Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование различных видов и форм монополий и их возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен и получения более высоких (монопольных) прибылей.
Для реализации данной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение монополии и исследовать её характерные черты;
Охарактеризовать различные виды и формы монополий;
Рассмотреть сущность и признаки чистой монополии;
Проанализировать вопросы ценовой политики монополистических образований и правила ценообразования в условиях чистой монополии.

Оглавление

Введение
1. Чистая монополия: сущность, виды и условия образования
1.1. Сущность монополии, подходы к ее определению
1.2. Виды и формы монополий
1.3. Понятие, причины, признаки чистой монополии
1.4. Ценовая политика чистой монополии
2. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии
2.1 Максимизация прибыли монополией
2.2 Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение
2.3 Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии
3. Пример монополии в России на основе ОАО «Газпрома»
3.1. Реформирование газовой отрасли
3.2.Статистические данные
3.3.Выводы по ОАО «Газпрому»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Опред. цены и объема произвю в услов. чистой монополии..docx

— 72.17 Кб (Скачать)

Характерно, что сам «Газпром»  выступает за полную либерализацию  рынка с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас поставляют значительные объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»). Причем их практика свидетельствует в пользу либерализации: в 2003 г. ценовая надбавка на свободном рынке составляла 50% к регулируемым тарифам, в 2004 г. - 25, в 2005 г. - 15%, а в некоторых регионах, например на Урале, - и еще ниже. В свою очередь, затягивание перехода к биржевым торгам, по экспертным оценкам, может стоить «Газпрому» около 2 млрд долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшие функции фирмы - определение и удовлетворение нужд потребителей; организация производства; участие в распределение общественного  дохода; инвестиции в реальный капитал.

Главная цель компании любой  формы собственности - получение  максимально возможной прибыли. Максимизация прибыли сопровождается выпуском оптимально количества готовой  продукции.

Фирмы в монополизированных отраслях могут влиять на цену продукции. Валовой доход фирмы - монополиста  не увеличивается пропорционально  росту произведенной и проданной  продукции.

Валовой доход такой фирмы, получаемый при разных ценах на товар, зависит от рыночной спроса на него. Общая закономерность такова, что с ростом объема производства доход фирмы сначала растет, а потом снижается.

Поскольку главная цель фирмы - максимизация прибыли, то фирма должна доводить объем производства только до такого предела, при котором валовой  доход растет теми же темпами, что  и издержки. Этот уровень производства может быть намного ниже, чем тот, при котором достигается максимальный доход.

6. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным  производителем данной продукции,  не имеющей аналогов. Монополист  полностью контролирует ее цену  и объем выпуска.

Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные  препятствия для вступления новых  фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и др.

8. Кривая спроса на  продукцию фирмы - монополиста  - наклонная и совпадает с кривой  рыночного спроса. Издержки и  рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту  произвольно устанавливать высокую  цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

Фактором, ограничивающим рыночную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше рыночная власть, и наоборот. На степень рыночной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

10. В реальной жизни  чистая монополия, так же как  и совершенная конкуренция, встречается  достаточно редко. Реальные рынки  очень разнообразны, и характеризуются  условиями монополистической конкуренции,  постепенно переходящей в олигополию.

11. При монополистической  конкуренции множество мелких  фирм производит разнообразную  дифференцированную продукцию; вступление  новых фирм в отрасль не  сложно. В краткосрочном периоде  фирмы выбирают цену и объем  выпуска максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Легкое вхождение новых фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю.

12. Олигополистические отрасли  характеризуются наличием нескольких  крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей.

13. В России регулирование  деятельности естественных монополий  находится в компетенции двух  федеральных органов исполнительной  власти - Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России).

С точки зрения динамики инвестиционной и производственной активности нефтегазового комплекса  в среднесрочной перспективе  все более важной становится роль государства. Оно может способствовать улучшению инвестиционного климата, реформировать налоговую систему, отслеживать целевой характер непроизводственных расходов укрупняющихся государственных  компаний, осуществлять разработку транспортной стратегии (в части развития трубопроводного  транспорта). Теперь эти (и другие) вопросы  будут решаться с учетом новой  роли государства как собственника нефтегазовых компаний, причем важно  обеспечить экономическую оптимальность  таких решений, что предполагает их поиск с участием всех заинтересованных сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Архипов А.И. Экономика -- М.: Финансы и статистика, 2000.

Герасимов В.Г., Соколинский  З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах -- Белгород: Белаудит, 2000.

Курс экономической теории: Учебник / Ред. коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Киров: Изд-во «АСА», 2001.

Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2000.

Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. с англ. 13-е изд. - М.: Инфра-М, 2001.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. -- М.: Инфра-М, 2001.

Основы экономической  теории / Под ред. С. И. Иванова. -- М: Вита-Пресс, 2000.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. -- М.: Норма, Инфра-М, 2001.

Современная экономика Многоуровневое учебное пособие - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000.

Экономика. Учебник / Под  ред. доц. А. С. Булатова.- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: БЕК, 2000.

Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В. И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. -- М.: Издательство РЭА, 2000.

 

 


Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии