Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:28, реферат
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно спецификации);
создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;
предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;
организация деятельности общественно-экспертных комиссий по развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Казахстан и местных исполнительных органах.
Государственная поддержка и развитие частного предпринимательства осуществляются путем:
создания при государственных органах научно-исследовательских институтов по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства;
организации деятельности экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах;
создания финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства;
организации деятельности бизнес-инкубаторов и индустриальных зон;
продажи земельных участков, зданий, помещений либо перевода жилых помещений в нежилые в соответствии с законами Республики Казахстан.
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Согласно законодательству Казахстана показателем оценки уровня монополизации выступает доля фиксированного числа предприятий (CR- Concentration Rations). Рынок считается монопольным, а субъект рынка доминирующим, если его доля в общем объеме выпуска превышает 35%. А также, если совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов или совокупная доля не более чем трех субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 70 и более процентов.
В экономике Казахстана наблюдается тенденция не только восстановления, но и усиления монополизации, которая исходит уже не от государства, а от частного и иностранного капитала и оказания мощного лоббистского давления на правительственные органы, с целью получения льгот и преференций.
Отечественные монополисты стремятся легальными и нелегальными путями платить как можно меньше налогов в бюджет. При среднем коэффициенте налоговой нагрузки промышленных предприятий 20–21%, у ряда предприятий минерально-сырьевого комплекса он ниже на порядок.
Все это свидетельствует о неразвитости конкуренции, слабой видовой дифференциации хозяйствующих субъектов с доминированием отдельных их видов и ярко выраженном стремлении к реализации имеющихся монопольных преимуществ, что препятствует созданию такого сочетания предпринимательских структур, которое позволяет стимулировать распределение производственных ресурсов и обеспечить эффективное функционирование рынков. Неразвитость форм конкуренции направляет состязательность не в русло совершенствования технологии и расширения спектра услуг, а в сферу исключительно ценовых параметров, что оборачивается усилением монопольных проявлений, упрощением продукции и сокращением ее ассортимента как метода снижения издержек.
Для снижения уровня монополизации и развития конкуренции государством проводится антимонопольная политика. Антимонопольная политика сегодня определена нормами и правилами поведения субъектов рыночной экономики. Еще Адам Смит говорил: «Пусть люди одной сферы деятельности редко встречаются все вместе; даже для развлечений, так как общение неизбежно приводит к сговору против публики, к чему-то вроде плана о поднятии цен. Представляется невозможным предотвратить подобные встречи, используя закон, который был бы выполним и сочетался с понятиями свободы и правосудия. Но, хотя закон не в состоянии воспрепятствовать такого рода общению, он не должен способствовать ему, а также превращать его в необходимость. Есть множество примеров, когда доктрина изначальной незаконности действий, направленных против конкуренции, будучи использованной, безусловно, сделала тысячи картелей менее эффективными и не позволила сформироваться еще тысячами других под угрозой его применения. Ее вклад в общественное благосостояние на протяжении десятилетий был огромен».
Антимонопольное регулирование должно быть направлено на создание эффективной конкурентной среды в экономике. Оно не должно приводить к ухудшению экономической ситуации в стране и снижению благосостояния общества, а наоборот, должно стимулировать их рост. Поэтому необходимо тщательно изучать ситуацию на рынке: действительно ли применение жестких антимонопольных мер является единственно возможным путем восстановления конкуренции и не приведет ли к ситуации, когда монопольная власть просто перейдет от одних субъектов рынка к другим.
Государственным органом, осуществляющим защиту конкуренции, пресечение и ограничение монополистической деятельности, выступает Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и развитию предпринимательства, деятельность которого направлена на изучение состояния товарного рынка, уровня конкуренции на нем и разработку на этой основе мер по поддержке, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности.
Антимонопольная политика в сфере естественных монополий нацелена на определение правовых основ государственного контроля и регулирование деятельности в сфере естественной монополии, достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии. В Казахстане к сфере естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; хранение, транспортировка газа или газового конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам, эксплуатация газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов; передача и распределение электрической и тепловой энергии; производство тепловой энергии отопительными котельными, станциями с комбинированным типом производства; услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии; услуги магистральной железнодорожной сети; услуги подъездных путей при условии отсутствия конкурентного подъездного пути и технологической невозможности либо экономической нецелесообразности его строительства; услуги аэронавигации, портов, аэропортов; услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий; услуги водохозяйственной и канализационной систем; общедоступные услуги почтовой связи.
Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии осуществляется посредством утверждения тарифа (цены, ставки сбора); утверждения тарифной сметы; установления временного понижающего коэффициента. Принципами расчета тарифа субъектов естественной монополии выступают: возмещение объективно необходимых затрат; возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии; право грузоотправителя получать услуги на недискриминационной основе; устранение практики перекрестного субсидирования.
Для контроля и регулирования деятельности субъектов рынка антимонопольным органом формируются и ведутся государственные реестры субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики, областей, городов Астаны и Алматы. Им запрещаетсяустанавливать монопольно высокие (низкие) цены; навязывать контрагенту условия, не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами рынка. А также изымать из обращения товары с целью создания или поддержания дефицита на товарном рынке, либо повышения (снижения) цены; создавать препятствия входа на товарный рынок другим субъектам рынка; нарушать установленные нормативно правовыми актами порядок ценообразования; необоснованно сокращать объемы производства или прекращать производство товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки.
Среди методов антимонопольной политики предпочтение следует отдавать методам косвенного регулирования, которые осуществляются по следующим направлениям:
- создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации (предоставление максимально широких прав по инициативному, идущему «снизу», разукрупнению производства, созданию новых предприятий, децентрализованному переливу капитала);
- стимулирование процессов, направленных на возникновение экономических субъектов с равнонаправленными противоположными интересами, у которых стремление к соперничеству преобладает над стремлением к объединению. Для этого необходимо сочетание крупного и мелкого производства, предприятий с разными формами собственности и хозяйствования.
Контроль за деятельностью монополий должен побуждать носителя монопольной власти к такому образу действий, как если бы существовала полная конкуренция. Следует допустить общие деловые правила, складывающиеся на рынках в процессе исполнения законов, но не условия заключения сделок, которые отклоняются от законодательного регулирования в ущерб одной из сторон в договоре.
Полное отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Вопрос выбора масштаба фактической и потенциальной конкуренции в каждом конкретном случае должен стать предметом особого решения.
В этой связи заслуживают внимания три области антимонопольной политики, определяющие соотношения действий, ограничивающих, не допускающих или устраняющих конкуренцию, и действий, направленных на развитие конкуренции:
- антимонопольное законодательство как совокупность предписаний относительно запрещенных действий (хозяйственных практик);
- правоприменение как механизм, обеспечивающий соблюдение правил, включая механизм применения санкций к нарушителям;
- защита конкуренции, в том числе распространение информации среди участников хозяйственного оборота о значимости конкуренции и необходимости ее развития.
Ошибки государства при проведении антимонопольной политики в указанных областях могут негативно повлиять на экономическую ситуацию в целом.
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства