Чистая монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:26, лекция

Краткое описание

4.1. Основные черты чистой монополии. Факторы монополии. Виды монополии. Монопсония.
4.2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста.
4.3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
4.4. Чистая монополия и эффективность.
4.5. Ценовая дискриминация: условиях, формы, последствия.

Файлы: 1 файл

Тема 4.(Чистая монополия).doc

— 273.50 Кб (Скачать)

      Естественная  монополия. Отрасль является естественной монополией, если одна фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Другими словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек. Примером естественной монополии может служить водо- и газоснабжение, услуги местной телефонной компании и т.п.

      С точки зрения общества эффективным  объемом выпуска будет производство товаров или услуг естественной монополией, соответствующее равенству предельного дохода предельным издержкам. Можно предположить, что если регулирующий государственный орган установит пену на уровне предельных издержек, то эффективность естественной монополии будет очевидной, так как потребители получат максимальное количество продукта по минимальным ценам. Однако в действительности дела обстоят гораздо сложнее.

      Например, в отраслях, производящих коммунальные услуги, технология обусловливает очень  большие постоянные издержки по поддержанию  системы в рабочем состоянии и очень низкие предельные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. В связи с этим установление регулирующим органом цены на уровне предельных издержек может привести к убыткам монополиста. Как решается данная проблема? Существует два основных подхода к регулированию естественных монополий.

      1. Правительственное регулирование естественных монополий. Если регулируемая фирма не должна субсидироваться, то это значит, что она должна получать не отрицательную прибыль. В идеале предполагается установление цены правительственным органом на уровне средних общих издержек. Проблема состоит в определении истинных издержек фирмы, так как сделать это довольно трудно.

      2. Передача естественной монополии в эксплуатацию правительству. В этой ситуации оптимальным является установление цены на уровне предельных издержек и предоставление фирме аккордной субсидии в целях поддержания этой цены. Проблема заключается в том, что аккордная субсидия может отражать не только высокие постоянные издержки, связанные с эксплуатацией предприятий коммунальных услуг, но и неэффективность производства.

4.4. Чистая монополия  и эффективность.

      Эффективность монополии. Оценка эффективности монополии с точки зрения общества имеет следующие аспекты:

  • во-первых, если при совершенной конкуренции цена и объем выпуска определяются равенством предельного дохода и предельных издержек, то при монополии цена устанавливается выше, а объем производства, соответствующий более высокой цене, будет значительно ниже эффективного (конкурентного). Разница между эффективным объемом выпуска и монопольным составляет безвозвратные потери и означает недораспределение ресурсов с точки зрения общества;
  • во-вторых, установление монопольных цен приводит к тому, что по сравнению с совершенной конкуренцией излишек потребителя будет меньше, а излишек производителя — больше. Суммарные излишки потребителя и производителя при монополии меньше конкурентных, что подчеркивает экономическую неэффективность монополии;
  • в-третьих, монополия может достичь положительного эффекта масштаба и аналогичных или даже более низких средних общих издержек, как и конкурентная фирма. Исключение составляет только закрытая монополия, издержки которой могут быть очень высокими, что связано с необходимостью содержания лоббистов и адвокатов, защищающих броню юридических барьеров. В таких случаях экономисты отмечают, что монополиям присуща так называемая «X-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» называют отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии;
  • в-четвертых, монополии обладают достаточными финансовыми средствами для осуществления НТП. Однако в условиях защищенности от конкурентов у монополии нет автоматического стимула для внедрения ее достижений;
  • в-пятых, существует мнение, что монополия усиливает неравенство в богатстве и доходах. Однако однозначно согласиться с этим нельзя. Если речь идет о крупной корпорации, то большая часть ее акционерного капитала обычно принадлежит страховым компаниям и пенсионным фондам профсоюзов. В этом случае часть прибыли монополии пойдет на социальные нужды. Если же речь идет о монополии на местном уровне (театр, парикмахерская), то они будут функционировать на уровне безубыточности. Средства государственных монополий, как правило, пополняют правительственный бюджет, а не создают личные состояния. Прибыль многих монополий существует непродолжительное время из-за натиска конкурентов. Закрытые монополии тратят громадные деньги на защиту своих юридических барьеров. Открытые монополии сознательно ограничивают свою прибыль для предотвращения появления конкурентов.

4.5. Ценовая дискриминация в условиях монополии

      Рассматриваемая нами модель монополии построена на допущении, что все единицы продукции в определенный период времени продаются всем покупателям по одной и той же цене. Однако при определенных условиях могут назначаться разные цены на один и тот же товар разным группам потребителей. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.

      Ценовая дискриминация  имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.

      Для осуществления практики ценовой дискриминации рынок должен отвечать двум условиям:

1) покупатели не могут перепродавать приобретенную продукцию;

2) продавец имеет возможность разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на товар.

      Разделив  покупателей на группы, фирма-монополист назначает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения. Разные цены на входные билеты могут быть назначены для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.

      Экономические последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны.

      Первое: монополист будет увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех остальных равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

Информация о работе Чистая монополия