Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 08:52, курсовая работа
Цель  курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
    Исходя  из цели, можно выделить следующие  задачи:
   1. рассмотреть сущность малого предпринимательства;
   2. выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
   3. проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Оренбургской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА................................................................................5
1.1 Направления  и формы государственной поддержки
малого предпринимательства…………………………………………………………….10
1.2 Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства………………….14
1.3 Специальные  налоговые режимы для субъектов  малого предпринимательства………………………………………………………………………19
ГЛАВА 2.  МАЛОЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 
В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ……………..…………………………………………...-
2.1 Развитие малого  предпринимательства в Оренбургской области………….24
2.2 Перспективы  развития малого предпринимательства  в Оренбургской области. Государственная  поддержка. Инфраструктура …….................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...…………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...38
1. обычный налоговый режим;
2. специальные налоговые режимы:
    - 
упрощённая система 
- единый налог на вменённый доход.
На сегодняшний день налоговые поступления от малого бизнеса составляют около 37% от общей суммы поступлений. В 2002 году субъектами малого предпринимательства перечислено единого налога, взимаемого с применением упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности на сумму 234,7 миллионов рублей, в том числе:
 
    Как 
было отмечено выше, большое значение 
имеет государственная 
В Оренбургской области реализуется Областная целевая программа «О развитии предпринимательства на 2009 – 2011 годы». В ее реализации задействованы общественные организации предпринимателей, различные структуры, работающие в сфере поддержки бизнеса, а также комитеты и управления городской администрации. В паспорте данной программы отражена её цели, к которым относятся: «создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития области»4. Исходя из цели, сформулированы задачи, которые также рассмотрены в паспорте программы.
К 2011 году в Оренбургской области планируется достижение следующих показателей:
В результате 
реализации мероприятий Программы 
в 2009-2011 годах будут достигнуты следующие 
социально-экономические 
В Оренбургской области сложилась определённая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Она включает в себя следующие организации:
    1. 
Комитет по поддержке и 
2. Оренбургское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Данное управление защищает права предпринимателей и осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
3. Государственная некоммерческая организация «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства». Фонд поддержки малого предпринимательства занимается кредитованием субъектов малого предпринимательства, а также предоставлением услуг бизнес-планирования и консультации. Перечень услуг, оказываемый Фондом, можно разделить на четыре области:
    4. 
Оренбургское региональное 
    5. 
Областная общественная 
    6. 
Специализированная 
    7. 
Учебно-деловой центр «
8. Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (г. Орск). Основная задача Ассоциации – представление интересов предпринимателей в органах власти, защита прав предпринимателей в суде.
    9. 
Ассоциация по защите прав 
интересов предприятий и 
    10. 
Орское агентство по поддержке 
и развитию малого 
    11. 
ОАО «Урал-Экспо». Это компания, предлагающая 
комплекс услуг для 
    12. 
Оренбургский областной союз 
промышленников и 
13. Межрегиональный маркетинговый центр ЗАО «Оренбург-Москва». Центр предоставляет такие маркетинговые услуги, как исследования, вывод продукции на рынки других регионов, поиск потенциальных партнёров.
    14. 
Тюльганский учёбно-
    15. 
Инновационно-инвестиционный 
    16. 
Оренбургское отделение 
    Таким 
образом, в Оренбургской области 
функционирует развитая инфраструктура 
поддержки малого предпринимательства, 
которая включает  в себя Торгово-промышленную 
палату, различные Фонды, Ассоциации, 
Агентства и образовательные 
учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
    Рассмотрев 
сущность малого предпринимательства 
и государственную поддержку 
субъектов малого предпринимательства, 
можно сделать следующие 
    Во-первых, 
необходимость поддержки малого 
предпринимательства 
    Во-вторых, 
государственная поддержка 
Наконец, сама поддержка малого предпринимательства включает в себя направления (установление упрощённой системы регистрации, лицензирования, налогообложения, учёта и отчётности; создание льготных условий использования финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, поддержка внешнеэкономической деятельности и т.д.) и формы (оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов). Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход. Данные налоговые режимы безусловно, предпочтительнее обычного, т.к. происходит замена всех федеральных, региональных и местных налогов уплатой единого налога.
    Подводя 
итоги по данной теме, следует заметить, 
что, несмотря на многочисленные проблемы, 
существующие в сфере поддержки 
малого предпринимательства, государство 
всё-таки играет весомую роль в его становлении 
и развитии.  Важно отметить то, что 
малое предпринимательство в российской 
практике было разрешено в 1988 году. В этой 
связи, появление многочисленных форм 
и направлений, инфраструктуры поддержки 
малого бизнеса, различных нормативно-правовых 
актов за 20 лет развития самого малого 
предпринимательства является большой 
помощью его субъектам со стороны государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ 
    ПРИЛОЖЕНИЕ 
А 
    Таблица 
– Малое предпринимательство 
в России и в странах Европы 
и США (на 1 июля 2004 г.) 
| Россия | США и Европа | |
| Количество предприятий | 951 000 | 22 000 000 (США) | 
| Доля в ВВП | 11 – 13 % | 50 – 60 % | 
| Трудоспособное население, занятое в предпринимательстве | 17 – 19 % | 50 – 75 % | 
| Количество предприятий на 1 тыс. человек населения | 6,6 | 30 – 40 | 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
Б 
Таблица – Основные 
экономические показатели деятельности 
малых предприятий 
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
| Число малых предприятий (на конец года), тыс. | 843,0 | 882,3 | 893,0 | 953,1 | 979,3 | 1032,8 | 
| Число малых предприятий в расчете на 10000 человек населения1) | 58 | 61 | 62 | 66 | 69 | 73 | 
| Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек | 6483,5 | 7220,3 | 7458,9 | 7815,1 | 8045,2 | 8582,8 | 
| Средняя 
  численность внешних  | 
  607,0 | 502,9 | 546,9 | 608,6 | 630,4 | 656,5 | 
| Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек | 345,3 | 252,9 | 249,0 | 243,5 | 258,1 | 229,3 | 
| Оборот малых предприятий, млрд.руб. | ... | ... | ... | ... | 9612,6 | 12099,2 | 
| Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 43,5 | 51,0 | 67,3 | 99,2 | 120,5 | 171,3 | 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
В 
Таблица 
– Число малых предприятий 
по видам экономической 
| 2005 | 2006 | |||
| единиц | в процентах к итогу | единиц | В процентах к итогу | |
| Всего
   В том числе по видам экономической деятельности 1. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2. рыболовство, рыбоводство 3. добыча полезных ископаемых 4. добыча топливно- 5. добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 6. обрабатывающие производства 7. производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 8. текстильное и швейное производство 9. производство 
  кожи, изделий из кожи и  10. обработка 
  древесины и производство  11. целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 12. химическое производство 13. производство 
  резиновых и пластмассовых  14. производство 
  прочих неметаллических  15. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 16. производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 17. производство 
  транспортных средств  18. прочие производства 19. производство 
  и распределение  20. строительство 21. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22. гостиницы и рестораны 23. транспорт и связь 24. финансовая деятельность 25. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 26. образование 27. здравоохранение и предоставление социальных услуг 28. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг  | 
  7498  428 11 99 65 39  1198 249  67 9 78 93  25 60 123 91  68  29 101 50 1303 3278  117 336 73 1232  36 108 146  | 
  100  4,9 0,2 1,2 0,7 0,5 14,3  2,8 0,8  0,1 1,0 1,1  0,3 0,7 1,4 1,1  0,9  0,4 1,2 0,6 15,6 38,5  1,4 4,2 1,0 14,4  0,4 1,2 1,7  | 
  8769  469 9 91 65 34  1285 269  73 7 99 105  24 75 120 102  74  26 112 66 1467 3254  139 331 91 1252  41 139 204  | 
  100  5,1 0,1 1,0 0,7 0,4 14,3  2,8 0,8  0,1 1,1 1,2  0,2 0,8 1,3 1,2  1,0  0,3 1,2 0,7 16,3 37,6  1,6 3,7 1,0 14,0  0,5 1,4 2,3  | 
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
    Таблица 
– Оборот малых предприятий по 
видам экономической 
| 2005 | 2006 | |||
| Млн. руб | в процентах к итогу | Млн. руб | В процентах к итогу | |
| Всего
   В том числе по видам экономической деятельности 1. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2. рыболовство, рыбоводство 3. добыча полезных ископаемых 4. добыча топливно- 5. добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 6. обрабатывающие производства 7. производство 
  пищевых продуктов, включая  8. текстильное и швейное производство 9. производство 
  кожи, изделий из кожи и  10. обработка 
  древесины и производство  11. целлюлозно-бумажное 
  производство, издательская и  12. химическое производство 13. производство 
  резиновых и пластмассовых  14. производство 
  прочих неметаллических  15. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 16. производство 
  электрооборудования,  17. производство 
  транспортных средств  18. прочие производства 19. производство 
  и распределение  20. строительство 21. оптовая и 
  розничная торговля, ремонт автотранспортных 
  средств, мотоциклов, бытовых изделий 
  и предметов личного  22. гостиницы и рестораны 23. транспорт и связь 24. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 25. образование 26. здравоохранение и предоставление социальных услуг 27. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг  | 
  40067,9  403,3 10,9 1498,9 1442,9 19,6  4796,6 1369,3  76,9 6,6  156,5 125,8  465,7 113,8 154,8 710,1  202,1  81,9 248,1 433,6  6688,4 18689,1  223,5 2049,0 5365,6  7,1 90,1 117,8  | 
  100  1,1 0,0 3,3 3,8 0,1  11,1 3,3  0,3 0,0  0,5 0,3  1,2 0,2 0,4 1,6  0,5  0,4 0,6 1,1  16,1 42,9  0,5 5,0 14,3  0,0 0,2 0,3  | 
  45975,6  614,6 18,7 1748,2 1758,1 9,1  6113,4 489,2  69,7 6,6  60,6 171,1  538,1 289,1 244,1 857,3  106,2  77,2 159,3 183,3  9644,9 24678,8  249,6 1089,4 3119,9  20,7 113,2 367,5  | 
  100  1,3 0,1 3,6 3,5 0,1  12,5 1,0  0,1 0,0  0,1 0,4  1,1 0,6 0,5 1,8  0,2  0,2 0,3 0,4  19,8 51,5  0,5 2,2 6,6  0,0 0,3 0,8  | 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
Д 
Таблица – Число малых предприятий по видам экономической деятельности
(на конец 
года) 
| 2005 | 2006 | |||
| Тыс. | В процентах  к итогу  | 
  Тыс. | В процентах  к итогу  | |
| Всего | 965,7 | 100 | 1019,1 | 100 | 
| из них: | ||||
| сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 24,2 | 2,6 | 24,9 | 2,7 | 
| рыболовство, рыбоводство | 2,1 | 0,2 | 2,2 | 0,2 | 
| добыча полезных ископаемых | 3,3 | 0,3 | 4,2 | 0,4 | 
| обрабатывающие производства | 113,5 | 12,1 | 122,4 | 12,2 | 
| производство 
  и распределение  | 
  2,3 | 0,4 | 4,0 | 0,4 | 
| строительство | 106,1 | 12,1 | 115,1 | 11,7 | 
| оптовая 
  и розничная торговля; ремонт автотранспортных 
  средств, мотоциклов, бытовых изделий 
  и предметов личного  | 
  435,7 | 44,9 | 462,8 | 45,0 | 
| гостиницы и рестораны | 14,9 | 2,0 | 20,1 | 2,0 | 
| транспорт и связь | 42,1 | 4,6 | 50,2 | 4,8 | 
| в том числе связь | 6,0 | 0,6 | 6,9 | 0,7 | 
| финансовая деятельность | 11,7 | 1,4 | 14,7 | 1,4 | 
| операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 148,5 | 15,5 | 163,3 | 15,8 | 
| образование | 2,3 | 0,3 | 2,7 | 0,3 | 
| здравоохранение и предоставление социальных услуг | 10,3 | 1,1 | 9,8 | 1,0 | 
| предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 21,1 | 2,4 | 23,3 | 2,4 | 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
Е 
Таблица 
– оборот малых предприятий по 
видам экономической 
| Млн. рублей | В процентах  к итогу  | |
| Всего | 11278168,2 | 100 | 
| из него: | ||
| сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 77698,3 | 0,6 | 
| рыболовство, рыбоводство | 20415,2 | 0,2 | 
| добыча полезных ископаемых | 47346,7 | 0,3 | 
| обрабатывающие производства | 1136889,9 | 9,8 | 
| производство 
  и распределение  | 
  31167,7 | 0,4 | 
| строительство | 904511,8 | 7,8 | 
| оптовая 
  и розничная торговля; ремонт автотранспортных 
  средств, мотоциклов, бытовых изделий 
  и предметов личного  | 
  8704769,5 | 71,2 | 
| гостиницы и рестораны | 56103,8 | 0,4 | 
| транспорт и связь | 249193,8 | 2,8 | 
| в том числе связь | 44728,7 | 0,3 | 
| операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 724895,7 | 6,2 | 
| образование | 3423,1 | 0,0 | 
| здравоохранение и предоставление социальных услуг | 32983,8 | 0,5 | 
| предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 56649,2 | 0,6 | 
    ПРИЛОЖЕНИЕ 
Ж 
    Таблица 
– Объём поступления единого 
налога от субъектов малого предпринимательства 
(млн. руб). Оренбургская область. 
| № п/п | Вид налога | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 
| 1 | Единый налог 
  на вменённый доход для  | 
  23,6 | 92,8 | 225,4 | 178,2 | 
| 2 | Единый налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения | 18,1 | 27,3 | 1,3 | 44,8 | 
| 3 | ИТОГО | 41,7 | 120,1 | 226,7 | 223,0 | 
    ПРИЛОЖЕНИЕ 
З 
    Таблица 
– Специальные налоговые режимы 
для субъектов малого предпринимательства 
в Оренбургской области. 
| Обычный налоговый режим | Упрощённая система налогообложения | Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход | 
|   Для юридических лиц  | ||
 
  | 
    6% от кассового дохода или 15% от прибыли +14% от фонда 
  заработной платы наёмных   | 
    15% от вменённого дохода +14% от фонда 
  заработной платы наёмных   | 
|   Для физических лиц  | ||
 
  | 
    6% от кассового дохода или 15% от прибыли +14% от фонда 
  заработной платы наёмных  112 руб. – фиксированный платёж от предпринимательской деятельности на обязательное пенсионное страхование  | 
    15% от вменённого дохода +14% от фонда 
  заработной платы наёмных  150 руб. – фиксированный платёж от предпринимательской деятельности на обязательное пенсионное страхование  | 
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства