Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 08:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность малого предпринимательства;
2. выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
3. проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Оренбургской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА................................................................................5
1.1 Направления и формы государственной поддержки
малого предпринимательства…………………………………………………………….10
1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства………………….14
1.3 Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………………19
ГЛАВА 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ……………..…………………………………………...-
2.1 Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области………….24
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Оренбургской области. Государственная поддержка. Инфраструктура …….................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...…………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...38
Из таблицы (приложение А) мы видим, что в развитых странах именно малый бизнес даёт наибольшую долю в ВВП (60%). В Японии эта цифра приближается к 80%. В России же доля малого бизнеса находится на очень низком уровне. Не смотря на то, что экономические показатели малого предпринимательства в России с каждым годом становится всё выше (приложение Б), показатели развития малого бизнеса в странах Европы и США намного выше. Это свидетельствует о том, что развитие малого предпринимательства в нашей стране сопровождается возникновением различных проблем.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут их предоставить. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями; специальные банки для обслуживания малого бизнеса не существуют. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их возможности конкурировать с другими предприятиями.
Другой важной задачей, выполнение которой необходимо для успешного развития малого бизнеса, является создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время предприниматели не удовлетворены правовым регулированием их деятельности, несмотря на то, что в течение нескольких последних лет было принято немало законодательных и нормативных актов. Многие предприниматели высказывают пожелание провести усовершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, особенно в части, касающейся регулирования текущей деятельности малых предприятий.
Больным
вопросом для малого предпринимательства
является несовершенство процедур контроля
за текущей деятельностью
Таким образом, очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В
соответствии с федеральным
Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориентированная на специфику малого бизнеса: банки, биржи, аудиторские и страховые фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами и т.д.
Во-вторых, установление упрощённой системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставление бухгалтерской и статистической отчётности.
В-третьих, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.
В-четвёртых, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляется в виде:
В-пятых, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Данное направление поддержки малого предпринимательства отражено в статье 21 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этой статье, поддержка по данному направлению осуществляется в виде:
Формами
государственной поддержки
1.2
Инфраструктура поддержки
малого предпринимательства
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктурой поддержки малого предпринимательства является организации, которые создаются в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг при реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого предпринимательства, и оказания им поддержки.
Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во много зависит от функционирования разветвлённой инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональном уровнях. Так важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса, министерства торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческий банк, федеральные фонды и другие организации.
В РФ сложилась определённая инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки малого предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.
Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, однако указом Президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение политики в области государственной поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г.
Необходимо
отметить, что помимо Фонда поддержки
существует также Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-
Кроме фондов поддержки и содействия в России существуют и другие организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий.
Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например, Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы.
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российская Ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и т.д.
Российское
агентство поддержки малого среднего
бизнеса создано в 1992 г. в рамках
межправительственного
В решении проблем малого бизнеса большую роль играет общественная организация предпринимателей – Российская торгово-промышленная палата (ТТП РФ). В 2000 г. у торгово-промышленных палат всего мира был своеобразный юбилей: 400 лет назад марсельские купцы объединились и создали торговую палату для защиты своих интересов. Несколько позже к ним присоединились промышленники. Так был сформирован институт торгово-промышленных палат.
В России первая ТТП появилась достаточно поздно – в 1911 г. Предполагалось, что это будет палата западного образца, и даже был подготовлен соответствующий проект устава. Но из-за войн и революций начала XX века вопрос о формировании этого института промышленников и предпринимателей был отложен на неопределённый срок. Вновь вернулись к этой идее только в начале 20-х гг. XXв. Когда социалистическая Россия пыталась наладить торговые отношения с Западом, возникла проблема: отсутствовал орган, который бы курировал эту деятельность. Поэтому в 1922 г. указом В.И. Ленина в Петрограде была создана торгово-промышленная палата, которая до сих пор является одной из самых сильных палат в России. Спустя несколько лет ТПП стали появляться в союзных республиках и отдельных регионах.
В 1991 г. была образована российская ТПП. Курирование внешнеэкономических отношений перестало быть доминирующей функцией ТПП. На первый план вышло то, чем занимались изначально палаты всего мира, – отстаивание интересов бизнесменов. Экономическая и политическая обстановка в стране обусловила необходимость нового организационного построения ТПП: нужно было приблизить её к предпринимателям. Во всех субъектах РФ сейчас действуют ТПП, сейчас насчитывается 151 палата. Эти палаты независимы от государства и существуют за счёт членских взносов.
Законно «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», принятый в 1993 г., стал важнейшим импульсом для развития торгово-промышленных палат в России. Палаты являются единственными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющие свою деятельность на основании специального закона. Членами Российской ТПП являются 87 союзов и гильдий, имеющих различные профили деятельности и географию.
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства