Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения – монополист. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Оглавление

Понятие «чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии………………………………………………………………...3
Фискальная политика государства и ее инструменты………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Контрольные тестовые задания………………………………………………...17
Задача……………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

эконом.теория контрольная.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

            Если эти комбинации товаров мы покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U1 (рис.5).

Рис. 5 Кривые безразличия

            Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривые безразличия, лежащие выше и правее данной кривой (U1), показывают более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара Х, что и набор В, но большее количество товара Y. Следовательно, набор С более предпочтителен, чем набор В.

             Все наборы на кривой безразличия U1 равноценны. То же относится к наборам на кривых U2, U3 и т. д. Поскольку кривая U2 находится правее кривой U1, то любой набор, лежащий на кривой безразличия U2, предпочтительнее любого набора на кривой безразличия U1, а соответственно, любой набор, лежащий на кривой U3, предпочтительнее набора товаров X и Y на кривой U3.

            Кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства совокупности товаров, однако все они имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются. Совокупность всех кривых безразличия, каждая из которых отражает различный уровень полезности, образует карту безразличия.

           Кривые безразличия позволяют выявить предпочтения потребителя и возможность замены одного блага другим. Но они не показывают, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее предпочтительным.

           Естественно потребитель стремится приобрести товарный набор, расположенный на наиболее удаленной от начала оси координат кривой безразличия. Но он ограничен в средствах. Не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных товарных наборов используется бюджетная линия, которая графически показывает множество наборов двух продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат. С помощью бюджетной линии можно увидеть, какой набор товаров может купить потребитель, исходя из имеющегося у него количества денег.

           График бюджетной линии представлен на рис. 6, где I – доход потребителя; Рх, Ру – цены товаров Х и Y.

           Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу и являются доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят дороже и поэтому недоступны для него. Все наборы товаров, расположенные ниже и левее бюджетной линии, не являются оптимальными, так как имеется неизрасходованный доход. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов.

Рис. 6 Бюджетная линия

Рис. 7 Равновесие (оптимум) потребителя

           Для определения равновесия (оптимума) потребителя перенесем бюджетную линию на карту безразличия (рис. 7).

            Какой набор товаров выберет потребитель? Тот, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать. Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия U1, также как и точку В, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия U2. Таким образом, потребитель максимизирует свою полезность, получаемую от покупки двух товаров Х и Y, при имеющемся у него бюджете в точке Е. Это графическая интерпретация положения равновесия потребителя, т.е. такого состояния, в котором потребитель покупает товары в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

Из  всего вышесказанного следует, что верный ответ Б).

2. Совокупный спрос складывается из:

А) личного потребления

Б) предельных издержек

В) сумм, необходимых на обслуживание государственного долга

Г) инвестиций

Д) экспорта

Е) импорта

Ж) государственных  расходов

З) чистого экспорта

         Совокупный спрос  - это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях. Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на потребление, частные внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт во всех секторах экономики. Он складывается из четырех составляющих:

1.Потребление.Объем потребления, в первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен.

2.Инвестиции, или капиталовложения, включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования, а также накопление запасов. Объем инвестиций определяется, главным образом, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.

3.Государственные закупки. К ним относятся такие операции, как финансирование судебной системы, медицинских учреждений или государственных школ, расходы на безопасность и оборону, развитие сельского хозяйства. В отличие от потребления и инвестиций, эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.

4.Чистый экспорт. Он равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.

Следовательно, верными ответами являются пункты А), Г), Ж), З). 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Задача

 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 8 Кривые спроса и предложения

         Данный график иллюстрирует становление на конкурентном рынке равновесной цены (40 долл.) и равновесного объема реализации товара – 20 шт. ( в точке Е пересекаются кривые спроса и предложения). В зоне, где цена ниже равновесной (30 долл.), образуется дефицит товара, который «работает» на повышение цен. В зоне, где цена выше равновесной (60 долл.), образуется избыток товара, что постепенно снижает цены. В точке равновесной цены Е все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары.  

      Список  используемой литературы

  1. Гасанов Р.М  Сущность монополий. М.: Международные отношения. 2003.
  2. Главный бухгалтер № 22, июнь 2002
  3. Добрынин А.И. Экономическая теория: учебник / А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд., перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 544с.
  4. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – Т. 1. - 13-е изд. – М., Инфра-М., 2003.
  5. Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
  6. Тарасевич Л.С. Макроэкономика, М., Юрайт, 2003.
  7. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510с.

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях чистой монополии