Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 08:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность малого предпринимательства;
2. выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
3. проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Оренбургской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА................................................................................5
1.1 Направления и формы государственной поддержки
малого предпринимательства…………………………………………………………….10
1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства………………….14
1.3 Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………………19
ГЛАВА 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ……………..…………………………………………...-
2.1 Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области………….24
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Оренбургской области. Государственная поддержка. Инфраструктура …….................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...…………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...38
1. обычный налоговый режим;
2. специальные налоговые режимы:
-
упрощённая система
- единый налог на вменённый доход.
На сегодняшний день налоговые поступления от малого бизнеса составляют около 37% от общей суммы поступлений. В 2002 году субъектами малого предпринимательства перечислено единого налога, взимаемого с применением упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности на сумму 234,7 миллионов рублей, в том числе:
Как
было отмечено выше, большое значение
имеет государственная
В Оренбургской области реализуется Областная целевая программа «О развитии предпринимательства на 2009 – 2011 годы». В ее реализации задействованы общественные организации предпринимателей, различные структуры, работающие в сфере поддержки бизнеса, а также комитеты и управления городской администрации. В паспорте данной программы отражена её цели, к которым относятся: «создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития области»4. Исходя из цели, сформулированы задачи, которые также рассмотрены в паспорте программы.
К 2011 году в Оренбургской области планируется достижение следующих показателей:
В результате
реализации мероприятий Программы
в 2009-2011 годах будут достигнуты следующие
социально-экономические
В Оренбургской области сложилась определённая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Она включает в себя следующие организации:
1.
Комитет по поддержке и
2. Оренбургское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Данное управление защищает права предпринимателей и осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
3. Государственная некоммерческая организация «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства». Фонд поддержки малого предпринимательства занимается кредитованием субъектов малого предпринимательства, а также предоставлением услуг бизнес-планирования и консультации. Перечень услуг, оказываемый Фондом, можно разделить на четыре области:
4.
Оренбургское региональное
5.
Областная общественная
6.
Специализированная
7.
Учебно-деловой центр «
8. Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (г. Орск). Основная задача Ассоциации – представление интересов предпринимателей в органах власти, защита прав предпринимателей в суде.
9.
Ассоциация по защите прав
интересов предприятий и
10.
Орское агентство по поддержке
и развитию малого
11.
ОАО «Урал-Экспо». Это компания, предлагающая
комплекс услуг для
12.
Оренбургский областной союз
промышленников и
13. Межрегиональный маркетинговый центр ЗАО «Оренбург-Москва». Центр предоставляет такие маркетинговые услуги, как исследования, вывод продукции на рынки других регионов, поиск потенциальных партнёров.
14.
Тюльганский учёбно-
15.
Инновационно-инвестиционный
16.
Оренбургское отделение
Таким
образом, в Оренбургской области
функционирует развитая инфраструктура
поддержки малого предпринимательства,
которая включает в себя Торгово-промышленную
палату, различные Фонды, Ассоциации,
Агентства и образовательные
учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев
сущность малого предпринимательства
и государственную поддержку
субъектов малого предпринимательства,
можно сделать следующие
Во-первых,
необходимость поддержки малого
предпринимательства
Во-вторых,
государственная поддержка
Наконец, сама поддержка малого предпринимательства включает в себя направления (установление упрощённой системы регистрации, лицензирования, налогообложения, учёта и отчётности; создание льготных условий использования финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, поддержка внешнеэкономической деятельности и т.д.) и формы (оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов). Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход. Данные налоговые режимы безусловно, предпочтительнее обычного, т.к. происходит замена всех федеральных, региональных и местных налогов уплатой единого налога.
Подводя
итоги по данной теме, следует заметить,
что, несмотря на многочисленные проблемы,
существующие в сфере поддержки
малого предпринимательства, государство
всё-таки играет весомую роль в его становлении
и развитии. Важно отметить то, что
малое предпринимательство в российской
практике было разрешено в 1988 году. В этой
связи, появление многочисленных форм
и направлений, инфраструктуры поддержки
малого бизнеса, различных нормативно-правовых
актов за 20 лет развития самого малого
предпринимательства является большой
помощью его субъектам со стороны государства.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Таблица
– Малое предпринимательство
в России и в странах Европы
и США (на 1 июля 2004 г.)
Россия | США и Европа | |
Количество предприятий | 951 000 | 22 000 000 (США) |
Доля в ВВП | 11 – 13 % | 50 – 60 % |
Трудоспособное население, занятое в предпринимательстве | 17 – 19 % | 50 – 75 % |
Количество предприятий на 1 тыс. человек населения | 6,6 | 30 – 40 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Таблица – Основные
экономические показатели деятельности
малых предприятий
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Число малых предприятий (на конец года), тыс. | 843,0 | 882,3 | 893,0 | 953,1 | 979,3 | 1032,8 |
Число малых предприятий в расчете на 10000 человек населения1) | 58 | 61 | 62 | 66 | 69 | 73 |
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек | 6483,5 | 7220,3 | 7458,9 | 7815,1 | 8045,2 | 8582,8 |
Средняя
численность внешних |
607,0 | 502,9 | 546,9 | 608,6 | 630,4 | 656,5 |
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек | 345,3 | 252,9 | 249,0 | 243,5 | 258,1 | 229,3 |
Оборот малых предприятий, млрд.руб. | ... | ... | ... | ... | 9612,6 | 12099,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 43,5 | 51,0 | 67,3 | 99,2 | 120,5 | 171,3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
Таблица
– Число малых предприятий
по видам экономической
2005 | 2006 | |||
единиц | в процентах к итогу | единиц | В процентах к итогу | |
Всего
В том числе по видам экономической деятельности 1. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2. рыболовство, рыбоводство 3. добыча полезных ископаемых 4. добыча топливно- 5. добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 6. обрабатывающие производства 7. производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 8. текстильное и швейное производство 9. производство
кожи, изделий из кожи и 10. обработка
древесины и производство 11. целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 12. химическое производство 13. производство
резиновых и пластмассовых 14. производство
прочих неметаллических 15. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 16. производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 17. производство
транспортных средств 18. прочие производства 19. производство
и распределение 20. строительство 21. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22. гостиницы и рестораны 23. транспорт и связь 24. финансовая деятельность 25. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 26. образование 27. здравоохранение и предоставление социальных услуг 28. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
7498 428 11 99 65 39 1198 249 67 9 78 93 25 60 123 91 68 29 101 50 1303 3278 117 336 73 1232 36 108 146 |
100 4,9 0,2 1,2 0,7 0,5 14,3 2,8 0,8 0,1 1,0 1,1 0,3 0,7 1,4 1,1 0,9 0,4 1,2 0,6 15,6 38,5 1,4 4,2 1,0 14,4 0,4 1,2 1,7 |
8769 469 9 91 65 34 1285 269 73 7 99 105 24 75 120 102 74 26 112 66 1467 3254 139 331 91 1252 41 139 204 |
100 5,1 0,1 1,0 0,7 0,4 14,3 2,8 0,8 0,1 1,1 1,2 0,2 0,8 1,3 1,2 1,0 0,3 1,2 0,7 16,3 37,6 1,6 3,7 1,0 14,0 0,5 1,4 2,3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица
– Оборот малых предприятий по
видам экономической
2005 | 2006 | |||
Млн. руб | в процентах к итогу | Млн. руб | В процентах к итогу | |
Всего
В том числе по видам экономической деятельности 1. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2. рыболовство, рыбоводство 3. добыча полезных ископаемых 4. добыча топливно- 5. добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 6. обрабатывающие производства 7. производство
пищевых продуктов, включая 8. текстильное и швейное производство 9. производство
кожи, изделий из кожи и 10. обработка
древесины и производство 11. целлюлозно-бумажное
производство, издательская и 12. химическое производство 13. производство
резиновых и пластмассовых 14. производство
прочих неметаллических 15. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 16. производство
электрооборудования, 17. производство
транспортных средств 18. прочие производства 19. производство
и распределение 20. строительство 21. оптовая и
розничная торговля, ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного 22. гостиницы и рестораны 23. транспорт и связь 24. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 25. образование 26. здравоохранение и предоставление социальных услуг 27. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
40067,9 403,3 10,9 1498,9 1442,9 19,6 4796,6 1369,3 76,9 6,6 156,5 125,8 465,7 113,8 154,8 710,1 202,1 81,9 248,1 433,6 6688,4 18689,1 223,5 2049,0 5365,6 7,1 90,1 117,8 |
100 1,1 0,0 3,3 3,8 0,1 11,1 3,3 0,3 0,0 0,5 0,3 1,2 0,2 0,4 1,6 0,5 0,4 0,6 1,1 16,1 42,9 0,5 5,0 14,3 0,0 0,2 0,3 |
45975,6 614,6 18,7 1748,2 1758,1 9,1 6113,4 489,2 69,7 6,6 60,6 171,1 538,1 289,1 244,1 857,3 106,2 77,2 159,3 183,3 9644,9 24678,8 249,6 1089,4 3119,9 20,7 113,2 367,5 |
100 1,3 0,1 3,6 3,5 0,1 12,5 1,0 0,1 0,0 0,1 0,4 1,1 0,6 0,5 1,8 0,2 0,2 0,3 0,4 19,8 51,5 0,5 2,2 6,6 0,0 0,3 0,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Д
Таблица – Число малых предприятий по видам экономической деятельности
(на конец
года)
2005 | 2006 | |||
Тыс. | В процентах к итогу |
Тыс. | В процентах к итогу | |
Всего | 965,7 | 100 | 1019,1 | 100 |
из них: | ||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 24,2 | 2,6 | 24,9 | 2,7 |
рыболовство, рыбоводство | 2,1 | 0,2 | 2,2 | 0,2 |
добыча полезных ископаемых | 3,3 | 0,3 | 4,2 | 0,4 |
обрабатывающие производства | 113,5 | 12,1 | 122,4 | 12,2 |
производство
и распределение |
2,3 | 0,4 | 4,0 | 0,4 |
строительство | 106,1 | 12,1 | 115,1 | 11,7 |
оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного |
435,7 | 44,9 | 462,8 | 45,0 |
гостиницы и рестораны | 14,9 | 2,0 | 20,1 | 2,0 |
транспорт и связь | 42,1 | 4,6 | 50,2 | 4,8 |
в том числе связь | 6,0 | 0,6 | 6,9 | 0,7 |
финансовая деятельность | 11,7 | 1,4 | 14,7 | 1,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 148,5 | 15,5 | 163,3 | 15,8 |
образование | 2,3 | 0,3 | 2,7 | 0,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 10,3 | 1,1 | 9,8 | 1,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 21,1 | 2,4 | 23,3 | 2,4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Е
Таблица
– оборот малых предприятий по
видам экономической
Млн. рублей | В процентах к итогу | |
Всего | 11278168,2 | 100 |
из него: | ||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 77698,3 | 0,6 |
рыболовство, рыбоводство | 20415,2 | 0,2 |
добыча полезных ископаемых | 47346,7 | 0,3 |
обрабатывающие производства | 1136889,9 | 9,8 |
производство
и распределение |
31167,7 | 0,4 |
строительство | 904511,8 | 7,8 |
оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного |
8704769,5 | 71,2 |
гостиницы и рестораны | 56103,8 | 0,4 |
транспорт и связь | 249193,8 | 2,8 |
в том числе связь | 44728,7 | 0,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 724895,7 | 6,2 |
образование | 3423,1 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 32983,8 | 0,5 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 56649,2 | 0,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ж
Таблица
– Объём поступления единого
налога от субъектов малого предпринимательства
(млн. руб). Оренбургская область.
№ п/п | Вид налога | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год |
1 | Единый налог
на вменённый доход для |
23,6 | 92,8 | 225,4 | 178,2 |
2 | Единый налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения | 18,1 | 27,3 | 1,3 | 44,8 |
3 | ИТОГО | 41,7 | 120,1 | 226,7 | 223,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
З
Таблица
– Специальные налоговые режимы
для субъектов малого предпринимательства
в Оренбургской области.
Обычный налоговый режим | Упрощённая система налогообложения | Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход |
Для юридических лиц | ||
|
6% от кассового дохода или 15% от прибыли +14% от фонда
заработной платы наёмных |
15% от вменённого дохода +14% от фонда
заработной платы наёмных |
Для физических лиц | ||
|
6% от кассового дохода или 15% от прибыли +14% от фонда
заработной платы наёмных 112 руб. – фиксированный платёж от предпринимательской деятельности на обязательное пенсионное страхование |
15% от вменённого дохода +14% от фонда
заработной платы наёмных 150 руб. – фиксированный платёж от предпринимательской деятельности на обязательное пенсионное страхование |
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства