 113,3 340 70 86
4 132 528 102 100,0 400 60 128
5 122 610 82 94,0 470 70 140
6 112 672 62 91,7 550 80 122
7 102 714 42 91,4 640 90 74
8 92 736 22 93,8 750 110 -14
9 82 738 2 97,8 880 130 -142
10 72 720 -18 103,0 1030 150 -310
 

      Это обусловлено:

      1) цена превышает предельный доход. Дело в том, что фирма может продать дополнительную единицу продукции только при условии понижения цены. При этом понижение цены касается не только последней единицы продукции, но и всех предыдущих, следовательно, предельный доход будет ниже цены.

Рисунок 4.1 – Цена и предельный доход в условиях чистой монополии 

      Как видно из рис. 4.1, снижая цену со 142 до 132 у.е., монополист получает от продажи  четвертой единицы продукции  132 у.е. Но из этого прироста нужно вычесть 30 у.е., которые представляют собой потерю из-за снижения цены каждой из первых 3 единиц на 10 у.е. Следовательно предельный доход четвертой единицы составляет 102 у.е. (= 132 у.е. – 30 у.е.), значительно меньше, чем ее цена в 132 у.е.

      2) кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска. Монополист одновременно выбирает и цену и объем выпуска самостоятельно.

      3) ценовая эластичность. Так как фирма должна снизить цену, чтобы увеличить свои продажи, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях несовершенной конкуренции лежит ниже ее понижающейся кривой спроса (D) (рис. 4.2.). Валовой доход (TR) увеличивается снижающимся темпом, достигая максимума и затем понижается. Так как MR есть изменения в TR, существует особенная связь между MR и TR. При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса TR возрастает, и, следовательно, MR является положительным. Когда TR достигает своего максимума, MR равен нулю. И при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса TR снижается так, что MR становится отрицательным. Монополист или другой продавец, действующий в условиях несовершенной конкуренции, никогда не захочет понижать цену на неэластичном отрезке своей кривой спроса, потому что, поступая так, он одновременно будет сокращать валовой доход и увеличивать издержки производства, таким образом, понижая прибыль.

      Рисунок 4.2 – Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы в условиях монополии 

4.3. Определение цены  и объема производства  в условиях чистой  монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах 

      Максимизация  прибыли и минимизация убытков фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Подобно совершенной конкуренции фирма-монополист максимизирует прибыль или минимизирует убытки, производя количество продукции, соответствующее правилу MR = МС. Однако особенностью монополии является установление более высокой цены (рис. 4.3).

 

Рисунок 4.3 – Максимизация прибыли фирмой-монополистом 

      На  рис. 4.3. видно, что монополист в соответствии с правилом MR = МС будет производить объем продукции, соответствующий точке К. Цена определяется спросом на продукцию и равна Р1. Прямоугольник ОР1МК характеризует величину совокупного дохода, ОСТК – величину совокупных издержек, площадь заштрихованной фигуры – величину экономической прибыли.

      На  рисунке 4.4 представлена ситуация, когда предприятие получает нормальную прибыль или достигает безубыточного объема производства продукции. 

 

Рисунок 4.4 – Нормальная прибыль или безубыточный объем производства 

      В краткосрочном периоде фирма-монополист может терпеть убытки. В этой ситуации величина совокупного дохода будет меньше величины совокупных издержек, а кривая АТС будет расположена выше цены (совокупного дохода). До тех пор, пока возмещаются переменные издержки, фирме необходимо, продолжать производство. При невозможности компенсации переменных затрат фирме следует остановить производство.

      На  рисунке 4.5 представлена ситуация, когда  предприятие минимизирует свои убытки. 

Рисунок 4.5 – Минимизация убытков предприятия-монополиста 

      На  рисунке 4.6 представлена ситуация, когда предприятию в краткосрочном периоде безразлично производить или уходить с рынка.

Рисунок 4.6 – Точка безразличия или точка бегства с рынка 

      На  рисунке 4.7 представлена ситуация остановки  производства.

Рисунок 4.7 – Ситуация остановки производства 

      Поведение монополистических  фирм в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде размеры предприятия могут быть изменены, причем фирмы могут покидать отрасль или входить в нее. В зависимости от вида монополии условия долгосрочного равновесия могут существенно отличаться друг от друга.

      Равновесие  при отсутствии угрозы появления конкурента. В долгосрочном плане максимизирующий прибыль монополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпустит количество продукции, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек:

MR = LR МС.

      Долгосрочная  равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на кривой спроса. При долгосрочном равновесии фирма-монополист, во-первых, не может терпеть убытки, так как в противном случае она уйдет с рынка. Во-вторых, долгосрочное равновесие не обязательно устанавливается в точке минимума долгосрочных средних общих издержек. В-третьих, цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы-монополиста, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Дело в том, что монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска. При более низкой цене с учетом эластичности спроса валовая прибыль будет больше.

      Открытая  монополия и лимитирующее ценообразование. Как нам уже известно, открытая монополия на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо нового товара, но она не защищена от конкурентов барьерами. Следовательно, фирма должна выбрать ту модель поведения, которая принесет ей максимальную экономическую прибыль и, одновременно, будет препятствовать проникновению в отрасль конкурентов. С этой точки зрения существует несколько оптимальных вариантов поведения открытой монополии. Во-первых, это повышение цены до уровня, обеспечивающего получение максимальной краткосрочной экономической прибыли, что неизбежно привлечет в отрасль конкурентов с аналогичным товаром. Рынок превратится в олигополистический, и цена существенно понизится. Однако, возможно, к этому моменту фирма уже получит достаточную монопольную прибыль или предложит новый продукт по максимальной цене. Во-вторых, открытая монополия может установить несколько меньшую цену на новый товар. В этом случае прибыль будет ниже и не станет привлекать потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования. В-третьих, фирма может вначале установить высокую цену, а затем по мере появления конкурирующих фирм постепенно ее снижать.

      Закрытая  монополия. Как уже отмечалось выше, закрытая монополия защищена от конкуренции барьерами — патентами, разрешениями, государственными лицензиями и т.п. Экономической прибыли закрытой монополии угрожают разработка товаров-субститутов и возможность опротестования юридических барьеров со стороны конкурентов. Усилия, предпринимаемые конкурирующими фирмами, будут увеличивать затраты закрытой монополии на защиту имеющихся барьеров и, в конечном итоге, могут свести на нет чистую экономическую прибыль (ренту) монополиста. В такой ситуации фирма будет функционировать безубыточно, получая доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативные, но не приносящий экономической прибыли.

Информация о работе Чистая монополия