Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование различных видов и форм монополий и их возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен и получения более высоких (монопольных) прибылей.
Для реализации данной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение монополии и исследовать её характерные черты;
Охарактеризовать различные виды и формы монополий;
Рассмотреть сущность и признаки чистой монополии;
Проанализировать вопросы ценовой политики монополистических образований и правила ценообразования в условиях чистой монополии.

Оглавление

Введение
1. Чистая монополия: сущность, виды и условия образования
1.1. Сущность монополии, подходы к ее определению
1.2. Виды и формы монополий
1.3. Понятие, причины, признаки чистой монополии
1.4. Ценовая политика чистой монополии
2. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии
2.1 Максимизация прибыли монополией
2.2 Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение
2.3 Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии
3. Пример монополии в России на основе ОАО «Газпрома»
3.1. Реформирование газовой отрасли
3.2.Статистические данные
3.3.Выводы по ОАО «Газпрому»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Опред. цены и объема произвю в услов. чистой монополии..docx

— 72.17 Кб (Скачать)

2.1 Максимизация прибыли монополией

Монополист диктует цену и объем производства, т.е. монополист неизбежно определяет цену, решая  какой объем продукции произвести.

На вопрос: какую комбинацию цены и количества на эластичном отрезке  кривой спроса выберет чистый монополист? - ответ один - это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.

Чистая монополия определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек и спроса.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для  монополиста.

Фактически монополист может  увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль  вплоть до объема производства Q*, при  котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы  продукции, равна нулю. Поэтому меньшее  количество продукции Q1 не максимизирует  прибыль, хотя и позволяет монополисту  установить более высокую цену. При  объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади  между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

Больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.

 

 

2.2 Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение

Фирма обладает монопольной  властью тогда, когда она имеет  возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит  от наличия близких заменителей  на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена  вниз, а не была горизонтальной, как  для конкурентной фирмы, так как  иначе у монополиста не будет  возможности изменять цену путем  изменения количества предлагаемого  товара.

В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополией. Поэтому монополист считается с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.

Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой  определенный период времени. И раз  он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет  в качестве устанавливаемого параметра  количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители  заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

Монополист, в отличие  от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия  может выбрать цену, которая максимизирует  ее прибыль, и предоставить, самим  покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Фирма решает: сколько  товаров производить, основываясь  на информации о спросе на ее продукт.

Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

1. На повышение спроса  монополист не всегда отвечает  увеличением выпуска, вместо этого  монополист может просто поднять  цены на свой товар. Его реакция  зависит не только от изменения  спроса на его товар, но и  от того, как изменится эластичность  спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг  кривой предельного дохода зависит  напрямую от изменения ценовой  эластичности, связанной с данной  ценой. Для монополиста сдвиг  кривой предельного дохода, а  не кривой спроса на его  продукт, является решающим фактором  при изменении выпуска.

2. Невозможно определить  кривую спроса для монополиста,  так как для одного и того  же количества товара можно  определить две и более цены. (И наоборот две и более цены  могут ставиться в соответствие  одному и тому же выпуску). Кривую  спроса невозможно использовать  для того, чтобы объяснить, какое  количество продукции монополист  предложит на рынок, так как  фирма сама назначает цены.

В условиях монополизированного  рынка нет пропорциональной зависимости  между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что  решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения  в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как  это происходит с кривой предложения  для рынка свободной конкуренции.

Вместо этого изменения  в спросе могут привести к изменению  цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения  цены или же измениться могут как  цена, так и объем производства.

2.3 Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии

Монополист не всегда продает  все единицы продукта по одной  цене. В некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой  понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.

Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт  не может быть куплен на одном рынке  и перепродан по более высокой  цене на другом. Например, если книги  школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть, затем  перепроданы другим группам населения.

Поэтому ценовая дискриминация  обычно осуществляется в сфере услуг. Например, в С.Петербурге пенсионеры оплачивают телефонные услуги по более  низким тарифам, чем остальное население. Единственный врач, практикующий в  небольшом населенном пункте и имеющий  представление о материальном положении  клиентов, может устанавливать для  них различный гонорар за лечение. Ценовая дискриминация предполагает, что отнесение покупателей к  отдельным группам населения  не представляет труда.

Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов  уплатить за него более высокую цену.

Итак, фирма, обладающая монопольной  властью, проводит политику ценовой  дискриминации, если она назначает  разные цены для различных категорий  потребителей на основе разницы в  эластичности их спроса.

Но важно отметить, что  это отнюдь не единственная форма  ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может  также реализовываться через  нелинейное ценообразование, когда  сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его  покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного  ценообразования.

Различаются три типа ценовой  дискриминации: совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и  дискриминация третьей степени.

Совершенная дискриминация  имеет место тогда, когда фирма  устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует  товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить.

В реальной действительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это -- недостижимая мечта каждого продавца.

На первый взгляд кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.

Поскольку совершенная ценовая  дискриминация практически неосуществима, то монополисты в ряде случаев  устанавливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара, а выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые  покупатели получают скидки с цены продукта. Такие скидки могут предоставляться  в зависимости от размеров приобретаемой  партии товара, потому что покупатели часто предъявляют спрос на большие  партии товара только при условии  предоставления им скидки. Ценовая  дискриминация проявляется, например, в установлении трех тарифов на междугородные  телефонные разговоры. В связи с  этим те лица, которые не воспользовались  бы этим видом услуг, имеют возможность  связаться по телефону с другими  городами в вечернее или ночное время  или в выходные дни, когда действуют  льготные тарифы. В ряде случаев  скидки носят кумулятивный характер. Так, проездной месячный билет на городской транспорт обходится  дешевле, чем приобретение разовых  билетов. Подобная ценовая дискриминация  называется дискриминацией второй степени.

Имеется еще один вид ценовой дискриминации - ценовая дискриминация третьей степени, которая заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и для организаций. Студентам и школьникам проездные месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса является низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока - низкие цены.

Таким образом, ценовая дискриминация  приводит к тому, что некоторые  товары и услуги могут приобретать  потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в  результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как  она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.

Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов  по 3000 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства  предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход  составляет около 300 млн. руб. Однако в  результате произошедших изменений (выросли  цены на топливо, работникам повышена зарплата) издержки возросли и цена билета была повышена вдвое. Количество проданных билетов тоже уменьшилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 300 млн. руб., существуют возможности получить дополнительный доход, привлекая отказавшихся пассажиров скидками.

С одной стороны, ценовая  дискриминация позволяет увеличить  доходы, а с другой стороны, большее  количество потребителей получают возможность  воспользоваться услугой данного  вида. Такая политика в области  ценообразования выгодна обеим  сторонам.

 

 

 

3. Пример монополии в России на основе ОАО «Газпрома»

В этой главе я хочу рассмотреть  механизм функционирования фирмы в  Российской экономике в условиях несовершенной конкуренции на основе ОАО «Газпрома», так как, я считаю, что эта фирма наиболее яркий  пример монополии в России.

В 1990-е годы во многих странах  осуществлялись фундаментальные преобразования в ряде отраслей, традиционно находившихся в государственной или муниципальной  собственности, - электроэнергетике, газоснабжении, железнодорожном и трубопроводном видах транспорта, телекоммуникациях, в сфере жилищно-коммунальных услуг. Все они составляют так называемый естественно монопольный сегмент  экономики, реформирование которого продолжается и в настоящее время.

3.1. Реформирование газовой отрасли

Реформирование газовой  отрасли также предполагало выделение  естественно монопольной (транспортировка  и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным  обособлением. Однако специфика газовой  отрасли обусловливает особенности  ее реформирования по сравнению с  другими естественными монополиями  и, прежде всего электроэнергетикой.

Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонним производителям к его  хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а  их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность  в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать  в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. В результате оценки потенциальных выгод от либерализации в газовой отрасли не так однозначны, как, скажем, в электроэнергетике.

Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии