Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа
Целью работы является исследование различных видов и форм монополий и их возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен и получения более высоких (монопольных) прибылей.
Для реализации данной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение монополии и исследовать её характерные черты;
Охарактеризовать различные виды и формы монополий;
Рассмотреть сущность и признаки чистой монополии;
Проанализировать вопросы ценовой политики монополистических образований и правила ценообразования в условиях чистой монополии.
Введение
1. Чистая монополия: сущность, виды и условия образования
1.1. Сущность монополии, подходы к ее определению
1.2. Виды и формы монополий
1.3. Понятие, причины, признаки чистой монополии
1.4. Ценовая политика чистой монополии
2. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии
2.1 Максимизация прибыли монополией
2.2 Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение
2.3 Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии
3. Пример монополии в России на основе ОАО «Газпрома»
3.1. Реформирование газовой отрасли
3.2.Статистические данные
3.3.Выводы по ОАО «Газпрому»
Заключение
Список литературы
Синдикат это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест это объединение
ряда предприятий одной или
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн
это объединение десятков и даже
сотен предприятий различных
отраслей промышленности, транспорта,
торговли, участники которого теряют
собственность на средства производства
и произведенный продукт, а главная
фирма осуществляет над другими
участниками объединения
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров.
Естественной монополией
обладают собственники и другие хозяйствующие
субъекты, имеющие в своем распоряжении
редкие и свободно не воспроизводимые
элементы производства (например, редкие
металлы, особые земельные участки,
пригодные для возделывания и
выращивания чая, виноградников). Сюда
относятся также целые отрасли
инфраструктуры: железнодорожный транспорт,
военно-промышленный комплекс и т. п.
Естественные монополии возникают
там, где невозможно или экономически
нецелесообразно строить
Естественная монополия существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.
Наряду с отмеченными
положительными качествами у естественных
монополий есть и крайне опасная
оборотная сторона - возможность
господствовать в соответствующих
рыночных отношениях, устанавливать
свою безраздельную диктатуру
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические
монополии. Так условно можно
называть монополии, возникновение
которых продиктовано либо техническими,
либо экономическими причинами, связанными
с проявлением эффекта
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Административная монополия
возникает вследствие действий государственных
органов. С одной стороны, это
предоставление отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
Экономическая монополия
является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Особый вид монополий
- международные монополии. Существуют
две разновидности
Их число значительно
не велико, поскольку объединение
капитала разной национальной принадлежности
сопряжено с большими сложностями:
различие в законодательстве стран,
двойное налогообложение, противодействие
какого-либо правительства и т.д.
Основные формы объединения: учреждение
монополиями разных стран совместной
компании в форме самостоятельно
существующего треста или концерна;
приобретение одной монополией доли
контрольного пакета акций иностранной
монополии; непосредственное слияние
активов фирм разных стран (слияние
де-юре); объединение компаний различных
национальностей посредством «
1.3. Понятие, причины, признаки чистой монополии
В использовании термина монополия, а тем более, чистая монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину:,,несовершенный конкурент'' (П. Самуэльсон),ценоискатель'' (П. Хейне).
Чистая монополия -- это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Основные характерные черты:
Черты чистой монополии наиболее полно встречаются в небольших населённых пунктах с одним магазином, одним телефонным пунктом, местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населённом пункте.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Монополистический барьер для вступления в отрасль может быть обусловлен законодательством или особой лицензией, предусмотренной государством, как, например, в радио- и телевизионном вещании. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли.
Стремясь поддержать или
увеличить вытекающие из этого экономические
прибыли, монополия может израсходовать
значительные суммы на легальные
платежи, «обработку» членов правительства
и рекламу связи с
Институт частной
1.4. Ценовая политика чистой монополии
В случае чистой монополии продавец обладает очень высокой степенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государственная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия.
Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение различных целей. Например, установление цены ниже себестоимости сделает товар, имеющий важное значение для покупателей, более доступным.
Для сокращения потребления может устанавливаться очень высокая цена. Цена может быть назначена с расчетом покрытия всех издержек или получения хороших доходов.
В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать цены на продукцию с учетом некоторых ограничений. Нерегулируемая монополия сама может назначать любую цену, которую только выдержит рынок. Однако монополист далеко не всегда запрашивает максимальную цену.
В соответствии с законом спроса, если цена возрастает, то величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать объем спроса. “Чистый” монополист знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.
Таким образом, власть монополиста над ценой не абсолютна. С одной стороны, он не желает привлекать конкурентов и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка. С другой - боится введения государственного регулирования.
2. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии
Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии