Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:08, реферат

Краткое описание

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого предпринимательства.docx

— 22.00 Кб (Скачать)

Государственная поддержка малого предпринимательства

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда  в СССР был создан Союз малых государственных  предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего на малых предприятиях , не должно быть 100 человек. Положение предусматривало порядок открытия , реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.

Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление  Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.

Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к  малым предприятиям относились предприятия  всех форм собственности, установленных  Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской  деятельности», численность работников в которых не превышали:

  • В промышленности и строительстве -200 человек;
  • В научных учреждениях-100 человек;
  • В остальных отраслях производственной сферы-до 15 человек.

Согласно Постановлению  Совета Министров РСФСР « О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам самоуправления рекомендовалось:

  • Представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
  • Разрешать списание в первый год эксплуатации до 50% амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
  • Проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т.д.

В 1992 году по инициативе Правительства  РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является ЗАО, учредителями которого стали:

  • Торгово-промышленная палата РФ
  • Российская экономическая академия им. Г.Плеханова
  • ПО «Уралмаш»
  • АвтоВАЗбанк
  • Тульский машиностроительный завод «Штамп»
  • Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства
  • Другие предприятия и организации

Российское агентство  представляет собой независимую  организацию, целью деятельности которой  является оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность агентства  заключается в консалтинговой поддержке  малых и средних предприятий  в России, содействии в установлении деловых связей с российскими  и зарубежными партнерами. Агентство  ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию  межрегионального и международного делового информационного обмена между  предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты агентства также  активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом  в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.

Далее после образования  РФ были приняты постановления Правительства  РФ касающиеся поддержки и развития малого бизнеса:

  • Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
  • Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 446 « О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
  • Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Являлся некоммерческой организацией, основными задачами которого стало:
  • Проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • Оказание прямой финансовой, информационной помощи малым предприятиям
  • Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Теперь начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной  поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 года утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг. Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу.

Программа предусматривала, что в компетенции РФ находится  определение общих принципов  и приоритетных направлений государственной  поддержки, разработка и реализация федеральных программ, установление льгот по федеральным налогам  и т.д. За счет федерального бюджета  и других фондов федеральные программы  финансируются не менее чем на 50%. 1

Согласно статье 3 закона под субъектами малого предпринимательства  понимались коммерческие организации, в УК которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций  не превышала 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала:

      • В промышленности – 100 человек
      • В строительстве – 100 человек
      • На транспорте – 100 человек
      • В сельском хозяйстве – 60 человек
      • В научно-технической сфере – 60 человек
      • В оптовой торговле – 50 человек

 

До 1 января 2008 года государственная  поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с  Федеральным законом РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации»2.

Президентом РФ был подписан новый ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства  в РФ». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Новый закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяются три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • Средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек
    • Малые предприятия – до 100 человек
    • Микропредприятия с численностью занятых до 15 человек

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные  правительством РФ для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает  создание реестров малого и среднего предпринимательства – получателей  поддержки, определяются цели и порядок  создания государственными органами и  органами местного самоуправления координационных  и совещательных органов в  области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В  Федеральном законе приведен исчерпывающий  перечень оснований для отказа субъектам  малого и среднего предпринимательства  в оказании поддержки, установлены  особенности оказания некоторых форм поддержки.

Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной  власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает  особенности правового регулирования  субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета
    • Упрощенные правила ведения бухгалтерского учета
    • Упрощенный порядок составления статистической отчетности
    • Меры финансовой поддержки
    • Льготный порядок расчетов за приватизированное имущество

В законе указано, что для  представителей малого и среднего бизнеса  предусмотрен ряд льгот. В том  числе – применение специальных  налоговых режимов. В связи с  этим, возможно, будет расширен  круг тех, кто может применять упрощенку. И в частности, этот спецрежим смогут применять компании, где работает до 250 сотрудников.

 

 

 

 

 

 

1 Указ президента РФ от 6 июня 1995 г.- Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства

2 От 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ


Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства